Тема: «Растения и животные».
Цель: формировать представление о растениях и животных, их сходствах и отличиях и роли в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить учащихся со сходствами и отличиями растений и животных; с ролью растений и животных в природе и в жизни человека.
2. Закрепить представления о живых организмах и неживых предметах, их отличиях.
3. Развивать внимание и восприятие младших школьников.
4. Воспитывать умение вести себя на уроке.
Оборудование урока:
- для учителя: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации различных предметов, интерактивная доска, презентация.
- для учеников: учебник, рабочая тетрадь, карандаши.
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация знаний – 5 мин.
3. Постановка проблемы – 3 мин.
4. Совместное открытие новых знаний – 12 мин.
5. Самостоятельное применение знаний – 10 мин.
6. Итог урока – 3-4 мин.
Ход урока:
Этапы урока, учебные задачи
Речь, деятельность учителя, формулировки заданий
1.Организационный: подготовка учащихся к уроку.
Доброе утро солнцу и птицам,
доброе утро улыбчивым лицам.
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
2.Актуализация знаний: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе.
- Чем отличаются живые организмы от неживых предметов?
- Посмотрите на доску. Здесь изображены различные предметы. Вам надо разделить их на 2 группы: живые организмы и неживые предметы. Объясняя, почему вы так решили.
- Какой предмет остался лишним?
-Почему?
- Как мы можем назвать такие предметы?
3. Постановка проблемы: постановка мотивации, необходимости в получении новых знаний.
- Рассмотрите внимательно картинки.
- Предметы, которые изображены на обеих картинках, мы отнесем к живой или неживой природе?
- Почему?
- Почему же тогда они разделены на 2 картинки?
- Значит, какие 2 группы живых организмов изображены на картинках?
- Кто может сказать, чем отличаются растения от животных?
- Кто может назвать тему урока? определить цели урока?
- Сегодня мы с вами будем говорить о растениях и животных, попробуем выявить их сходства и отличия.
4. Совместное открытие новых знаний: совместное выявление конкретных знаний о растениях и животных.
Физминутка
Попробуем выявить некоторые признаки растений и животных.
Для этого на с.50 найдите иллюстрации внизу страницы.
- Посмотрите на 1 картинку. Кто здесь изображен?
- Значит, о чем это говорит?
- Запишем в таблицу 1 признак: животные могут размножаться.
- Могут ли растения размножаться?
- Запишем этот признак в таблицу.
- Посмотрите на 2 картинку. Какие еще признаки вы можете назвать?
- Могут ли растения питаться?
- Запишем эти признаки в таблицу.
- Посмотрите на 3 картинку. Что здесь изображено? Что обозначает этот рисунок?
- Растут ли животные?
- Запишем в таблицу.
- Прочитайте текст в рамке ниже.
- Какими еще признаками обладают растения и животные?
- Скажите еще раз, опираясь на таблицу, какими общими признаками обладают растения и животные?
- Посмотрите комикс на стр.51 и подумайте: чем отличаются растения от животных?
- Как животные добывают себе пищу?
- Верно, животные могут бегать, прыгать, летать, ползать. Значит, какой еще признак можем записать в таблицу?
- Скажите, нужно ли растениям передвигаться, чтобы добывать пищу? Почему?
- Значит, какой еще признак можем записать в таблицу?
- Итак, скажите, что употребляют в пищу растения? (картинки 3, 4, 5)
- Чем они поглощают воздух?
- Чем еще питаются растения?
- Откуда и как растения получают воду?
- Что еще нужно растениям?
- Чем они их поглощают?
- Значит, растения образуют питательные вещества из воды и воздуха под воздействием солнечных лучей. Какой признак растений запишем в таблицу.
- Как вы поняли из комикса, чем питаются животные?
- Верно. Животные питаются готовыми питательными веществами: растениями или другими животными.
- Прочитайте вывод на стр.52
- Какой ещё признак растений запишем в таблицу.
- Молодцы. А животные могут выделять кислород?
- Значит, какой еще признак можем записать в таблицу?
- У кого дома есть цветы?
Где они стоят?
- Почему?
- У нас в классе тоже цветы стоят там, где много солнечного света.
Неделю назад мы с вами один цветок накрыли так, чтобы он находился в темноте. Давайте посмотрим, что же с ним произошло?
- Почему?
- Что это обозначает?
- Прочитайте вывод на стр.52 (под картинками)
- Подумайте и ответьте на вопрос: какую роль играют растения в жизни человека?
- Посмотрите на таблицу. Что можно сказать о признаках растений и животных?
- Назовите сходства растений и животных?
- Чем отличаются растении от животных?
5. Самостоятельное применение знаний: закрепление полученных знаний о различиях и сходствах растений и животных.
- Закройте учебники, откройте рабочую тетрадь на с.58, найдите упражнение 2.
Катя, прочитай задание.
- Что нужно сделать в этом задании?
Работа в парах.
Самопроверка.
- Какие слова обвели зеленым карандашом?
- Какие слова обвели красным карандашом?
- Какие слова обвели синим цветом?
Открывают рабочие тетради и находят необходимое задание.
- Зеленым карандашом обвести те слова, которые относятся только к растениям, красным карандашом – только к животным, синим – ко всем организмам.
Итог урока.
Рефлексия.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили?
- С помощью таблицы скажите, чем похожи и чем отличаются растения и животные?
О чём вы сможете рассказать дома?
Оцените свою работу на уроке.
- Спасибо за урок.