Тема : Многообразие растений.
Цели и задачи:
Дать представление о сходстве различных растений.
Рассмотреть части растений, определить функции каждой части растения.
Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.
Развивать мыслительную деятельность обучающихся.
Расширять кругозор и словарный запас.
Учить детей бережно относиться к природе.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ход урока
Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
- Дорогие ребята, еще недавно у нас было лето, и вы наслаждались восхитительной природой в лесу, на полянах, на речке. Нашу Землю называют Зелёной планетой. Кто подарил ей зеленый наряд? (деревья и травы, цветы и кустарники). Всюду нас окружают растения. И сегодня мы поговорим о зеленом покрове Земли.
- А куда мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете, послушав стихотворение.
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья клёнов
Укрывают нас шатром.
- Да, мы отправимся в лес.
Однажды художник решил нарисовать лес. Он взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Художник остался очень доволен. Он лег спать. (Слайд 2)
Проснувшись утром, он увидел, что лес завял, все деревья засохли. А рядом с картиной стояла Мудрая Сова. Она сказала: «Лес – это не только деревья».
(Слайд 3)
- Ребята, давайте оживим наш лес. (Дети отгадывают загадки. Отгадки - рисунки закрепляют на доске.)
1. Ну, а кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце) . (Слайд 4)
2.Нет ног, а идут,
Глаз нет, а плачут. (тучки) . (Слайд 5)
3. В ярком платье модница –
Полететь охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (бабочка) . (Слайд 6)
4. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (дятел) . (Слайд 7)
5. Летом серый, зимой белый,
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык – тык.( заяц) . (Слайд 8)
- Ребята, скажите а почему на картине у художника деревья погибли?
Чего им не хватало для жизни ? (тепла, света, воды, воздух ,почвы)
- Что из добавленного на картину относится к живой природе? (дятел,заяц, бабочка)
- Давайте вспомним какими признаками обладают все живые организмы? (дышат, питаются, растут, размножаются, стареют, погибают)
– А что к неживой природе? (солнце, тучи, река)
- Что мы можем отнести к неживой природе? (камни, ветер, песок….)
- Вот теперь мы можем отправиться в лесное царство и рассмотреть многообразие растений. (Слайд 9)
II. Актуализация знаний. Работа с учебником
Давайте откроем учебники на стр.54. Рассмотрите иллюстрации. – Скажите как одним словом назвать, что изображено на картинках ? Давайте прочитаем названия этих растений.
(работа с. 54 где растет растение,
с. 55 учитель читает строки, ученики соединяют № с рисунком )
- Чем отличаются друг от друга эти растения? (размерами, цветом, формой, листьями)
- Однако что – то у них есть общее. Что это? (У всех растений есть цветы, листья, корни, стебли) Учебник с 56 (Слайд 10)
- Как вы думаете, для чего растению корень? ( Он удерживает растение в земле) Правильно, но корни ещё и впитывают из почвы вещества и воду, необходимые для роста и развития растений. Чем больше ветвятся корни , тем лучше они питают растение.
- Для чего же растению нужен стебель? ( поддерживает растение) Правильно, а ещё по стеблю вода и питательные вещества поднимаются от корня к листьям и цветам. Это - трубопровод несущий питание .
- Как вы думаете у всех ли растений стебли одинаковые? (нет)
- В зависимости от количества стеблей и их размера, все растения можно разделить на 3 большие группы – это травы, кустарники, деревья. (Слайд 11)
- У трав стебель тонкий, легко сгибается, чаще всего мягкий, зелёный. У кустарников стеблей много, они твёрдые, похожи на прутья. У деревьев 1 толстый, длинный стол из древесины.
- Как вы думаете, зачем растениям нужны листья? Листья растений выполняют очень важную роль - они вырабатывают кислород для дыхания животных и людей. Это маленькие химические лаборатории, где постоянно идет работа.
- Смогли бы жить люди на земле, если бы не было зеленых растений? Почему?
- А для чего нужен цветок? Цветы конечно же радуют наш глаз, особенно весной. Однако, цветок как и другие части выполняет важную роль – размножение растения. Цветы привлекают своей яркой окраской и ароматом насекомых, которые опыляют цветы, после чего развиваются плоды и семена. Благодаря семенам каждую весну появляются новые растения.
I I I. Физминутка
I V. А теперь давайте прогуляемся по лесному царству и познакомимся с некоторыми растениями.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Лёгкий, лёгкий, тонкий, тонкий
Будто серебристый звон.( Колокольчик) (Слайд 12)
Есть один такой цветок,
Мы берём его в венок.
На него подуй слегка –
Был цветок и нет цветка.(Одуванчик) (Слайд 13)
Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. ( Ель) (Слайд 14)
Русская красавица,
Всем нам очень нравится,
Она бела, стройна,
Одеждой зелена. ( Береза) (Слайд 15)
Черёмуха пушистая,
Густая и душистая,
Завесила село, -
Как будто сад у озера
Метелью занесло (Черёмуха) (Слайд 16) (Слайд 17 - 19)
- Итак, почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен? (Слайд 20 - 21)
(Лес – наше богатство. Лес – зеленый наряд нашей земли. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – наш друг. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес дает нам грибы, ягоды, орехи.)
- Да, без леса, без растений мы с вами просто не выживем. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к природе, заботиться о ней, а не причинять ей боль…
6. Цветы как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
7.Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты и деревья и кусты…
И не будет красоты, и не будет доброты,
Если только я и ты, если мы сорвем цветы.
V I. Закрепление (Слайд 22)
- На какие 3 группы разделили все растения?
- Из каких частей состоят растения?
- Что у растения находится под землёй?
- На какой части растения располагаются листья и цветы?
- Что образуется на месте цветка?
- Что развивается внутри плода?