Тема: «Подвиг»
Цель: воспитание высоконравственных людей.
Задачи:
-помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;
- содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;
-учить нести полную ответственность за свой выбор;
-научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению.
- продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
-воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Оборудование: ПК, проектор, спокойная музыка, карточки для каждой группы (текст с вопросами, притча без концовки, цветочки без надписи), карточки со словами (умаляться, жертвовать, любить), конверты, слайды.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Слайд №1 (Урок православной культуры)
Парты расставлены по группам – по 5 человек.
- Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки так как вы сидите, закрыть глаза, и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания.
( Звучит спокойная мелодия10 секунд)
- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, т.к. они шли от души.
- И наш урок я хотела бы начать со строк
Как дом, так сердце ежедневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.
Слайд №2 (Душой болеть-ведь это значит себя для ближних не жалеть)
- В каких строчках заключён главный смысл этого стихотворения? ( в двух последних строках)
- Давайте прочитаем хором.
- Как вы это понимаете? Вам помогут иллюстрации.
2.Актуализация знаний.
Учитель резюмирует:
- И во время войны, и в мирное время болея душой за своих родных, друзей, за ближних – люди, не жалея себя, приносят в жертву свою жизнь, своё здоровье, время, личные интересы, привычки. Это можно назвать самопожертвованием.
Слайд №3 (момент рождения Христа)
- А какую жертву принёс Бог ради людей? (жертва-его сын, Христос)
- А зачем он это сделал? (ради спасения людей)
- Бог любит нас- людей. И чтобы с нами встретится, спасти нас, Бог принял на себя всё, что свойственно человеку Он воплотился в человеке и был рождён на Земле сын божий- Иисус Христос. Он воплотил в себе всё человеческое: он уставал, нуждался в воздухе, пище, воде, претерпевал унижения и страдания. (щелчок) И поэтому говорят, что Бог умалился ради человека. Давайте попробуем понять, что значит «умалился».
Слайд №4 (родители идут с ребёнком)
- Посмотрите, вот любящие родители учат своего маленького сына ходить. Ребёнку трудно самому дотянуться до рук родителей. И тогда родители нагнулись к нему.
- Как вы думаете, родителям удобно идти вот так, согнувшись?
- Да, неудобно. Но ради сына они сделались как бы меньше ростом и терпят неудобства при ходьбе. Родители могут щироко и быстро шагать, но они делают такие же маленькие шажочки, что и их сын. (щелчок)
- Родители играют с детьми в игрушки, рисуют детские рисунки, читают детские книги и смотрят детские мульфильмы. Хотя….могли бы заниматься своими взрослыми делами. Но родители живут жизнью своих детей .Они умалились , (вывешиваю на доску карточку УМАЛЯТЬСЯ)т.е. свои интересы они посчитали менее важными, чем интересы их детей.(щелчок)
- Родители жертвуют ради жизни своих детей частью своей жизни. (вывешиваю карточку со словом ЖЕРТВОВАТЬ) (щелчок)
- Подумайте, чем ваши родители жертвуют ради вас?
- Как вы думаете, почему они так поступают? (вывешиваю на доску карточку со словом ЛЮБИТЬ)
-Вот и Иисус Христос ради людей, из-за большой любви к нам принёс себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как надо жить. И хотя он был сын бога, он прожил человеческую жизнь, которой мы, если захотим, можем подражать. Иисус сказал: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Закрываю проектор.
3. Фиксирование затруднения.
- Ребята, а в какие исторические моменты люди чаще всего жертвовали своей жизнью ради других людей?
- Я прочитаю вам строчки из стихотворения Алексея Хомякова. А вы, послушав, скажите мне, какое в нём ключевое слово.
Подвиг есть в сраженье,
Подвиг есть в борьбе.
Высший подвиг в терпении
Любви и мольбе.
4. Определение темы урока.
- Какова же тема нашего урока?
- Кто знает, что такое подвиг?
- А кто знает точное определение? Хотели бы узнать? А из каких источников мы можем узнать, что такое подвиг?
5. Поиск путей выхода из затруднения. Групповая работа.
1-ая группа ищет определение подвига в учебнике урок №
2-ая группа ищет определение в словаре Даля В.И.
3-я группа ищет определение в словаре Ожегова
4-я группа ищет определение в словаре
5-я группа ищет определение в с (, БАС)
Затем выслушиваются ответы детей.
6. Реализация выхода из затруднения. Групповая работа. Анализ текста.
-Ребята, а связано ли слово подвиг со словами на доске? Если да, то какая между ними связь?
- Как уже было сказано, подвиг есть и в сраженьях, и в борьбе. Но и в мирное время их совершается не меньше. Высший подвиг совершается во имя любви и ради любви.
- Сейчас вы будете выполнять задание в своей группе. Откройте конверт №1. На листочках записаны реальные истории из жизни и вопросы к тексту. Прочитайте их и ответьте на вопросы.
КОНВЕРТ №1
Каждой группе дан свой текст:
- Шла война.
- Толстой «Котёнок»
- Спасение людей в Крымске
- Случай в Беслане
- Спасение на пожаре
1.Кто совершил подвиг?
2.Какой подвиг?
3.Ради кого совершён подвиг?
4.Почему этот поступок можно назвать подвигом?
Работа продолжается 5-6 минут. Затем дети зачитывают свои примеры и выслушиваются ответы. После каждого последнего ответа учитель обращается с слайду на экране.
Слайд №6 (подвиг – это...)
7.Первичное закрепление. Групповая работа с притчей. Прогнозирование завершения истории.
Слайд №7 (притча о бедной вдове)
-Ребята, сейчас вам расскажут одну евангельскую историю о бедной вдове.
Рассказ ученика.
Потом Иисус сел напротив сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в нее. Многие богачи клали много. Среди них была одна бедная вдова, положившая в сокровищницу две лепты (лепта - это мелкая монета). Подозвав к Себе Своих учеников, Иисус сказал им..
-А вот, что мог сказать Иисус Христос вы решите сами. Откройте конверт №2
КОНВЕРТ №2
Иисус сел напротив сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в нее. Многие богачи клали много. Среди них была одна бедная вдова, положившая в сокровищницу две лепты (лепта - это мелкая монета). Подозвав к Себе Своих учеников, Иисус сказал им: …..
-Перед вами текст этой истории. Но без концовки. Обсудите в своей группе, что мог сказать Иисус и допишите.
Работа продолжается 5 минут. Далее учитель выслушивает ответы детей.
-Ребята, интересно ли вам узнать, что на самом деле сказал Иисус?
Учитель досказывает концовку.
-Почему Иисус Христос так судил?
-Как вы считаете, можно ли поступок вдовы назвать самопожертвованием?
-А раз это самопожертвование, то можно ли это приравнять к подвигу?
-Давайте ещё раз вспомним, что такое подвиг. Прочитайте определение из учебника на стр.62
Слайд №8 (подвиг)
-А ради кого вдова совершила свой подвиг?
8. Самостоятельная работа. Дерево Добра.
-А можно ли совершить подвиг ради самого себя?
-Ребята, сегодня на протяжении всего урока мы с вами говорили о самопожертвовании, о подвиге во имя чего-либо. При жертвенности творится вечное-это добро. Давайте посадим дерево-Дерево Добра.
На доске плакат с изображением дерева, на нём прорезаны дырочки, вставлены скрепки.
-Поднимите руки те, кто готов ради другого человека, ради ближнего, как записано в Евангелие, сделать что-то доброе, отказаться от своих интересов.
-Откройте конверт № 3
КОНВЕРТ №3
В каждом конверте 5-6 цветков с надписями: Я готов отказаться от ________________
ради_______________________________
- Подумайте, от чего бы вы могли отказаться и ради кого бы вы это сделали. Запишите свои мысли на цветках.
Слайд №9 и песня о добре.
9. Включение в систему знаний.
Дети под музыку обдумывают задание и записывают на цветках. Затем выходят к доске и прикрепляют цветок на дерево. Учитель делает музыку тише и ученик читает то, что написал.
-Посмотрите, как расцвело наше дерево Добра от ваших добрых слов, от ваших искренних желаний. Надеюсь, что и в жизни вы будете добрыми и неравнодушными, и будете каждый день совершать маленькие и большие подвиги во имя добра и любви.
10. Рефлексия деятельности на уроке.
-Что нового узнали на уроке?
-Какую цель вы ставили в начале урока?
-Вы достигли поставленной цели?
11. Домашнее задание.
-Составить рассказ о том, чем бы вы могли пожертвовать ради себя.