конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений"
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений"
сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы;
познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности;
- расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений"»
Тема: «Разнообразие растений»
Цель урока:
сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы;
познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Задачи:
Предметно-информационные:
- знакомство с классификацией растений;
- изучение основных признаков групп растений.
Деятельностно-коммуникативные:
- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности;
- расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Ценностно-ориентированные:
- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Формы работы:общеклассная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер;
Индивидуальные карточки для организации коллективного способа обучения;
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.
« Природа милая,
Тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне
И небеса, и землю,
И их помощником
Я буду век за веком,
Лишь оттого, что я
Родился человеком».
М.Чоконаи.
- Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!»
Я думаю что, каждый из вас хотя бы раз думал об этом. И это хорошо. Ученые предполагают, что на нашей планете должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.
- Сегодня я предлагаю вам вновь открыть работу нашей МАЛОЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.
Вы, ребята, будете младшими научными сотрудниками МНИЛ. А чтобы узнать о чем мы будем говорить с чем будет связано наше открытие, мы должны разгадать загадку.
3. Загадка
Дышит, растет,
А ходить не может? (Растение)
- Куда бы мы не посмотрели, повсюду нас окружают растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Растения поселились в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Ещё тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.
4. Кроссворд
Дерево, дающее плоды – желуди.
Цветок для гадания.
Зелёный ковер земли.
Хоть не огонь, а жжётся.
Беленькие горошки на зелёной ножке.(или Ландыш)
а) О ней говорят “плакучая”
б) Кудри в речку опустила , и о чем- то загрустила.
7. В поле у овражка, красная кашка.
8. Красивый цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.
БОТАНИКА -наука о растениях. Изучает жизнь, строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие растений. Название этой науки происходит от греческого слова «ботане» - трава, растение.
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
РАСТЕНИЙ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАСТЕНИЙ
ЭВОЛЮЦИОННОЕ
РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ
УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ
СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ
СЛАЙД 1 – Что изучает ботаника.
II. Актуализация опорных знаний
- Учёные утверждают, что растения – живые организмы. А как вы думаете, это действительно так? Назовите признаки жизни растений.
Признакижизни растений
УМИРАЮТ
РАЗМНОЖАЮТСЯ
ПИТАЮТСЯ
ДЫШАТ
СЛАЙД 2 – Признаки жизни растений.
- Что дают растения человеку?
Ученик:Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу. Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, вырабатывают ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства. Например настойка женьшеня, облепиховое масло .
- На какие 3 группы вы можете разделить растения по внешнему виду? - Какие части растения вы знаете?
III. Практическая работа.
1) Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень)
У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель).
Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. (Плод).
Из него вырастает новое растение. (Семя).
2) - Ребята, как вы думаете, все ли растения имеют названные части? - Учёные-ботаники делят царство растений на группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.
- Что такое группа растений?
( Это растения с определенными свойствами, похожими по внешнему вид и строению)
3) Словарик: Группа растений – растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков растений.
- А вы можете сказать по каким признакам учёные разделили растения на группы? - Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.
IV. Физминутка
- Ну что же, вы внимательно и активно поработали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем: выполним упражнения, так как дальше вам придётся много и напряжённо думать.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
V. Стадия осмысления
1. Учитель:
Сегодня вы, учёные - исследователи , много о растениях узнаете сами , прочитав текст который лежит перед вами и ответив на вопросы к содержанию текста. Работать будем в группах . Давайте повторим правила работы в группе.
2. Правила работы в группе:
- перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
- не говорить всем сразу;
- учиться разговаривать вполголоса;
- не спорить зря, а доказывать, объяснять.
3. Работа в группах:
1группа - водоросли.
2 группа - мхи.
3 группа - папоротники.
4 группа - хвойные.
5 группа - цветковые.
Перед каждым учеником лежит текст с вопросами к содержанию текста. Дети читают текст о растениях о своей группы и готовят ответы на вопросы, находят и подчёркивают отличительные признаки и заполняют свою графу таблицы
4. Самостоятельная работа в группах.
Выступления представителей от каждой группы
а) 1-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют?
Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).
Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например,Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.
- Почему водоросли выделены в отдельную группу?
(У водорослей нет органов, они живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью)
б) 2-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где растут мхи?
-Какие части они имеют?
-Много ли их на свете?
Мхи - это низкорослые растения, стелющиеся по земле. Растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти споров мхи размножаются.
- Чем мхи отличаются от других растений?
(Имеют только стебель и листья, при помощи которых добывают воду и минеральные вещества, размножаются спорами)
в) 3-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Как легко узнать папоротников?
-Какие части у них есть?
- Много ли их на свете?
Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.
-Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?
(Обитают во влажных лесах, есть корень, стебель под землей, листья; размножаются спорами)
г) 4-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Назовите несколько элементов хвойных растений.
-Какие у них листья?
-Каких частей у хвойных растений не бывает?
-Где созревают семена у хвойных растений?
Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.
- Чем отличаются хвойные от других групп растений?
Первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.
Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена. Их можно встретить и в лесу, и в воде.
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Насчитывают около 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды.
- Почему цветковые выделили в особую группу?
(Все цветковые растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод с семенами.)
VI .Коллективная проверка заполнения таблицы
Учитель: внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили. Каждая обладает определенными признаками. Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? (Водоросли)
Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?(Высшие растения.)
Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы
Какие группы растений мы отнесем к нецветковым? (Цветковые и нецветковые)
(Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные»)
Группы
растений
Стебли
Листья
Цветы
Корни
Плоды и
семена
Размножение
Низшие растения
Водоросли
-
-
-
-
-
спорами
Высшие растения
Мхи
+
+
-
-
-
спорами
Папоротники
+
+
-
+
-
спорами
Хвойные
растения
+
+
хвоинки
-
+
+
шишки
семенами
Цветковые растения
+
+
+
+
+
семенами
VII. Обобщение знаний.
Учитель: Сегодня мы лишь чуть - чуть приоткрыли двери в увлекательное царство растений. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
VIII. Домашнее задание.
Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
IX. Заключение урока.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.