Урок "Познание мира" по теме "Осень"
1. Знакомство с основными признаками осенних изменений в живой и неживой природе.
2. Задачи
1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями в природе; расширить знания детей о причинах изменений осенью в живой и неживой природе.
систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Познание мира" »
Тема: "Осень "
ЦЕЛИ УРОКА:
Знакомство с основными признаками осенних изменений в живой и неживой природе.
Задачи
1. Познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями в природе; расширить знания детей о причинах изменений осенью в живой и неживой природе.
систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать
ОБОРУДОВАНИЕ:
а) индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;
в) иллюстрации с картинками осенней природы, листопада;
У детей на партах рисунки: тюльпан, солнце, дерево, облако, звезда, туча, куст, водопад, луна, снег, яблоко, девочка, мальчик, камень, оса, сосулька, рыба, птица.)
- Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы.
Выборочное объяснение: почему сели первыми, вторыми.
2. Актуализация знаний. Беседа.
- Какие времена года вы знаете?
ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО
- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе. Назвать месяцы по временам года.
3. Совместное открытие нового.
1) Вступительная беседа.
(На доске картинки трех осенних месяцев)
- Рассмотрите эти рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. (Осень).
- Чем они отличаются?
- Расположите рисунки в соответствии с периодами осени. Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Пожелтел наш сад вишневый,
И на южный край земли
Собираются журавли
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? /Сентябрь/
(показываю на рисунок и называю месяц «Золотая осень»)
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? /Октябрь/
(называю месяц «Середина осени» и показываю рисунок)
Поле черно-белым стало
Падает то дождь, то снег.
Вот уж лед на глади рек
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц подскажи? /Ноябрь/
(называю месяц «Предзимье»)
- Как изменяется неживая природа по месяцам:
(Учащиеся дают характеристику каждому признаку)
Солнце (положение над горизонтом). Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.
Температура воздуха (тепло, прохладно, холодно). Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок.
Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное). Небо все чаще затягивают облака и тучи.
Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег). Дожди становятся холоднее, затяжнее и начинает пролетать снег.
Вывод: В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)
- Проводя наблюдения за погодой, мы говорим о неживой природе. Вспомним признаки осени в неживой природе и подумаем, как эти изменения повлияли на живую природу.
- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)
Физминутка
Ветер по лесу летал. (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Мы с вами поговорили об изменениях в неживой природе, которым служит похолодание. А какие изменения происходят в живой природе: в жизни растений, птиц, зверей с наступлением осени?
5) Все изменения в неживой природе – причина изменения в жизни растений.
Растения:
- С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб – желуди, клен – крылатки. Из семян вырастут молодые деревца – жизнь продолжается.
6) Похолодание и жизнь животных.
5. Подготовка зверей к зиме.
- Осенью звери тоже готовятся к зиме.
Как готовятся к зиме заяц? Белка? Лиса?
(Заяц меняет серую шубку на белую, белка рыжую шубку на серую, лиса надела теплую рыжую шубку. Белка сложила в дупло орехи, шишки, желуди, повесила на ветки деревьев грибы.)
- Что делают еж и медведь осенью? (Еж натаскал в нору листья, мох. Медведь нагреб в берлогу листья, мох, мелкие ветки, Они всю зиму будут спать.)
Как готовится к зиме мышка – полевка? (Вырыла в стогу нору и каждую ночь ворует зерно. Зимой будет спать только в сильные морозы.)
- Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме, и получаете по жетону.
Зимующие и перелетные птицы.
- А сейчас мы поговорим о птицах.
- Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные.)
- Птицы перепутались и не знают, кому надо лететь на юг, а кому остаться.
Помогите птицам. Вы выбираете перелетных птиц, а вы – зимующих.
- О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают – у них тепло в домах.
4. Закрепление:
Работа в группах (возможна работа учеников у доски – выбирают по 2 ученика) составление коллажа картин “Ранняя осень”, “Поздняя осень”, “Золотая осень”. (Дети выбирают и наклеивают на лист картинки с с соответствующим периодом осени)
По окончании картины предъявляются классу и еще раз вспоминаются признаки каждого периода осени.)
5. Для остальных детей: О каких признаках осени говорится в этих стихотворениях? А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», К.Д.Бальмонта «Осень».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветках благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
Работа с народными поговорками.
-О погоде осенью существуют народные поговорки:
1. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
2. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Как вы их понимает?
5. Итог: Игра: хлопать если относится к осени:
Солнце встает позже?
Становится теплее?
Начинается листопад?
Дни становятся короче?
Зацветаю деревья?
Прилетают птицы?
Первый снег?
Звери надевают теплую шубу?
Идут холодные дожди?
Меняется окраска листьев?
- Вспомните, что важного узнали на уроке. (Повторить основ. признаки осени, вспомнить о роли похолодания)
6. Дом. задание: Нарисуйте рисунок на тему “Осень”. Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени.