kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы;
  2. познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
  3. - развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности;

    - расширение кругозора и словарного запаса учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений"»

Тема: «Разнообразие растений»

Цель урока: 

  • сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы;

  • познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

 Задачи:

  1. Предметно-информационные:

- знакомство с классификацией растений;

- изучение основных признаков групп растений.

  • Деятельностно-коммуникативные:

- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;

- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности;

- расширение кругозора и словарного запаса учащихся.

  1. Ценностно-ориентированные:

- развитие любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры 

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: 

  • Мультимедийный проектор, компьютер;

  • Индивидуальные карточки для организации коллективного способа обучения;

  • Демонстрационные таблицы, кроссворд, предметные картинки


Ход урока:

I. Организационный момент

1. Психологический и эмоциональный настрой

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

« Природа милая,

  Тебе одной я внемлю,

 Ты подарила мне

 И небеса, и землю,

 И их помощником

 Я буду век за веком,

  Лишь оттого, что я

  Родился человеком».

                       М.Чоконаи.

  1. - Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!»

Я думаю что, каждый из вас хотя бы раз думал об этом. И это хорошо. Ученые предполагают, что на нашей планете должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле!  А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет  в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать!   Смотрите на природу добрыми  глазами человека!    И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.

- Сегодня я предлагаю вам вновь открыть работу нашей МАЛОЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

Вы, ребята, будете младшими научными сотрудниками МНИЛ. А чтобы узнать о чем мы будем говорить с чем будет связано наше открытие, мы должны разгадать загадку.


3. Загадка

Дышит, растет,

А ходить не может? (Растение)

- Куда бы мы не посмотрели, повсюду нас окружают растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Растения поселились в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Ещё тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.

4. Кроссворд

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.

  2. Цветок для гадания.

  3. Зелёный ковер земли.

  4. Хоть не огонь, а жжётся.

  5. Беленькие горошки на зелёной ножке.(или Ландыш)

  6. а) О ней говорят “плакучая”

б) Кудри в речку опустила , и о чем- то загрустила.

7. В поле у овражка, красная кашка.

8. Красивый  цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.


БОТАНИКА - наука о растениях. Изучает жизнь, строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие растений. Название этой науки происходит от греческого слова «ботане» - трава, растение.





ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ









ПРОИСХОЖДЕНИЕ

РАСТЕНИЙ



ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАСТЕНИЙ



ЭВОЛЮЦИОННОЕ

РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ



УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ





СЛАЙД 1 – Что изучает ботаника.


II. Актуализация опорных знаний

- Учёные  утверждают, что растения – живые организмы.
А как вы думаете, это действительно так? Назовите признаки жизни растений.





Признаки жизни растений





УМИРАЮТ



РАЗМНОЖАЮТСЯ


ПИТАЮТСЯ



ДЫШАТ





СЛАЙД 2 – Признаки жизни растений.

- Что дают  растения человеку?

Ученик: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства. Например настойка женьшеня, облепиховое масло .

- На какие 3 группы вы можете разделить растения по внешнему виду?
- Какие части растения вы знаете?

III. Практическая работа.

1) Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень)

  • У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель).

  • Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист).

  • Яркий, благоухающий… (Цветок).

  • Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. (Плод).

  • Из него вырастает новое растение. (Семя).

2) - Ребята, как вы думаете, все ли растения имеют названные части?
- Учёные-ботаники делят царство растений на группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.

- Что такое группа растений?

( Это растения с определенными свойствами, похожими по внешнему вид и строению)

3) Словарик: Группа растений – растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков растений.

- А вы можете сказать по каким признакам учёные разделили растения на группы?
- Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

IV. Физминутка

- Ну что же, вы внимательно и активно поработали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем: выполним упражнения, так как дальше вам придётся много и напряжённо думать.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

V. Стадия осмысления

1. Учитель:

Сегодня вы, учёные - исследователи , много о растениях узнаете сами , прочитав текст который лежит перед вами и ответив на вопросы к содержанию текста. Работать будем в группах . Давайте повторим правила работы в группе.


2. Правила работы в группе:

- перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;

- не говорить всем сразу;

- учиться разговаривать вполголоса;

- не спорить зря, а доказывать, объяснять.

3. Работа в группах:

1группа - водоросли.

2 группа - мхи.

3 группа - папоротники.

4 группа - хвойные.

5 группа - цветковые.

Перед каждым учеником лежит текст с вопросами к содержанию текста. Дети читают текст о растениях о своей группы и готовят ответы на вопросы, находят и подчёркивают  отличительные признаки и заполняют свою графу таблицы

4. Самостоятельная работа в группах.

Выступления представителей от каждой группы

а) 1-группа.


Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где встречаются водоросли?

-Какого они размера?

-Какой вид они имеют?

Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).

Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например, Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.

- Почему водоросли выделены в отдельную группу?

(У водорослей нет органов, они живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью)

б) 2-группа.


Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Где растут мхи?

-Какие части они имеют?

-Много ли их на свете?

Мхи - это низкорослые растения, стелющиеся по земле. Растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти споров мхи размножаются.

- Чем мхи отличаются от других растений?

(Имеют только стебель и листья, при помощи которых добывают воду и минеральные вещества, размножаются спорами)



в) 3-группа.



Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Как легко узнать папоротников?

-Какие части у них есть?

- Много ли их на свете?

Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папоротников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.

-Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?

(Обитают во влажных лесах, есть корень, стебель под землей, листья; размножаются спорами)

г) 4-группа.



Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Назовите несколько элементов хвойных растений.

-Какие у них листья?

-Каких частей у хвойных растений не бывает?

-Где созревают семена у хвойных растений?

Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.

- Чем отличаются хвойные от других групп растений?

(Есть корень, стебель, листья-хвоинки; размножаются семенами)

д) 5-группа.


Приготовьте ответы на данные вопросы.

-Какие части у них есть?

- Много ли их на свете?

-Где созревают семена у цветковых растений?

Первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.

Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена. Их можно встретить и в лесу, и в воде.

 Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Насчитывают около 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды.

- Почему цветковые выделили в особую группу?

(Все цветковые растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод с семенами.)


VI .Коллективная проверка заполнения таблицы

Учитель: внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили. Каждая обладает определенными признаками. Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

  • Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? (Водоросли)

  • Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?(Высшие растения.)

  • Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы

  • Какие группы растений мы отнесем к нецветковым? (Цветковые и нецветковые)

(Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные»)


Группы

растений

Стебли

Листья

Цветы

Корни


Плоды и

семена

Размножение

Низшие растения







Водоросли

-

-

-

-

-

спорами

Высшие растения







Мхи

+

+

-

-

-

спорами

Папоротники

+

+

-

+

-

спорами

Хвойные

растения

+

+

хвоинки

-

+

+

шишки

семенами

Цветковые растения

+

+

+

+

+

семенами



VII. Обобщение знаний.

Учитель: Сегодня мы лишь чуть - чуть приоткрыли двери в увлекательное царство растений. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

VIII. Домашнее задание.

Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.

IX. Заключение урока.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.


















Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №18

города Тореза





Разработка открытого урока по окружающему миру

в 3 классе





Учитель: Филенко О.И.



2015-2016 уч. год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений"

Автор: Филенко Оксана Ивановна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока окружающего мира "Ягодные растения. Ядовитые ягоды", 1 класс, УМК "Гармония""
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-iaghodnyie-rastieniia-iadovityie-iaghody-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "248454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446728338"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока окружающего мира "Разнообразие растений""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomiraraznoobraziierastienii"
    ["file_id"] => string(6) "308189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458541092"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Окружающий мир. Разнообразие растений. 3 класс ( конспект урока и презентация) "
    ["seo_title"] => string(85) "okruzhaiushchii-mir-raznoobraziie-rastienii-3-klass-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "144189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418664356"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "План -конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений". Презентация на тему "Разнообразие растений"."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_na_tiemu_raznoobraziie_rastienii_pr"
    ["file_id"] => string(6) "395978"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488169745"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства