МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Рязани
Учитель Филатикова Светлана Викторовна
Конспект урока по курсу Основы светской этики.
4 класс.
Тема урока: Золотое правило нравственности.
Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
Задачи:
развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
учить прогнозированию последствий своих поступков;
развивать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование урока:
учебное пособие
мультимедиа
раздаточный материал
Основные понятия урока:
Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, тема нашего урока «Золотое правило нравственности». Давайте вспомним, какие значения имеет прилагательное «золотой» в русском языке (презентация, слайд №2).
Прилагательное «золотой» имеет в русском языке прямое значение в соответствии с материалом, из которого сделаны кольцо, медаль, сережки и переносное значение в словосочетаниях: золотое сердце, золотые руки, золотые слова. Как вы объясните значение этих словосочетаний.
Сегодня мы знакомимся с золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему правило нравственности названо золотым?
2. Создание проблемной ситуации, чтение сказки.
Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к притче английского писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц» (презентация, слайд №3).
Учитель зачитывает сказку (презентация, слайд №4):
«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
3. Беседа по содержанию сказки.
Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
Вы правы, она совершила добрый поступок.
Задание: Выберите карточки со словами, которыми можно определить добро.
На доске учитель и дети собирают солнце: в центре слово добро.
Дети добавляют слова: взаимопонимание, помощь, дружелюбие, забота, благодарность, понимание, уважение (презентация, слайд №5).
Вопрос: Почему люди ценят добро?
Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков (презентация, слайд №6).
Постижение основных понятий и идей урока.
Детям раздаются карточки с текстом (презентация, слайд №7).
Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»
Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Ответим на вопрос «Чему учат эти высказывания и что их объединяет?» Давайте сделаем вывод о золотом правиле нравственности.
Давайте прочитаем золотое правило нравственности, которое вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. Оно является главным правилом доброго человека.
Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…
Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Это правило принято называть золотым правилом нравственности.
В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.
Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.
4. Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница».
Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
(Работа по репродукции Паленова В.Д. «Христос и грешница»)
Рассмотрите картину. Как Христос защитил женщину? Почему люди отступили?
Применение на практике приемов нравственного поведения.
- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добро?
- А что нужно еще?
Вы правы, нужно следовать трем основным правилам (презентация, слайд №9):
Первое: делай добрые дела.
Второе: накапливай опыт добрых дел.
Третье: говори добрые слова и улыбайся
Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.
Для построения добрых отношений в школе, семье и обществе запомни несколько советов (презентация, слайд №10). Какие из этих правил доброго отношения вы будете использовать в жизни (рассказы детей).
Итог урока, рефлексия.
Давайте проверим, как мы поняли золотое правило нравственности. Выберите, какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности (презентация, слайд №11).
Домашнее задание.
- читать параграф 20;
- узнайте, как члены вашей семьи выполняют золотое правило нравственности (презентация, слайд №12).
5