Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «благоверный».
Задачи:
Образовательные:
помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;
углубить раскрытие темы христианского подвига – подвиг ратный;
дать знания о русских святых князьях – защитниках Отечества;
познакомить с памятниками православной культуры в их честь;
Развивающие:
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;
расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.
Учебник: Шевченко Л.Л. Основы православной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОДНКНР на тему "Ратный подвиг"»
Карта урока ОДНКНР. Основы православной культуры
ФИО учителя Власенко Ирина Ивановна
Класс 5 Дата 03.11.15 г.
Тема урока
Ратный подвиг
Цели урока
Личностная
Метапредметные
Предметные
Создавать условия для осознания и восприятия понятий «ратный подвиг», «герой», «благоверный»; научить соотносить собственное поведение с морально - нравственными ценностями и установками, учить с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре
П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.
Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.
К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог
Создавать условия для формирования и развития ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «благоверный»
- Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите свои рабочие места.
- Несколько уроков назад мы начали изучать раздел «Почитание святых в православном календаре». Кого называют святым?
(исполняющего заповеди Божьи, посвятивших всю жизнь служению Богу)
- Жизнь святых проходила в разные времена, среди разных народов, они были богатыми и бедными, юными и стариками. Но что их объединяло?
(великая любовь к Богу, к людям)
- История жизни святых поучительна для людей, они стараются подражать им. Мы учимся у них таким качествам, как верность, смирение, милосердие и др. Сейчас я прочту вам отрывки из жития некоторых святых, с которыми мы познакомились на прошлых уроках, а вы постарайтесь определить о ком идет речь:
1) стр. 74 (София, Вера, Надежда, Любовь)
2) стр. 77 (братья-князья Борис и Глеб)
3) стр. 81 (Преподобный Сергий Радонежский)
Приветствуют учителя и садятся
Вступают в диалог с учителем
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
2. Актуализация опорных знаний
Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.
- Мы продолжаем изучать новые имена христиан, жизнь которых может быть названа подвигом. Это святые воины. Посмотрите на слайд. Кто на них изображен?
- А как еще можно назвать святых воинов? (защитники земли Русской, герои)
- Какое ключевое слово у нас получилось?
- Кто из вас знает, что такое ратный подвиг?
Сравнивают, уточняют свою формулировку
Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
3. Изучение нового материала
Организует работу по учебнику. Стр. 85.
- Прочитайте из истории христианской культуры России раздел «Святые защитники земли русской».
- Кто такой герой?
- Какими качествами души должен обладать герой?
- Давайте вместе поразмышляем над смыслом слова «БЛАГОВЕРНЫЙ» (на доске)
(сложносоставное слово: благо (добро) и верный (вера), т.е. благая вера, верный Богу)
Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст
4. Физкультминутка
- Продолжим наш разговор. На примере жизни святого богатыря преподобного Ильи Муромца, святого благоверного князя Александра Невского и святого благоверного князя Дмитрия Донского мы уточним наши знания о ратном подвиге.
Работа в группах.
Задание:
1 группа читает о жизни святого богатыря преподобного Ильи Муромца стр. 85
2 группа читает о жизни святого благоверного князя Александра Невского стр. 86
3 группа читает о жизни святого благоверного князя Дмитрия Донского стр.86
- Какой подвиг они совершили?
- За что они были причислены к лику святых?
- А какие добрые дела для людей и своего Отечества может совершить человек сегодня?
- Какие качества души ему необходимы для этого?
(В христианской культуре существует иерархия вечных ценностей. Среди них одна из важнейших – любовь к Отечеству. Эта ценность требует от человека таких качеств, как любовь, ответственность, жертвенность, служение)
Выполняют под музыку движения
Дети читают и обсуждают вопросы в группах
Обсуждают и анализируют, делают вывод
Умение работать в коллективе
5. Закрепление знаний
- О подвигах защитников Отечества рассказывают не только жития святых воинов, но и другие источники русской культуры. Назовите их. (Летописи, былины, поэзия, иконы, архитектурные строения, музыкальные произведения). Так знаменитый русский композитор С.С. Прокофьев написал музыкальное произведение – кантату «Александр Невский»
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Самоопределение
Смыслообразование
Формирование умения сотрудничать в совместном решении учебной задачи
6. Итог урока. Домашнее задание
Выводит домашнее задание на слайде
Рубрика «Путешествие по святым местам России». Подготовить рассказ о святынях Александро-Невской лавры и Донского монастыря
7. Рефлексия
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
-Зачем нам нужен был этот урок?
- Продолжи предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Осуществляют рефлексию
Способность к самооценке
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Самоанализ по каждому этапу урока, оценки за урок
Тема урока: Ратный подвиг
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «благоверный».
Задачи:
Образовательные:
помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;
углубить раскрытие темы христианского подвига – подвиг ратный;
дать знания о русских святых князьях – защитниках Отечества;
познакомить с памятниками православной культуры в их честь;
Развивающие:
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;
расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.
Учебник: Шевченко Л.Л. Основы православной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Начало урока было направлено на определение эмоционального состояния учащихся и уровень учебной мотивации, затем дети актуализировали ранее приобретенные знания.
Создание мотивирующей ситуации с дальнейшим затруднением в учебной деятельности привело к проблемной ситуации. Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны и связаны с предыдущими учебными занятиями. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную деятельность школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
1.По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, цель которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель «дает» напутствие к уроку.
Следующий этап урока - актуализация опорных знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся обобщили и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.
На основном этапе - этапе изучения нового материала - метод наглядности (демонстрация слайдов), объяснение учителя, работа по учебнику, фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды, задавались вопросы, над которыми они могли подумать, вспомнить из своего жизненного опыта.
На рефлексивном оценочном этапе удалось вовлечь учащихся в процесс активного взаимодействия по изученному материалу. Дети проанализировали урок: что получилось, что нужно доработать. Ученики высказывали свое мнение, используя слова-помощники, которые способствуют развитию правильной речи, оценили себя и были оценены группой. Учителем был подведен итог урока.
Домашнее задание - творческого характера было предложено на выбор, с целью дать возможность ребенку самому определиться. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу. Дети показали, что усвоили новые понятия, умеют осмысленно читать и выделять главное. Материал, подобранный для урока, был доступен для всех учащихся этого класса. Большая часть класса достигла результата. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. Урок достиг поставленных целей.