Задачи:
- 1 этап урока - повторить и оценить знания учащихся по раннее изученным правилам пожарной безопасности, убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной охраны.
- 2 этап урока - познакомить детей с правилами поведения во время пожара, с помощью исследовательской работы закрепить эти правила.
- 3 этап урока – отработать правила противопожарной безопасности в лесу, учить осторожному и ответственному обращению с огнем.
Планируемые результаты: знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Оборудование: телефон, свечи, стеклянная банка, карточки с цифрами от 1 до 3, карточки с правилами, карточки с задачами.
Дидактическое обеспечение:
- учебник «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков
Москва, «Просвещение», 2012 год.
- Отрывок из мультипликационной экранизации по мотивам С.Я.Маршака «Кошкин дом»
Методы: частично – поисковый, исследовательский, практический, иллюстративно – наглядный.
Ход урока.
Загадка: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
Огонь может быть и другом, и врагом человека. Как вы думаете, когда огонь выступает как друг человека? (Ответы детей)
- …и как его враг? (Пожар)
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о пожарах и правилах пожарной безопасности. Пожары возникали всегда, унося не только богатства, но и жизни людей.
Вы знаете, что:
- Каждый час на планете происходит 700 пожаров
- Ежегодно в мире около 5 000 000 возгораний
- Каждый час в огне погибает 1 человек , 2 получают травмы и ожоги
- Каждый третий погибший – ребенок.
- И сегодня я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте вместе подумаем, какие правила нужно выполнять, чтобы избежать беды.
Сейчас мы проверим, какими знаниями вы уже обладаете. Поиграем с вами в игру «Знаешь ли ты правила пожарной безопасности?» У каждого из вас на парте лежат карточки с цифрами от 1 до 3. Вы поднимаете карточку с цифрой, обозначающий вариант ответа.
- Детям запрещено играть:
- в шахматы
- игрушками
- спичками
- Детям разрешается:
- Читать книгу
- Зажигать газовую плиту
- Растапливать печь
- Без присмотра можно оставить:
- Включенный чайник
- Включенный телефон
- Включенный утюг
- При пожаре звонить:
- 01
- 02
- 03
- Молодцы! Знает каждый гражданин, пожарный номер …(хором) 01.
- Но как правильно вызвать пожарных по телефону, если вы увидели пожар?
Дети упражняются в вызове пожарных: 2 – 3 ученика выходят к доске, на игрушечном телефоне набирают 01, четко называя адрес пожара, объект, Ф.И.
Физминутка.
- Когда огонь выходит из-под контроля, он превращается в страшное чудовище и уничтожает все на своем пути. И может случиться так, что вы сами окажетесь в помещении, где начался пожар. Давайте вместе узнаем, как нужно вести себя во время пожара.
Правила поведения во время пожара
- Убегая от пожара, ничего не ищи, не пытайся спасти свои вещи, игрушки.
- Не забудь плотно закрыть за собой двери и окна.
Проблемный вопрос:
- Почему во время пожара нельзя разбивать окна и оставлять двери открытыми?
Проведем опыт. Для этого зажжем две свечи. Теперь одну свечу поставим под банку. И подождем несколько секунд. Что произошло с этой свечкой?
(Свеча, стоящая под банкой, вскоре погасла)
Почему? (В банке закончился кислород, а процесс горения без него невозможен)
Какой мы с вами сделаем вывод?(Если во время пожара разбить окна или оставить двери открытыми пожар усилится).
- При пожаре опасен не только огонь, но и дым
- Чтобы защититься от дыма – дышите через мокрую тряпку.
- Выбирайтесь ползком или на четвереньках – внизу меньше дыма.
- Не заливай водой горящие электроприборы. Вода хорошо проводит электрический ток, и любое прикосновение к такой воде приводит к смерти.
А сейчас проверим, как вы усвоили все эти правила, проведем исследовательскую работу. Вы посмотрите отрывок из мультфильма «Кошкин дом» С.Я.Маршака и, работая в парах, найдете, какие ошибки допустила кошка, какие правила она забыла?
Проверка (Не закрыла печку, оставила открытой дверь, разбила окна, стала спасать вещи, подняла панику)
Физминутка.
Лесные пожары.
Не менее опасны лесные пожары. Чаще всего по вине человека из-за небольшого возгорания за считанные часы огонь уничтожает огромные участки леса. Сейчас я попрошу выйти к доске 2 ребят. Представьте себе, что вы будущие лесники и отвечаете за безопасность леса. Вот вам правила (на доске вывешены карточки), что вы разрешаете туристам в своем лесу, что запрещаете?
разрешается запрещается
- Разводить костер под деревом
- Разводить костер на открытом месте
- Разводить костер только со взрослыми
- Разводить костер детям
- Затушить костер водой или землей
- Бросать горящие спички в лесу
- Тушить костер водой или землей
- Оставлять незатушенный костер
Дети работают у доски. Остальной класс делится на группы.
- А остальные ребята будут экологами и узнают:
1 команда (1 ряд) - через сколько лет после пожара мы с вами сможем погулять в березовой роще.
Задача: Через сколько лет вырастет березовая роща, если после пожара почва восстановится только через 3 года, и можно будет сажать деревья, а березы растут 50 лет?
2 команда (2 ряд) - через сколько лет после пожара вырастет сосновый бор.
Задача: Через сколько лет вырастет сосновый бор, если после пожара почва восстановится только через 3 года, и можно будет сажать деревья, а сосны растут 80 лет?
3 команда (3 ряд) - через сколько лет после пожара мы с вами сможем отдохнуть в еловом лесу.
Задача: Через сколько лет вырастет еловый лес, если после пожара почва восстановится только через 3 года, и можно будет сажать деревья, а ели растут 70 лет?
Проверка.
- «Лесники» рассказывают правила.
- Команды отвечают на свои вопросы.
Итог.
- А вы знаете, ребята, что после пожара в некоторых районах лес не может восстановиться и по 200-250 лет.
- Так какой вывод мы с вами должны сделать? (Ответы детей)
Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной.
Домашнее задание (по выбору)
- Стр. 30 учебник «Окружающий мир» найти памятку и еще раз внимательно прочитать ее. Нарисовать условные знаки к этим правилам для малышей, которые не умеют читать.
- Провести исследовательскую работу по рисунку на стр. 31 и ответить на вопрос: «Для чего нужны эти предметы?»