Учебно-методическая разработка урока №19 на тему "Подвиг"
по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе.
Составила учитель по ОРКСЭ ГБОУ СОШ№8 Никитина Светлана Сергеевна.
Тема: "Подвиг"(1 час).
Цель урока:
- формировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,
- создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;
- построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Формируемые УУД:
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержание
прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста,
выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,контроль, коррекция;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); умение
работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютерное оборудование, учебник Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4-5 класс.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКЭС "Подвиг" »
Учебно-методическая разработка урока №19 на тему "Подвиг"
по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе.
Составила учитель по ОРКСЭ ГБОУ СОШ№8 Никитина Светлана Сергеевна.
Тема: "Подвиг"(1 час).
Цель урока:
- формировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,
- создать условия для ознакомления с православным пониманием подвига и жертвы;
- построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Формируемые УУД:
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержание
прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста,
выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи,контроль, коррекция;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); умение
работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютерное оборудование, учебник Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4-5 класс.
Парты расставлены по группам -4 группы по 5 человек.
На партах стоят таблички с цифрами от одного до пяти.
Дети при входе в кабинет выбирают карточку с цифрой и садятся за тот стол, на котором цифра соответствует выбранной карточке.
После того как дети расселись проверка домашнего задания.
II. Эмоционально-волевая регуляция.
- Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Япредлагаю вам взяться за руки, так как вы сидите и вместе с теплом руки передать друг другу самое лучшее и доброе, что есть у нас. (Звучит спокойная музыка).
- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, так как они шли от души.
1)Религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповедь)
2) Слово, несущее в себе два корня, обозначающие «верный», «мнение, прославление». (Православие)
3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость.( Милосердие)
4) Внутренняя оценка человеком своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть)
5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, обращение к Всевышнему.( Молитва )
6) Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)
Слайд 9
(ключевое слово «ПОДВИГ»)
- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде? Какое место на уроке может занимать это понятие? (эта тема нашего урока)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа со словарём.
Задание:
- В словарях, которые лежат на столах, найдите определение этого слова.
(работа со словарями Ушакова, Ожегова, со словарём "Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской, со словарём синонимов). Приложение 1.
А теперь озвучьте, понятие слова – подвиг. Каждая группа зачитывает найденное определение.
- Сергей Ожегов дал вот такое определение слову «подвиг» (Героический, самоотверженный поступок). Записать в тетради.
- А как называют человека, который совершил подвиг?
(Ответы детей - Герой)
Найдите в словаре, определение слова герой?
Сергей Ожегов вот так определяет понятие этого слова.
Слайд 10: Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей
храбрости, доблести, самоотверженности. (Записать в тетради).
Сейчас вы будете работать в группах:
Задание:
- На листе бумаги, который есть у вас на столах, Выберите из предложенных слов 5 качеств характера, которыми должен обладать герой.
(Листы вывешиваются на доске, и каждая группа доказывает, почему именно эти качества присущи герою). Выбираются неповторяющиеся качества, составляется психологический портрет героя.
2. Слово учителя.
Слайд 11
Подвиг-это слово, однокоренное словам «двигаться», « движение » и «подвижник». Причем это движение от своей корысти, не захват, а жертва.
Слайд 12
Подвиг приводит человека к самоотверженности.
Жертва - там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления.
Слайд 13
- Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.
3. Физминутка.
Слайд 14
4. Работа в группах. Объяснение значения слова «подвиг» на примерах из жизни.
- Ребята вы сейчас в группах прочитаете тексты, в которых объясняется значения слов "подвиг", "жертва" на примерах из жизни, а потом ответите на мои вопросы.
Текст 1 (группа 1)
СПОРТ. Он невозможен без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, на «тёмной стороне Луны», обязательно присутствует пот и даже кровь. Это и есть пример подвига, которым пользовался и апостол Павел. Он говорит о тех, кто на ристалище (РИСТАЛИЩЕ , ристалища, ср. ( ·книж. ·торж. ·устар. ). Площадь, служащая местом для гимнастических, конских и других состязаний; состязание) бежит ради венка тленного, и увещает христиан бежать, стремиться вперед ради нетленной награды. Очевидно, что такое стремление не бывает без преодоления себя, без одышки, без пота, то есть без подвига. Кто бегал кроссы, знает, о чем здесь говорится.
НАУКА. Истинный ученый часто бывает человеком не от мира сего. Он знает одну цель, одну работу и ведет себя нередко, как затворник. О Канте, великом немецком философе, говорили, что он, живя в Кенигсберге, лишь по слуху знал о том, что его город стоит на берегу моря, поскольку почти не покидал жилища из-за ученых занятий. Это – подвиг. Все эти подвиги не ведут к спасению души, но вскрывают механизм кропотливого и плодотворного труда; механизм, согласно которому великие цели не достигаются без самоотдачи и сознательного насилия над собой.
Текст 2 (группа 2)
Жертвование собственной жизнью во спасение других людей.
Шла война. В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».
Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли. Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни
(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)
Текст 3 (группа 3)
Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам: “Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов».
Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому царю. Война на этом кончилась.
Текст 4 (группа 4)
Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить
5. Послетекстовая работа.
- Ради кого или чего совершались подвиги в ваших текстах, расскажите.
Выступление 1 человека от группы.
Слайд 14
- Как можно объяснить слово "подвижник"? Прочитайте в словарях.
(ответы детей)
- В словаре Ожегова: Подвижник – 1. монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу. 2. Человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.
V. Подведение итога урока.
- Подведем итог нашего занятия.
- Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?
- Слово подвиг связано только с военным временем?
- Объясните слово «подвижник».
- Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?
Слайд 16
Вывод:
Что же можно назвать подвигом?
Ответы детей. (принесение жертвы, самоотверженный труд, движение от своих слабостей, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу, самоотверженный поступок.
- Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?
VI. Домашнее задание (слайд 17). - Ребята, домашнее задание 1 или 2- вы получаете на выбор: 1. Нарисовать рисунок на тему: «Подвиг». 2. Написать мини-сочинение на тему: «Подвиг в православии».
VII. Рефлексивно - оценочный этап (слайд 18). Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения: 1. Я узнал (а), что ________________________ 2. Я был удивлен (а) тем, что _______________ 3. Мне понравилось, что ___________________
Приложение 1.
Толкование слова «ПОДВИГ»
Толковый словарь русского языка Кузнецова
ПО́ДВИГ -а; м.
1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Воинские подвиги.Патриотический п.// чего или с опр. Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический, литературный, научный п.П. труда.П. чести, славы.П. искусства.// чего. Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким-л. чувством. П. любви.П. страсти.П. преданности, самопожертвования.
2.мн.: подвиги, -ов. Разг. Ирон. О неблаговидных поступках, похождениях, проделках. Подвиги на любовном поприще.
Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский подвиг. Подвиг ученого.
Наличие тесных смысловых связей слова подвигс глаголом подвигнуть
кого-то на что(книжн. торж. устар.) — `побудить, склонить к совершению чего-н. П. на борьбу́; ср. подвигнуться (книжн. торж. устар.) — `устремиться к совершению чего-н. (какого-н. подвига)', с производными сущ. подвижник, подвижница, подвижничество и прил. подвижнический.
Глагол подвизаться признается в современном языке словом книжным и определяется так: «Проявлять деятельность, работать, действовать в какой-н. области.
"Словарь Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской
В "Словаре Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской подвиг определяется как усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.)