kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКЭС "Подвиг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка урока №19 на тему "Подвиг"

по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе.

Составила учитель по ОРКСЭ ГБОУ СОШ№8 Никитина Светлана Сергеевна.

 Тема: "Подвиг"(1 час).

Цель урока:

- формировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,

- создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;

- построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Формируемые УУД:

Личностные:  действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержание

прочитанного, осознание  сущности  поведения героев, умение самостоятельно делать выводы,

соотносить поступки  героев с нравственными нормами;  эмоциональное «проживание» текста,

выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Познавательные:       поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Регулятивные:       целеполагание как постановка учебной задачи,контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия      перед  его  выполнением); умение

работать по предложенному учителем плану.

 Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества  с  учителем  и со сверстниками

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;

 умение выражать свои мысли.

Методы: словесные, наглядные, проблемно - поисковые.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование:  компьютерное оборудование, учебник Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4-5 класс.

напечатанные задания для групп;  словари  Ушакова, Ожегова,  "Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской,  словарь синонимов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКЭС "Подвиг" »

Учебно-методическая разработка урока №19 на тему "Подвиг"

по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе.

Составила учитель по ОРКСЭ ГБОУ СОШ№8 Никитина Светлана Сергеевна.

Тема: "Подвиг"(1 час).

Цель урока:

- формировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,

- создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;

- построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Формируемые УУД:

Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержание

прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы,

соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста,

выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); умение

работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Методы: словесные, наглядные, проблемно - поисковые.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютерное оборудование, учебник Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4-5 класс.

напечатанные задания для групп; словари Ушакова, Ожегова, "Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской, словарь синонимов).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Парты расставлены по группам -4 группы по 5 человек.

На партах стоят таблички с цифрами от одного до пяти.

Дети при входе в кабинет выбирают карточку с цифрой и садятся за тот стол, на котором цифра соответствует выбранной карточке.

После того как дети расселись проверка домашнего задания.

II. Эмоционально-волевая регуляция.

- Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки, так как вы сидите и вместе с теплом руки передать друг другу самое лучшее и доброе, что есть у нас. (Звучит спокойная музыка).

- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, так как они шли от души.


III. Мотивационно - целевой этап.

- Посмотрите на экран.

- Какое задание вам предстоит выполнить? (Решить кроссворд)

- Для чего нам необходимо владеть этими знаниями?

(«Терминологический кроссворд»)

Учитель читает определение термина.

Слайды 1 - 8

1) Религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповедь)

2) Слово, несущее в себе два корня, обозначающие «верный», «мнение, прославление». (Православие)

3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.( Милосердие)

4) Внутренняя оценка человеком своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть)

5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, обращение к Всевышнему.( Молитва )

6) Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)



Слайд 9



(ключевое слово «ПОДВИГ»)



- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде? Какое место на уроке может занимать это понятие? (эта тема нашего урока)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа со словарём.

Задание:

- В словарях, которые лежат на столах, найдите определение этого слова.

(работа со словарями Ушакова, Ожегова, со словарём "Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской, со словарём синонимов). Приложение 1.


  • А теперь озвучьте, понятие слова – подвиг. Каждая группа зачитывает найденное определение.


Слайд 10: Подвиг - героический, самоотверженный поступок.


- Сергей Ожегов дал вот такое определение слову «подвиг» (Героический, самоотверженный поступок). Записать в тетради.

- А как называют человека, который совершил подвиг?

(Ответы детей - Герой)

  • Найдите в словаре, определение слова герой?

  • Сергей Ожегов вот так определяет понятие этого слова.


Слайд 10: Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей

храбрости, доблести, самоотверженности. (Записать в тетради).

  • Сейчас вы будете работать в группах:


Задание:

- На листе бумаги, который есть у вас на столах, Выберите из предложенных слов 5 качеств характера, которыми должен обладать герой.


(Листы вывешиваются на доске, и каждая группа доказывает, почему именно эти качества присущи герою). Выбираются неповторяющиеся качества, составляется психологический портрет героя.


2. Слово учителя.


Слайд 11

Подвиг-это слово, однокоренное словам «двигаться», « движение » и «подвижник». Причем это движение от своей корысти, не захват, а жертва.


Слайд 12

Подвиг приводит человека к самоотверженности.

Жертва - там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления.


Слайд 13


- Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.

3. Физминутка.

Слайд 14

4. Работа в группах. Объяснение значения слова «подвиг» на примерах из жизни.

- Ребята вы сейчас в группах прочитаете тексты, в которых объясняется значения слов "подвиг", "жертва" на примерах из жизни, а потом ответите на мои вопросы.


Текст 1 (группа 1)

СПОРТ. Он невозможен без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, на «тёмной стороне Луны», обязательно присутствует пот и даже кровь. Это и есть пример подвига, которым пользовался и апостол Павел. Он говорит о тех, кто на ристалище (РИСТАЛИЩЕ , ристалища, ср. ( ·книж. ·торж. ·устар. ). Площадь, служащая местом для гимнастических, конских и других состязаний; состязание ) бежит ради венка тленного, и увещает христиан бежать, стремиться вперед ради нетленной награды. Очевидно, что такое стремление не бывает без преодоления себя, без одышки, без пота, то есть без подвига. Кто бегал кроссы, знает, о чем здесь говорится.

НАУКА. Истинный ученый часто бывает человеком не от мира сего. Он знает одну цель, одну работу и ведет себя нередко, как затворник. О Канте, великом немецком философе, говорили, что он, живя в Кенигсберге, лишь по слуху знал о том, что его город стоит на берегу моря, поскольку почти не покидал жилища из-за ученых занятий. Это – подвиг. Все эти подвиги не ведут к спасению души, но вскрывают механизм кропотливого и плодотворного труда; механизм, согласно которому великие цели не достигаются без самоотдачи и сознательного насилия над собой.

Текст 2 (группа 2)

Жертвование собственной жизнью во спасение других людей.

Шла война. В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».

Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли. Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни

(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)

Текст 3 (группа 3)

Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам: “Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов».

Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому царю. Война на этом кончилась.



Текст 4 (группа 4)

Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить

5. Послетекстовая работа.

- Ради кого или чего совершались подвиги в ваших текстах, расскажите.

Выступление 1 человека от группы.

Слайд 14

- Как можно объяснить слово "подвижник"? Прочитайте в словарях.

(ответы детей)

- В словаре Ожегова: Подвижник – 1. монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу. 2. Человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.





V. Подведение итога урока.

- Подведем итог нашего занятия.

- Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?

- Слово подвиг связано только с военным временем?

- Объясните слово «подвижник».

- Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

Слайд 16

Вывод:

Что же можно назвать подвигом?

Ответы детей. (принесение жертвы, самоотверженный труд, движение от своих слабостей, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу, самоотверженный поступок.

- Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?

VI. Домашнее задание (слайд 17).
- Ребята, домашнее задание 1 или 2- вы получаете на выбор:
1. Нарисовать рисунок на тему: «Подвиг».
2. Написать мини-сочинение на тему: «Подвиг в православии».

VII. Рефлексивно - оценочный этап (слайд 18).
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что ___________________

Приложение 1.

Толкование слова «ПОДВИГ»


Толковый словарь русского языка Кузнецова

ПО́ДВИГ -а; м.

1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Воинские подвиги. Патриотический п. // чего или с опр. Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический, литературный, научный п. П. труда. П. чести, славы. П. искусства. // чего. Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким-л. чувством. П. любви. П. страсти. П. преданности, самопожертвования.

2. мн.: подвиги, -ов. Разг. Ирон. О неблаговидных поступках, похождениях, проделках. Подвиги на любовном поприще.

____________________________________________________________________


Толковый словарь Ушакова

ПО́ДВИГ, подвига, муж.

Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский подвиг. Подвиг ученого.

|| чего. Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-нибудь (книжн.). Подвиг любви.

__________________________________________________________________________________________

Словарь синонимов

Подвиг

поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа; акт, дело

____________________________________________________________________________

Толковый словарь Ожегова

ПО́ДВИГ, -а, муж.

Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины.

______________________________________________________________________


Подвизаться... (высок. и ирон.). Действовать, работать в той или иной области. П. в науке»

_________________________________________________________________________________________


Наличие тесных смысловых связей слова подвиг с глаголом подвигнуть

кого-то на что (книжн. торж. устар.) — `побудить, склонить к совершению чего-н. П. на борьбу́; ср. подвигнуться (книжн. торж. устар.) — `устремиться к совершению чего-н. (какого-н. подвига)', с производными сущ. подвижник, подвижница, подвижничество и прил. подвижнический.

______________________________________________________________________

Глагол подвизаться признается в современном языке словом книжным и определяется так: «Проявлять деятельность, работать, действовать в какой-н. области.

_____________________________________________________________________

"Словарь Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской

В "Словаре Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской подвиг определяется как усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по ОРКЭС "Подвиг"

Автор: Никитина Светлана Сергеевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157565


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства