Создание проблемной ситуации
Формулирование цели и задач урока | - Ребята на прошлом уроке мы с вами пришли к выводу о том, что царство растений и животных - это живые организмы. Давайте с вами вспомним признаки живых организмов.
На доске схема: медведь как представитель животного царства и ромашка – представитель растительного царства. Схема Приложение 1. - Посмотрите ребята на медведя. В центре надпись живой организм. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свою версию. - Ребята, а теперь посмотрите на ромашку, вы с вами узнали с прошлого урока, что растение тоже живой организм. Значит у него такие же признаки? Как вы думаете? - Предполагают что признаки одинаковые. Тогда возникает вопрос: « Почему растения и животные выделены в разные царства?»
- Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте поставим себе цель и приступим к работе.
| Фронтальная работа.
Дети работают со схемами в группе, затем результат обсуждается, выдвигают свои доказательства, определяя признаки животного как живого организма: растёт, питается, дышит, размножается, приносит потомство, умирает - Сходства
- выдвигают предположения, дополняют признаками царство животных. -Нет
Цель: Найти отличия растений от животных |
Умение ставить вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы
Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели |
Практическое исследование | - Итак, приступим к исследованию нашей проблемы. - Откройте учебники на стр. 51. И посмотрите на весёлые рисунки. Постарайтесь, глядя на них найти отличительные признаки растений и животных.
- Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму: -сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу; -затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему под №2(Схема№2 Приложение2.) и начнёте её заполнять. РАЗЛИЧИЯ | Любого цвета. Питаются растениями, насекомыми и слабыми животными Активно двигаются (бегают, прыгают, ползают, плавают). Поглощают кислород (не умеют выделять кислород) | Как правило, зелѐного цвета.
Питаются солнечным светом, водой и воздухом, в которых растворены питательные вещества.
Двигаются, но не умеют передвигаться (не умеют ходить, бегать, прыгать). Выделяют в воздух кислород; |
Мы ответили на свой вопрос? - Нашли отличия животных от растений? - Можем ли мы ответить, почему растения и животные выделены в разные царства.
Учитель дополняет или уточняет ответы детей: Растениям не нужно передвигаться как животным для того чтобы найти себе питание. Они добывают пищу из окружающей среды листьями и корнями. А ещё ребята растение является «кормильцем для животных. Все живые организмы на земле дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, лишь только растения на свету выделяют кислород.
Физкультминутка
Организация практического исследования - Ребята, а теперь давайте попробуем подтвердить наши выводы по решению проблемы опытным путём.
Задание №1 - Расположите картинки в правильной последовательности. - Объясните, как сделали и почему? - Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе. - Выскажите своё мнение. Задание №2 - Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода) - Для того чтобы убедиться в этом, возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло. - Что вы увидели? (сок, жидкость)
- О чём это говорит? (растение состоит из воды) -Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? (засохнет). - Почему? (вода испаряется) -Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? (поливать).
Задание №3 - Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия (показать). - А у растений есть нос? (нет) - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. 1.Положите лист, кладут на предметный столик. 2. Посмотрите сверху через линзу. 3. Рассмотрите лист под микроскопом в группе по очереди. 4.Зарисуйте то, что увидели? Обсудите в группе, и сделайте вывод, как же они дышат?
Вывод: Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске). Задание №4. - Рассмотрите рисунок. - Обсудите в группе, что можете сказать о растениях на этом рисунке?
Что необходимо растению для жизни? |
Работа в группах.
- работа с информацией в учебнике.
- обсуждение, заполнение шаблонами схему
- после работы в группе формулировка выводов
Животным требуется пища другая - растения, насекомые, животные, более мелкие и слабые, чем те, которые ими питаются. Растениям, чтобы жить, нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода, вкуснейшие солнечные лучи. Это их еда.
Учащиеся формулируют ответ
Ребята выполняют движения на внимание
Работают в группе
-растёт, даёт потомство, умирает.
Работа в группе
С какой стороны светит солнышко, в ту сторону растение поворачивается. Свет. |
формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.
Умение делать умозаключения.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Умение доказывать, умение делать умозаключения. Подведение под понятие, выведение следствий |
Вывод по результатам исследования | -Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили? -Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему исследованию. А мы можем на этом примере доказать что растение движется? (Да, оно поворачивается к солнышку?) - Скажите ребята, чем будет являться вода, воздух, солнце для растений? (Питанием) Давайте ребята посмотрим на нашу схему и сформулируем вывод нашего исследования. - Из чего «строят» свой организм растения? - Что служит кормом для животных? - Как называют растения? - Чем обогащают воздух растения? - Кому нужен кислород? - Чего не могут делать животные в сравнении с растениями. -Удалось нам разрешить проблему? -Достигли поставленной цели? -Что нового узнали? |
Дети выстраивают выводы по исследованию |
Построение логической цепи рассуждений в опоре на схему. Умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью. |