Конспект урока ОДНКНР модуль "Основы православной культуры" "Ратный подвиг"
Конспект урока ОДНКНР модуль "Основы православной культуры" "Ратный подвиг"
Урок ОДНКНР модуль "Основы православной культуры" по теме "Ратный подвиг". Цель:формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями "ратный подвиг", "герой", "благоверный".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОДНКНР модуль "Основы православной культуры" "Ратный подвиг" »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №5"
города Губкина Белгородской области
Урок ОДНКНР модуль «Основы православной культуры» в 5 классе «Ратный подвиг»
Подготовила и провела
Зверева Светлана Николаевна,
учитель ОРКСЭ, ОДНКНР
март, 2014 год
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «благоверный».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные:
помочь детям усвоить новые понятия «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;
углубить раскрытие темы христианского подвига – подвиг ратный;
дать знания о русских святых князьях – защитниках Отечества;
познакомить с памятниками православной культуры в их честь;
Развивающие:
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»;
расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Л.Л.Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс»;
презентация;
электронное приложение к учебнику (ОДНКНР»;
методическое пособие для учителя Л.Л.Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс».
Технологическая карта урока «Основы православной культуры» в 5 классе «Ратный подвиг»
- Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите свои рабочие места
- Несколько уроков назад мы начали изучать раздел «Почитание святых в православном календаре». Кого называют святым?
(исполняющего заповеди Божьи, посвятивших всю жизнь служению Богу)
- Жизнь святых проходила в разные времена, среди разных народов, они были богатыми и бедными, юными и стариками. Но что их объединяло?
(великая любовь к Богу, к людям)
- История жизни святых поучительна для людей, они стараются подражать им. Мы учимся у них таким качествам, как верность, смирение, милосердие и др. Сейчас я прочту вам отрывки из жития некоторых святых, с которыми мы познакомились на прошлых уроках, а вы постарайтесь определить о ком идет речь:
1) стр. 74 (София, Вера, Надежда, Любовь)
2) стр. 77 (братья-князья Борис и Глеб)
3) стр. 81 (Преподобный Сергий Радонежский)
Приветствуют учителя и садятся.
Вступают в диалог с учителем
2. Актуализация опорных знаний
Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.
- Мы продолжаем изучать новые имена христиан, жизнь которых может быть названа подвигом. Это святые воины. Посмотрите на слайд. Кто на них изображен?
- А как еще можно назвать святых воинов? (защитники земли Русской, герои)
- Какое ключевое слово у нас получилось?
- Кто из вас знает, что такое ратный подвиг?
ПОДВИГ
Сравнивают, уточняют свою формулировку.
Слайд №1
Электронный диск
Прослушивание словаря: подвиг.
3. Изучение нового материала.
Организует работу по учебнику. Стр. 85.
- Прочитайте из истории христианской культуры России раздел «Святые защитники земли русской».
- Кто такой герой?
- Какими качествами души должен обладать герой?
- Давайте вместе поразмышляем над смыслом слова «БЛАГОВЕРНЫЙ» (на доске)
(сложносоставное слово: благо (добро) и верный (вера), т.е. благая вера, верный Богу)
Дети читают статью в учебнике (с. 85)
Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.
4. Физминутка
Организует проведение физминутки
Дети под музыку делают движения
- Продолжим наш разговор. На примере жизни святого богатыря преподобного Ильи Муромца, святого благоверного князя Александра Невского и святого благоверного князя Дмитрия Донского мы уточним наши знания о ратном подвиге.
Работа в группах.
Задание:
1 группа читает о жизни святого богатыря преподобного Ильи Муромца стр. 85
2 группа читает о жизни святого благоверного князя Александра Невского стр. 86
3 группа читает о жизни святого благоверного князя Дмитрия Донского стр.86
- Какой подвиг они совершили?
- За что они были причислены к лику святых?
- А какие добрые дела для людей и своего Отечества может совершить человек сегодня?
- Какие качества души ему необходимы для этого?
(В христианской культуре существует иерархия вечных ценностей. Среди них одна из важнейших – любовь к Отечеству. Эта ценность требует от человека таких качеств, как любовь, ответственность, жертвенность, служение).
Дети читают и обсуждают вопросы в группах.
Обсуждают и анализируют, делают вывод.
5. Закрепление знаний.
- О подвигах защитников Отечества рассказывают не только жития святых воинов, но и другие источники русской культуры. Назовите их. (Летописи, былины, поэзия, иконы, архитектурные строения, музыкальные произведения). Так знаменитый русский композитор С.С. Прокофьев написал музыкальное произведение – кантату «Александр Невский».
- Работа с электронным приложением к учебнику. «Контроль и задания»
Прослушивают кантату.
По очереди отвечают на вопросы.
Аудиофайл
Электронный диск. Тема «Подвиг»
6. Рефлексия.
- Продолжи предложение.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
По очереди отвечают на вопросы.
Слайд №2
7. Домашнее задание
Выводит домашнее задание на слайде
- Запишите в дневник домашнее задание.
1. Рубрика «Путешествие по святым местам России». Подготовить рассказ о святынях Александро-Невской лавры и Донского монастыря.
2. Творческое задание: проект «Защитники Отечества»