Конспект урока по окружающему миру по теме " Мир растений"
Конспект урока по окружающему миру по теме " Мир растений"
Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Задачи:
Предметно-информационные:
знакомство с классификацией растений.
изучение основных признаков групп растений.
Деятельностно-коммуникативные:
развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Ценностно-ориентированные:
развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме " Мир растений"»
Тема: Разнообразие растений
Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Задачи:
Предметно-информационные:
знакомство с классификацией растений.
изучение основных признаков групп растений.
Деятельностно-коммуникативные:
развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Ценностно-ориентированные:
развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах.
Ход урока:
I Организационный момент
а) Психологический и эмоциональный настрой
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.
« Природа милая,
Тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне
И небеса, и землю,
И их помощником
Я буду век за веком,
Лишь оттого, что я
Родился человеком».
М.Чоконаи.
б)- Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!»
Я думаю что, каждый из вас хотя бы раз думал об этом. И это хорошо. Ученые предполагают, что на нашей планете должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.
- Сегодня я предлагаю вам вновь открыть работу нашей МАЛОЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.
Вы ,ребята , будете младшими научными сотрудниками МНИЛ. А чтобы узнать о чем мы будем говорить с чем будет связано наше открытие мы должны разгадать загадку.
в)Загадка
Дышит, растет, А ходить не может?
(Растение)
– Куда бы мы не посмотрели, повсюду нас окружают растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Растения поселились в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Ещё тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.
г) Кроссворд
Дерево, дающее плоды – желуди.
Цветок для гадания.
Зелёный ковер земли.
Хоть не огонь, а жжётся.
Беленькие горошки на зелёной ножке.(Ландыш)
а) О ней говорят “плакучая”.
б) Кудри в речку опустила , и о чем- то загрустила.
7. В поле у овражка, красная кашка.
8. Красивый цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.
СЛАЙД 4
БОТАНИКА - наука о растениях. Изучает жизнь, строение, жизнедеятельность ,условия обитания, происхождение и эволюционное развитие растений. Название этой науки происходит от греческого слова
«ботане» - трава, растение.
II.Актуализация опорных знаний
а ) - Учёные утверждаютиспользуется для отопления. Из волокна растений, что растения – живые организмы. А как вы думаете, это действительно так? Назовите признаки жизни растений.
СЛАЙД 5 (Дышат,питаются,размножаются,умирают)
- Что дают растения человеку?
Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу. Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, вырабатывают ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства. Напримернастойка женьшеня, облепиховое масло .
- На какие 3 группы вы можете разделить растения по внешнему виду? - Какие части растения вы знаете?
III. Практическая работа. Определите орган, который укрепляет растение в почве. /Корень/
У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
( Это растения с определенными свойствами, похожими по внешнему вид и строению)
Словарик:Группа растений – растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков растений.
– А вы можете сказать по каким признакам учёные разделили растения на группы? – Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.
Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.
IV. Физминутка
- Ну что же, вы внимательно и активно поработали и прежде ,чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем: выполним упражнения, так как дальше вам придётся много и напряжённо думать.
V. Стадия осмысления
а) – Сегодня вы ,учёные - исследователи , много о растениях узнаете сами , прочитав текст который лежит перед вами и ответив на вопросы к содержанию текста. Работать будем в группах . Давайте повторим правила работы в группе.
б) Правила работы в группе:
- перед работой нужно договориться, кто и что будет делать;
- не говорить всем сразу;
- учиться разговаривать вполголоса;
- не спорить зря, а доказывать, объяснять.
в) Работа в группах:
1группа - водоросли.
2 группа - мхи.
3 группа - папоротники.
4 группа - хвойные.
5 группа - цветковые.
Перед каждым учеником лежит текст с вопросами к содержанию текста. Дети читают текст о растениях о своей группы и готовят ответы на вопросы, находят иподчёркивают отличительные признаки и заполняют свою графу таблицы
С/р работа в группах
Выступления представителей от каждой группы
(по ходу мини - сообщения о растениях, которые делают заранее подготовленные ученики)
г) 1-группа.
Приготовьте ответы на данные вопросы.
-Где встречаются водоросли?
-Какого они размера?
-Какой вид они имеют?
Водоросли
Водоросли – это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Некоторые имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты (например, морские капусты).
Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Живут они в основном в воде. Водоросли могут окрасить воду. Например,
Красное море называется так потому, что водоросли, растущее здесь, большинство красного цвета.
- Почему водоросли выделены в отдельную группу?
(У водорослей нет органов,они живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью)
Мхи это низкорослые растения, стелющиеся по земле. Растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти споров мхи размножаются.
- Чем мхи отличаются от других растений?
(Имеют только стебель и листья, при помощи которых добывают воду и минеральные вещества, размножаются спорами)
Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Говорят, что когда-то у папорот-ников стебли были одеревеневшими. Поэтому думают, что они были деревьями. Папоротники растут в сырых местах, очень жизнеспособны. Их на свете более 10 тысяч видов. Это не так уж много.
- Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений? (обитают во влажных лесах, есть корень, стебель под землей, листья; размножаются спорами)
Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник, кедр, пихта и другие. Хвоинки – это их листья. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена. С помощью этих семян они и размножаются. Хвойных растений всего около 600 видов. Это - мало. Но зато они самые долгожители. Они могут жить больше 3 тысяч лет.
- Чем отличаются хвойные от других групп растений?
Первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.
Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена. Их можно встретить и в лесу, и в воде.
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Насчитывают около 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды.
Почему цветковые выделили в особую группу?
(все цветковые растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод с семенами.)
VI .Коллективная проверка заполнения таблицы
- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками.
-Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? (Водоросли)
- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?(Высшие растения.)
- Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы
-Какие группы растений мы отнесем к нецветковым?
(Цветковые и нецветковые)
(Объединяют растения в «Споровые» и «Семенные»)
Группы
растений
Стебли
Листья
Цветы
Корни
Плоды и
семена
Размножение
Низшие растения
Водоросли
-
-
-
-
-
спорами
Высшие растения
Мхи
+
+
-
-
-
спорами
Папоротники
+
+
-
+
-
спорами
Хвойные
растения
+
+
хвоинки
-
+
+
шишки
семенами
Цветковые растения
+
+
+
+
+
семенами
VII. Обобщение знаний.
а) Закрепление знаний
- Итак , вы , как настоящие ученые ,изучили признаки различных групп и видов растений и теперь сами сможете различать различать растения. Давайте посмотрим ,как у вас это получится. Выберите лишнее растение и объясните ,по каким признакам оно отличается.
(Ребята выбирают лишнее растение, объясняют свой выбор)
б) Рефлексия
- Сегодня мы лишь чуть - чуть приоткрыли двери в увлекательное царство растений. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно Уважаемые юные сотрудники лаборатории нашу работу мы должны закончить научным докладом
Что нового узнали в лаборатории?
Чему научились в лаборатории сегодня?
Понравилось ли работать в лаборатории?
Хотели бы еще раз побывать в лаборатории?
VIII. Домашнее задание.
Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.
Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью на стр. 54 – 58.
Для юных ученых:
Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.