- Работать будем по группам. Посоветуйтесь, кто от лица каждой команды будет отвечать на вопросы, тот и наденет шапки Мудрецов. Задание №1. 1.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот» - Дайте оценку поведения Крошки Енота. - Отвечают Мудрецы каждой команды. (Крошка Енот корчил страшные рожи, грозил палкой, от чего сам пугался своего отражения в пруду. Плохой поступок порождает ответный плохой поступок. 2. Чем закончилась история? Посмотрим. (Стоило ему улыбнуться, как он увидел ответную улыбку). - Значит, если ты хочешь, чтобы к тебе было хорошее отношение… - Сформулируем правило: (на экране) Задание №2 - Рассмотрим на примерах художественных произведений, как отражается это правило. -1.Откройте конверт №1 , прочитайте рассказ Валентины Осеевой и обсудите в группе поступки героев. - Оцените поведение героев. -Отвечают Мудрецы каждой команды. (не просто словесно посочувствовал товарищу, а в отличие от других, помог делом). - Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», следовал правилу: Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали? -В рассказе «Сладость сердца» почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями? (Она поняла на собственном опыте, и ей было приятно так поступать). – Чему или какому правилу научилась Инна, после того, как однажды осталась без конфет и печенья? - У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов, трудно решить, что делать, как поступить. Физминутка: - Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – топаете. Смелость Честность Зависть Щедрость Милосердие Отзывчивость Злоба Грубость Доброта Терпимость Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных землях, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков. Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий. Задание №3 2. Прочитайте и обсудите в группе тексты в конверте №2. Подчеркните в тексте отражение золотого правила нравственности. -Прочитаем тексты вслух. Текст №1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом». Текст №2 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Текст №3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Текст №4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о суть иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» -Прочитайте изречения мудрецов и философов на экране. -Какой сделаем вывод? (в этих всех высказываниях заключена общая мысль) -Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является - учением одного из философов, -мудростью одного из народов мира, -общим для людей разных религий и культур. -Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к. оно общее для людей разных религий и культур) Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. -Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации. Рассмотрим некоторые из них. Задание №4 - Откройте конверт №3 с иллюстрациями. Обсудите в группах ситуацию. Какая группа готова прокомментировать 1 иллюстрацию? (люди пришли на помощь, даже рискуя собственной жизнью, проявили милосердие, отзывчивость) -Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации. - Рассмотрим, подробнее иллюстрацию, где обижают девочку. - Вас когда – либо обижали? -Но ведь, наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком. -Давайте с вами закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека. -Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза. -Хлопните в ладоши, кто не хочет такого отношения к себе. - Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя - не делай другим. - Откройте конверт №4 В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»? 1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 2.Как аукнется, так и откликнется. 3. Не рой яму другому - сам в нее попадешь. 4. Чего сам не любишь, того другому не желай. 5.Человек живет век, а его дела – два. - Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы жить по этому правилу? |