Открытый урок по познанию мира 3 класс
Тема: Явления природы.
Тип урока – урок сообщения новых знаний
Цель урока – познакомить учащихся с понятиями «явления природы», «катастрофа».
Задачи урока: 1.Сформировать и углубить знания учащихся о явлениях природы, о природных катастрофах.
2.Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основе рассуждений, обогащать словарный запас учащихся.
3.Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру, повышение познавательной активности, учебной мотивации, учить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, листы ватмана, маркеры, цветные картинки: времена года, карточки: явления природы, клей, карточки с заданиями, листы самооценки.
Ожидаемый результат: знание явлений природы, умение работать в группах, уважать мнение товарищей, умение делать самооценку.
Орг. момент.
Психологический настрой.
/Звучит песня «Если добрый ты» сл. А.Хайта, муз. Б.Савельева. Проведение тренинга./
Тренинг «Ладошки»
-Прежде чем начать урок, настроимся на позитивный лад. Прикоснитесь друг к другу ладошками. Пожелайте друг другу удачи в работе. Улыбнитесь друг другу, чтоб наш класс наполнился светом, наполнился счастьем. Опустите ладошки, садитесь.
1.Актуализация знаний
-Давайте откроем тетради запишем число, проведем минутку календаря.
-Какое сегодня число? /26 ноября/
-По счету какой сейчас месяц года? /11/ -К какому времени года относится этот месяц? /Осень/
-Какая сегодня погода? / Отметка погоды./
-Почему так говорят: «В ноябре зима с осенью борется»?
«Ноябрь- ворота зимы»?
Опрос домашнего задания.
Игра «Верю – не верю» ( ставим «+» или « - « ).
1. Правда, что в изучении окружающего мира знания по математике не нужны? -
2. Часы и календарь помогают людям определять время? +
3.Термометрами измеряют расстояние, определяют размеры предметов? -
4. Правда, что массу предмета можно определить с помощиь рулетки и линейки? -
5.Правда ли, что температуру тела человека можно измерить термометром? -
6. Правда, что ртуть – жидкий металл и очень ядовита? +
7. Правда, что массу измеряют с помощью весов? +
8.Правда, что для проведения измерений в изучении окружающего мира используют различные инструменты? +
Взаимопроверка (на доске - ответы)
Выставление оценки в листе самооценивания.
2.Стадия вызова.
-Прежде чем мы приступим к изучению новой темы послушайте загадку. /Слайд/
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…./природа/.
-О какой природе говорится в загадке?/о живой и неживой/
-Обратите внимание на выделенные слова: гром, туманы и роса.
-Как это назвать одним словом?
-Сформулируйте тему урока. /Явления природы/
Постановка учебной задачи.
-Какую цель мы поставим перед собой на уроке? /Узнать что такое природное явление, какие бывают природные явления/
Запись темы в тетрадь.
«Открытие» нового знания.
А как вы понимаете слово “явление”?
Чтобы узнать точное толкование слова «явление» нужно обратиться к толковому словарю.
«Явление - всякое проявление чего - либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы»
Все изменения, происходящие в природе, называются природными явлениями.
-Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. Очень часто природный процесс превращается в стихийное природное явление.
-Приходилось ли вам слышать такое высказывание «природная катастрофа»?
-Что такое «природная катастрофа»? Это когда гибнет природа, гибнут люди, животные.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ»
-А сейчас вы просмотрите видеоролик, в котором показаны некоторые явления происходящие в природе.
Работа по учебнику стр 40. Самостоятельно прочитать текст (2 абзац).
-О каких явлениях природы вы сейчас прочитали? Как называются эти изменения в природе? /Природные явления/
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
И работать продолжаем.
3.Стадия осмысления.
-В живой и неживой природе постоянно происходят явления природы. Некоторые явления природы происходят только в определенное время года. Эти явления природы называются сезонные изменения. Вот сегодня мы о них и поговорим.
Работа по группам
-Возьмите карточки. Посмотрите, что на них изображено? /Время года/
-Образуйте группы по временам года.
Создание постера (5мин).
Критерии которыми будем руководствоваться при создании и защите постеров.
1.Выберите иллюстрацию, которая соответствует вашему времени года.
2.Подберите стихотворение к данному времени года.
3.Выберите карточки явлений природы, характерные данному сезону.
4.Назовите его особенности.
Выслушиваются выступления всех групп. Подводится итог работы групп.
Заполнение листа самооценки.
-Мы создали общую картину сезонных изменений в природе.
- В наше современное время учеными создается различное оборудование, при помощи которого можно предвидеть природное явление и предупредить людей о надвигающейся опасности. Но если стихия приходит неожиданно, то человеку очень трудно противостоять силе природы. Для этого нужно знать как вести себя при чрезвычайных ситуациях.
Работа в группах.
Группам раздаются карточки, в которых описаны фрагменты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Задача команд: найти ошибки в тексте и предложить правильный вариант действий.
1. Если во время урагана вы находитесь в автомобиле, не покидайте машину, закройте двери и окна и прекратите движение. Если ветер ураганной силы застал вас на улице, то следует укрыться под деревьями, за рекламными щитами, заборами. /Ответ: если ветер ураганной силы застал вас на улице, то следует укрыться в кювете или яме, овраге./
2.Находясь в многоэтажном здании, постарайтесь покинуть его в перерывах между подземными толчками. Выходя из помещения, воспользуйтесь лифтом. На улице не стойте около зданий, постарайтесь перейти на открытое место. /Ответ: выходя из помещения, спускайтесь по лестнице. Не пользуйтесь лифтом./
3.Если вашему дому грозит затопление и есть время, то перенесите на верхний этаж наиболее ценные вещи. Уберите со двора инвентарь, материалы, закройте окна и двери первого этажа досками. Отключите в доме газ, электричество, погасите огонь в печи, перекройте воду. Даже если есть время, не покидайте опасную зону, оставайтесь дома./Ответ: если есть время, покиньте опасную зону/.
Заслушивание ответов учащихся.
Заполнение листа самооценки.
4. Стадия рефлексии.
-Сделаем вывод. –О чем мы говорили на уроке? –Что узнали нового? –Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?
Итог урока.
-Мне было интересно…. -Теперь я знаю….
Д/З стр 40-42 чит., вопр. Написать эссе на тему: Явления природы зимой.