| | |
| Тема: « Вода» | (Слайд 1) |
-
Организационный момент | (Звучит песня «Ужасно интересно») Уч-ль: Вот опять звенит звонок – начинается урок. Встали ровно и красиво, тихо сели. Я желаю всем удачи – За работу! В добрый час! | |
Минута календаря | Уч-ль: Наш урок мы начнем с минуты календаря. Посмотрите в окно. Скажите, какая погода за окном? А какой сегодня день? | |
Сообщение темы и цели урока | Есть много вопросов У детей и взрослых. Как найти ответ? Да очень просто! В клубе «Почемучек» Мы рады видеть вас Приходите! Адрес: 4 «Б» класс Уч-ль: -Ой, ребята, тише, тише. Что-то странное я слышу. Гость какой-то к нам спешит, очень сильно он шумит! (Звук, прилет Бабы-Яги. Появляется она) Баба-Яга:-А-а-а! Сами пришли, а меня не пригласили. Бессовестные, хотите меня неучем оставить? Вот я вас сейчас заколдую, и вы ничего не узнаете! Швабра – дабра – кадабра! Покер – докер – доминокер! -Ничего нового вы не узнаете! Уч-ль: -Неправда, мы все узнаем, не заколдуешь ты нас! Правда, ребята? Не мешай нам Баба-Яга.- О чем мы сегодня с вами узнаем? А узнаем мы много интересного о…, а в общем, отгадаете загадку – сами узнаете. Вы готовы? Тогда слушайте: Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. -Догадались что это такое? Уч-ся: -Вода Уч-ль: -Правильно, это вода. | |
| Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране | (Слайд 2) |
| Как сосулька замерзает, | (Слайд 3) |
| В лес туманом заползает. | (Слайд 4) |
| Ледником в горах зовется, | (Слайд 5) |
| Лентой серебристой вьется, | (Слайд 6) |
| На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, | (Слайд 7) |
| Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! | (Слайд 8) |
| Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда | (Слайд 9) |
| Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! | (Слайд 10) |
| Баба-Яга: -Ну, уж нашли о чем говорить! Вода! Фу – мокрая, холодная, скользкая, сырая. Я с водой не дружусь. Не умываюсь, и не стираю. Зачем мне мочиться? Ведь я и так самая красивая! правда красивая? Уч-ся: -Нет Баба-Яга: -Как это не красивая? Вот я вам сейчас задам! (Грозит метлой) Уч-ль:- Но, право, Баба-Яга , не мешай нам, пожалуйста. Садись лучше и послушай , тебе это пригодится. Ведь сегодня мы повторим тему:«Вода» Узнаем много нового и интересного о ней. -Ребята, вы готовы? Но тогда я хочу вас предупредить, что нам будут нужны ваши знания, умения, смекалка, фантазия, а самое главное – внимание. Я вижу, у вас все это есть, тогда беремся за работу. | |
Изучение и повторение материала | Уч-ль: -Работать мы с вами будем по следующему плану План 1.Состояние воды 2.Свойства воды 3.Вода в природе 4.Охрана воды | (Слайд 11 - переход на следующие слайды осуществляется при помощи гиперссылок) |
| - Какие строчки загадки говорят нам, что вода может быть в трех состояниях? Я и туча и туман И ручей и океан И летаю и бегу И стеклянной быть могу | (Слайд -12, флипчарт – подчеркнуть ручкой на интерактивной доске 3 состояния воды, картинки озвучиваются) |
| 1.Состояние воды. Уч-ль: -Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе. Для этого вам нужно будет отгадать загадки. 1.Без досок, без топоров Через речку мост готов Мост, как синее стекло – Скользко, весело, светло Уч-ся: -Лед Уч-ль:- В каком состоянии вода? Уч-ся:- В твердом состоянии Баба-Яга:- Уж в каком твердом. Это твердое состояние я недавно на себе испытала. Каталась я на коньках недавно, да упала. Ух как больно было! Теперь я умная, наколенники да налокотники со шлемом одеваю. Ну ладно, отгадывайте дальше. А я послушаю. 2.Меня часто зовут, Дожидаются. А приду – от меня Укрываются. Уч-ся:- Дождь Уч-ль:- В каком состоянии вода? Уч-ся:- В жидком состоянии Баба-Яга:-Ну а следующую загадку я загадаю: однажды я взяла блюдечко и налила в него воды. Поставила блюдечко на крылечко. Пришла через некоторое время, а блюдечко пустое, никакой воды там нет. Вот я и спрашиваю: куда делась вода? Уч-ся:- Вода превратилась в пар Уч-ль: -В каком состоянии вода? Уч-ся:- В газообразном состоянии Уч-ль:- Какой вывод мы можем сделать? Уч-ся:- Вода может находиться в трех состояниях Баба-Яга:- Да!...Вода – очень интересное вещество. Она одна бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. | (Слайд – 13, флипчарт – контейнер. Три состояния воды - схема) |
Физкультминутка | Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам! (шагают на месте) Гром! Гром! Как из пушек Нынче праздник для лягушек! (прыжки на месте) Град! Град! Сыплет град. Все под крышами сидят (присели, хлопки в ладоши) Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин (шагаем на месте) | |
Продолжение изучения материала. | Уч-ль:- Ну что, Баба-Яга, интересно у нас? Готова ли ты дальше с ребятами узнавать много нового и интересного о воде? | |
| 2.Свойства воды. (Во время выполнения опытов ответы учащиеся записывают на карточках , а на слайде появляется схема – опора: «Свойства воды») Опыт 1. Уч-ль:- Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане? Уч-ся:- Видна Уч-ль: -Опустите карандаш. Что можно сказать? Уч-ся:- Виден Вывод:- Вода прозрачна Опыт 2. Уч-ль: -Около стакана с водой положите полоску цветной бумаги, еще одну, еще. Сравните цвет жидкости с цветом полосок. Имеет ли вода цвет? Уч-ся:- Вода не имеет цвета Вывод: -Вода не имеет цвета Опыт 3. Уч-ль: -Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать? Уч-ся:- Понюхать воду Уч-ль: -Что можно сказать? Уч-ся: -Вода не имеет запаха Вывод: -Вода не имеет запаха Опыт 4. Уч-ль:- Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус? Уч-ся:- У воды нет вкуса Вывод:- Вода не имеет вкуса Опыт 5. Уч-ль: -А сейчас добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль. Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему? Уч-ся:- Вода имеет вкус. Он зависит от того, что в ней растворили. Уч-ль:- Что произошло с солью и сахаром? Уч-ся:- Они растворились Вывод:- Вода – растворитель Опыт 6. Уч-ль:- Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Течет вода? Почему? Уч-ся: -Течет. Потому что вода жидкая. Вывод: -Вода – жидкая; течет Опыт 7. Уч-ль: -Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода? Уч-ся:-Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет. Вывод: -Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится Опыт 8. Баба-Яга:- Ну что ж, Я фокусник известный Чудесами вас «угощу» Чистую, светлую водицу В разные цвета превращу. (Берет три баночки) Ты вода-водица, Друг мой студеный. Стань вода-водица, Не простой - зеленой (встряхивает баночку) Ты вода-водица, Светлая как иней. Стань вода-водица, Не простой, а синей (встряхивает баночку) Ты вода-водица, Друг мой прекрасный. Стань вода-водица, Не простой, а красной. Уч-ль: -Ребята, что же произошло? Уч-ся: -Вода изменила цвет Уч-ль:-А от чего зависит цвет воды? Уч-ся: -Цвет воды зависит от того, что в ней растворили. Уч-ль: -А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? Уч-ся: -Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод) Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества. Баба-Яга:- Ой, ребята, какие вы молодцы! Как у вас здесь интересно! Много нового я для себя узнала о воде. И не такая уж она мокрая , противная и скользкая, как я думала, а наоборот – очень полезная. Пойду я умоюсь, пожалуй, с водой надо подружиться. Уч-ль:- Давно пора. Тебе, бабуля, 300 лет, а ты воды боишься, как маленькая. Бери пример лучше с ребят. | (Слайд – 14, флипчарт – написать ручкой на доске свойства воды по результатам каждого опыта, схема - опора) |
| 4. Круговорот воды в природе. Устные ответы детей о круговороте воды в природе, дополняет учитель. | (Слайд -15) |
| самостоятельная работа на интерактивной доске и на карточках – Круговорот воды в природе | (Слайд – 16 ) |
Физкультминутка для глаз | Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево, Опусти головку вниз. И тихонечко садись. Баба-Яга: Ладно, я не прощаюсь. Приведу себя в порядок и опять приду. | (Слайд – 17, , ссылка на презентацию PowerPoint– проследить глазами за летающим объектом НЛО, проговаривая слова и к ним движения) |
| Уч-ль: - Вы любите загадки? Будьте внимательны! ( Отгадывание загадок, ) Очень добродушная Я мягкая послушная Но когда я захочу Даже камень источу. (вода) | (Слайд-17,флипчарт – отгадки спрятаны за шторкой) |
| Шумит он в поле и в саду А в дом непопадет И никуда я не пойду Покуда он идет. (дождь) | (Слайд -18) |
| Утром бусы засверкали Всю траву собой заткали А пошел искать их днем Ищем, ищем не найдем. (роса) | (Слайд – 19) |
| На дворе переполох С неба сыплется горох Съела шесть горошен Нина У нее теперь ангина. (град) | (Слайд - 20) |
| Летом бежит, а зимой спит Весна настала, опять побежала (река) | (Слайд -21) |
| Покружилась звездочка, в воздухе немножко Села и растаяла, на моей ладошке. (снег) | (Слайд -22) |
| Что за чудо – красота, расписные ворота Показались на пути, В них не въехать, не войти (радуга) Уч-ль: - Молодцы ребята, вы отлично справились с загадками! | (Слайд -23) |
| 3.Вода в природе Сохраним удивительный мир рек и озер Казахстана. Уч-ль: - Я вас хочу сейчас пригласить в удивительное фотопутешествие по родному краю. И это путешествие мне хочется сопроводить стихотворением - (Звучит спокойная музыка) Есть издревле в Казахстане Святые места, Где природа Свой дух сохранила Где озерная гладь, Малых рек красота Да степей Богатырская сила! И куда ни взгляни – Все родное кругом, Все к небесному свету Стремиться. …Не за тысячу верст, Здесь, В родной стороне, Мир земной красоты Открывается. Душа поет От солнечного света Как хорошо Тропинкой луговой Шагать В середине лета, Когда звенит Высокий травостой! Уч-ль: Все воды, как и земли прекрасны. Тихие пруды и озера, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живую прохладу. Можно часами любоваться этой красотой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчание ручья, всплесках реки. (Звучат звуки воды и крики чаек) А теперь закройте свои глазки, и прислушайтесь. Что вы слышите? А где мы эти звуки слышим? Крик птиц мы с вами слышим все лето. Недалеко, от нашего города есть река Шортанды. На территории реки запрещается: отстрел чаек, сбор яиц, уничтожение кустарников, уничтожение прибрежно-водной и водной растительности, забор воды из водоема для любых нужд, сброс в водоем сточных вод, засорение и захламление водоема и его берегов. | (Слайд – 24 -34, ссылка на презентацию PowerPoint) |
| 4.Охрана природы -Ребята, мы с вами знаем, что правила эти не соблюдаются, грязная вода попадает в водоем, люди захламляют речку мусором. От этого действия страдает все живое, гибнут растения и животные. Защити природу, которая окружает нас! Запомните: 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой! -Как же сохранить чистоту в реке? (Выслушиваются ответы учащихся) -Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы? (Выслушиваются ответы учащихся) -О чем могла попросить вас вода, если бы умела говорить? (Выслушиваются ответы учащихся) -На дом вам было дано задание: нарисовать экологические знаки по защите воды. Посмотрите на нашу выставку. Эти знаки можно установить на берегу наших рек, озер. уч-к: Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой останется в них навеки Студеная и вкусная вода. уч-к: Пусть никогда не зарастает тиной Тот берег, на котором я стою… Большие дяди, взрослые мужчины Храните речку, светлую мою! (входит Баба-Яга) Баба-Яга: -А вот и я. Узнали меня? Уч-ль: -Вот теперь ты и вправду красавица. А что это ты так тяжело несешь? Баба-Яга:- Что – что? Живую воду. Уч-ль: - Да ты что, Баба-Яга? Живая вода только в сказках бывает. Баба-Яга: -Не только в сказках, такая вода есть на самом деле в природе. Правда, ею нельзя, как в сказках, воскресить человека, но вернуть здоровье она может. Это водичка чистая и полезная для здоровья, а еще очень вкусная. Вот, попробуйте. (Дети пробуют минеральную воду «Сергачская вода») Баба-Яга: -Вкусная, ребята, вода? Помните, воду нужно беречь. Ну а мне пора в лес. Засиделась я у вас. До свидания, до новых встреч. (Баба-Яга уходит) | (Слайд 35 – флипчарт. Убрать предметы, которые загрязняют природу в корзину, с помощью передвижения картинок – сделать наш окружающий мир красивее. Коллективная работа. ) |
Итог урока | Уч-ль:- Опираясь на карточку, перечислите свойства воды Уч-ся: -Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, течет и не имеет формы Уч-ль:- Расскажите, как и почему вы будете беречь воду? Уч-ся: -Воду нужно беречь потому, что она нужна все живым организмам. В наших силах не бросать мусор в водоемы, реки и озера, очищать их, экономно расходовать воду. Уч-ль: К логической развязке Пришли мы без подсказки: Как нам необходима всем всегда Чистая вода. Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. Антуан де Сент-Экзюпери -Если мы сами не научимся беречь воду, наши потомки могут остаться без доступа к чистой питьевой воде. Помни, Человек! Сбережем воду вместе! -Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке. | (Слайд36-37 ) |