kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по основам светской этики "Золотое правило нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок "Золотое правило нравственности" по предмету "Основы светской этики" способствует воспитанию у учащихся таких качеств. как доброта и милосердие, позволяет выявить представление детей о добре и добрых делах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Золотое правило нравственности»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Рязани

Учитель Филатикова Светлана Викторовна

Конспект урока по курсу Основы светской этики.
4 класс
.
Тема урока: Золотое правило нравственности.

Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

Задачи:

  • развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

  • формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

  • учить прогнозированию последствий своих поступков;

  • развивать готовность к социальному взаимодействию.



Оборудование урока:

  • учебное пособие

  • мультимедиа

  • раздаточный материал



Основные понятия урока:

Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». Давайте вспомним, какие значения имеет прилагательное «золотой» в русском языке (презентация, слайд №2).

Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний.

Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым?

2. Создание проблемной ситуации, чтение сказки.

Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к притче английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц» (презентация, слайд №3).

Учитель зачитывает сказку (презентация, слайд №4):

«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

3. Беседа по содержанию сказки.



  1. Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Вы правы, она совершила добрый поступок.

  1. Задание: Выберите карточки со словами, которыми можно определить добро.

На доске учитель и дети собирают солнце: в центре слово добро.

Дети добавляют слова: взаимопонимание, помощь, дружелюбие, забота, благодарность, понимание, уважение (презентация, слайд №5).

  1. Вопрос: Почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков (презентация, слайд №6).



  1. Постижение основных понятий и идей урока.



Детям раздаются карточки с текстом (презентация, слайд №7).

Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».



Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»



Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».



Ответим на вопрос «Чему учат эти высказывания и что их объединяет?» Давайте сделаем вывод о золотом правиле нравственности.



Давайте прочитаем золотое правило нравственности, которое вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. Оно является главным правилом доброго человека.

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом нравственности.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

4. Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница».
Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)

Рассмотрите картину. Как Христос защитил женщину? Почему люди отступили?



  1. Применение на практике приемов нравственного поведения.



- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?

- А что нужно еще?

Вы правы, нужно следовать трем основным правилам (презентация, слайд №9):

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся



Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.



Для построения добрых отношений в школе, семье и обществе запомни несколько советов (презентация, слайд №10). Какие из этих правил доброго отношения вы будете использовать в жизни (рассказы детей).



  1. Итог урока, рефлексия.



Давайте проверим, как мы поняли золотое правило нравственности. Выберите, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности (презентация, слайд №11).



  1. Домашнее задание.

- читать параграф 20;

- узнайте, как члены вашей семьи выполняют золотое правило нравственности (презентация, слайд №12).







5


Просмотр содержимого документа
«приложение»

Золотое правило нравственности

Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними

  1. Заполни таблицу

Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.

Хорошие поступки

Плохие поступки









Золотое правило нравственности

Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними

  1. Заполни таблицу

Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.

Хорошие поступки

Плохие поступки









Золотое правило нравственности

Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними

  1. Заполни таблицу

Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.

Хорошие поступки

Плохие поступки


















Просмотр содержимого презентации
«ОРКСЭ. Золотое правило нравственности»

Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» Урок 20. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ Презентацию подготовила Учитель начальных классов МБОУ «Школа № 9» г. Рязани Филатикова С.В.

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

Урок 20.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

Презентацию подготовила

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 9» г. Рязани

Филатикова С.В.

Подберите существительные к прилагательному золотой  Прямое значение Переносное значение Золотое сердце Золотое кольцо Золотые руки Золотая медаль Золотые слова Золотые серёжки

Подберите существительные к прилагательному

золотой

Прямое значение

Переносное значение

Золотое сердце

Золотое кольцо

Золотые руки

Золотая медаль

Золотые слова

Золотые серёжки

Счастливый принц

Счастливый принц

«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

/Оскар Уайльд/

забота уважение понимание помощь  Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?  Почему люди ценят добро?  добро дружелюбие благодарность

забота

уважение

понимание

помощь

Отчего Ласточке

стало тепло, ведь

приближалась зима?

Почему люди

ценят добро?

добро

дружелюбие

благодарность

Высказывания мудрецов,  живших в разные времена, в разных землях.   Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас:   «Не делай другим того, что сам  считаешь злом».     Древнекитайский философ Конфуций говорил:  «Только добро ведёт к счастью».            Смысл законов первопророка Индии Ману:  «Не делай другим того, что причинило  бы боль тебе».

Высказывания мудрецов,

живших в разные времена, в разных землях.

Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас:

«Не делай другим того, что сам

считаешь злом».

Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью».

Смысл законов первопророка Индии Ману:

«Не делай другим того, что причинило

бы боль тебе».

1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». 2. «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе». 3. «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» .     Ч ему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь,  чтобы они относились к тебе.

1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

2. «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

3. «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: « И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» .

Ч ему же учат эти правила, что их объединяет?

Относись к другим так, как хочешь,

чтобы они относились к тебе.

Золотое правило нравственности Поступай по отношению к другим так,  как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе  Не поступай по отношению к другим так,  как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе

Золотое правило

нравственности

Поступай по отношению к другим так,

как ты хотел бы, чтобы

поступали по отношению к тебе

Не поступай по отношению к другим так,

как ты не хотел бы, чтобы

поступали по отношению к тебе

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Поленов В.Д. «Христос и грешница»

Поленов В.Д. «Христос и грешница»

Слова Христа из Евангелия:   Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Притча “ Мудрый царь Соломон”.  “ Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”. – Которая же из них была матерью ? - Почему вы так считаете?

Притча

Мудрый царь Соломон”.

Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.

Которая же из них была матерью ?

- Почему вы так считаете?

ПОМНИ!  Попробуй не наступить, а уступить.  Не захватить, а отдать.  Не кулак показать, а протянуть ладонь.  Не спрятать, а поделиться.  Не кричать, а выслушать.  Не разорвать, а склеить.   П ОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

ПОМНИ!

  • Попробуй не наступить, а уступить.
  • Не захватить, а отдать.
  • Не кулак показать, а протянуть ладонь.
  • Не спрятать, а поделиться.
  • Не кричать, а выслушать.
  • Не разорвать, а склеить.

П ОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

Какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности? 1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.  2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.  3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.  4. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.  5. Как аукнется, так и откликнется.  6. Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.  7. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

4. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

5. Как аукнется, так и откликнется.

6. Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

7. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Задание. Золотое правило нравственности  Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.  Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Задание.

  • Золотое правило нравственности

  • Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

  • Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

  • Я не буду …., так как …. .
Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.
  • Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Напиши.

Хорошие поступки

Плохие поступки

Домашнее задание  Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, как они применяют золотое правило нравственности в повседневной жизни. Я ___________________________________________; Мама ________________________________________; Папа ________________________________________; Брат/сестра __________________________________; Бабушка/дедушка _____________________________.

Домашнее задание

Расспроси своих близких (маму, папу,

старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том,

каким принципом они руководствуются в жизни.

Обсуди с ними, как они применяют

золотое правило нравственности

в повседневной жизни.

Я ___________________________________________;

Мама ________________________________________;

Папа ________________________________________;

Брат/сестра __________________________________;

Бабушка/дедушка _____________________________.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по основам светской этики "Золотое правило нравственности"

Автор: Филатикова Светлана Викторовна

Дата: 01.09.2016

Номер свидетельства: 341983

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "140385"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417949251"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "192078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396103"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "конспект урока "Семья и семейные ценности" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-siem-ia-i-siemieinyie-tsiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "205051"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429788316"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока, презентация по ОРКСЭ "Справедливость""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokapriezientatsiiapoorksespraviedlivost"
    ["file_id"] => string(6) "303789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457605519"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства