Конспект урока по окружающему миру на тему "Наше питание"
Конспект урока по окружающему миру на тему "Наше питание"
Тема: «Наше питание. Органы пищеварения».
Цели урока:
* Образовательные: Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.
Дать элементарные представления об органах пищеварения человека.
Сформировать правила правильного питания.
Обобщить и систематизировать знания.
* Воспитательные: Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать аккуратность и прилежание.
* Развивающие: Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать самостоятельность, познавательные интересы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Наше питание" »
Открытый урок по окружающему миру в 3 «Д» классе
Классный руководитель: Гареева Гульназ Ваззиховна
Тема: «Наше питание. Органы пищеварения».
Цели урока:
* Образовательные: Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.
Дать элементарные представления об органах пищеварения человека.
Сформировать правила правильного питания.
Обобщить и систематизировать знания.
* Воспитательные: Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать аккуратность и прилежание.
* Развивающие: Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать самостоятельность, познавательные интересы.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
1. Что составляет скелет человека?
2. Каково значение скелета?
3. Что образует опорно-двигательную систему?
4. Как работают мышцы?
5. От чего зависит осанка?
6. Почему важна правильная осанка?
7. Как выработать правильную осанку?
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с опорно-двигательной системой и мы с вами доказали, что кости и мышцы играют важную роль в нашем организме.
Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, и шоколадку.
Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке. (слайд 1)
Все живые существа питаются. Чем питаются растения? (Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях из частиц воды и углекислого газа образуется сахар и крахмал.)
Чем питаются животные? (Растениями и другими животными.)
Чем питается человек? Что значит правильное питание?
Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)
Как нужно правильно питаться? (слайд 2)
Как вы думаете, какие продукты полезны?
Задание: возьмите лист «Моё питание», запишите свои Ф. И. и заполните строчки
«Какие у меня самые любимые блюда?»__________________________
«Пища, которую я не люблю»___________________________________
Отложите листочки в сторону, мы ещё к ним вернёмся.
А вот НЮШИНО меню завтрака, обеда и ужина. Это её любимые блюда (слайд 3)
. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, для чего вообще нужно есть? (слайд 4)
- Чтобы расти, двигаться, выполнять различные задачи и т.д.
- Что может случиться, если человек не будет долго есть?
- Организм человека начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи человек может прожить месяц, но кроме твердой пищи человеку нужна вода. Без нее человек погибнет, через 3-4 дня происходит обезвоживание. Тело человека состоит почти на 70% из воды.
-Итак, чтобы нормально расти и развиваться, человеку нужно питаться. Вся жизнь человека связана с непрерывным обменом веществ, происходящим в организме. Давайте выясним, какие полезные вещества необходимы организму человека для его роста и развития.
- Ребята, рассмотрите этикетки с упаковок продуктов питания и скажите, какие питательные вещества указаны на упаковках.
(Белки, жиры, углеводы, витамины). (слайд 5 )
1. (Сообщения учащихся, заранее подготовленных)
Белки – являются основным « строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки составляют почти пятую часть веса человека. Больше всего их содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных, молочных. Много белков и в растениях, особенно в фасоли, бобах, гречневой крупе, орехах. (слайд6 )
К основным питательным веществам относятся такжежиры.В организме они превращаются в энергию, а также служат «строительным материалом» тела. Без неё человек не может работать, учиться, заниматься спортом. Они помогают организму сопротивляться болезням. Жиры бывают растительные и животные. Источником жиров является растительное и сливочное масло, сметана, маргарин, сало, орехи и т. д(слайд 7)
Углеводы (сахар, крахмал) являются третьим основным пищевым веществом. Главный поставщик энергии для тела. Именно углеводы придают сладкий вкус любимым лакомствам. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупах, макаронах, кондитерских изделиях, картофеле. (слайд 8)
Витамины: Мы составляем целую группу. Однажды американский учёный Казимир Функ открыл, что в оболочке рисового зёрнышка содержится жизненно необходимое вещество «амин», соединив его с латинским словом «вита», что означает – жизнь, он получил новое слово «витамин» - «дающий жизнь». (слайд 9, 10 )
Выступления детей:
1. Витамин Асодержится в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, сливках, сметане, яичном желтке, печени. Его много в моркови, зелёном луке, салате, помидорах, черноплодной рябине. (слайд№11) улучшает зрение, оздоравливает кожу.
2.Витамина Вмного в хлебе, молоке, яйцах, печени, мясе, в овощах и фруктах зелёного цвета, крупах, дрожжах, в рыбе, горохе, твороге, сыре. Недостаточность витаминов группы В вызывает трещины кожи. (Слайд№12)
3.Основные поставщики витамина С – свежие овощи, фрукты, ягоды. Особенно его много в чёрной смородине, ягодах шиповника, клубнике, малине, зелёном луке, капусте, укропе, петрушке, шпинате, салате. Он необходим для роста зубов, костей, кровеносных сосудов. (слайд №13)
4.Витамин Добразуется в организме под влиянием ультрафиолетового спектра солнечных лучей. Поэтому, находясь весной и летом достаточное время на воздухе, мы обеспечиваем себя этим витамином. Кроме того, витамин Д поступает в организм с пищей– рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, сливки. Недостаточность витамина Д приводит к размягчению и деформации костей, слабым мышцам и связкам (слайд №14).
5. Витамин Еимеется в печени, яйце, растительном масле, муке грубого помола, бобовых. В овощах витамин Е присутствует в капусте, салате, шпинате. Это витамин очень важен для развития детского организма. (слайд №15)
6. - А я хочу рассказать о трагической судьбе экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались солониной, консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли от авитаминоза. Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.
Учитель: - Как зимой можно справиться с проблемой нехватки витаминов?
(Есть свежие овощи и фрукты, готовить из них салаты, пить натуральные соки, принимать витаминно-минеральные комплексы, продаваемые в аптеках.)
Физкультминутка:
2. Групповая работа.
Каждая группа анализирует «своё» питательное в-во, определяет его значение для организма и в каких продуктах оно содержится (с опорой на текст учебника) стр..138
Название вещества
Значение для организма
В каких продуктах содержится
Белки - 1 гр.
Жиры – 2 гр.
Углеводы – 3 гр.
Витамины – 4 гр.
Сыр мясо рыба птица творог горох масло сало сметана яйцо колбаса шоколад конфеты мёд хлеб пирожное бананы яблоки смородина лимон и т. д.
Проверка.
3. Продолжение работы в группах.
Учитель: - А теперь, ребята, изучите этикетки с упаковок продуктов питания и запишите в таблицу: название продукта, какие питательные вещества указаны на упаковках, их содержание в 100 г продукта.
Название продукта
Белки
Жиры
Углеводы
Витамины
1. группа
молоко
хлеб
мясо
шоколад
Детям необходимо выяснить, какие продукты богаты белками, какие жирами, какие углеводами и витаминами. Обведите карандашом продукты с наибольшем содержанием Б.,Ж., У., В..)
Подведение итогов работы (старшие групп называют продукты с наибольшимсодержание в них тех или иных питательных веществ).
4. Учитель: посмотрите на пирамиду питания, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. (слайд 16)
Из чего она состоит?
Что это может обозначать?
Значит, мы можем сказать, что питание должно быть полноценным, разнообразным и в меру.
- Возьмите ваши листы, на которых записаны любимые и нелюбимые блюда. Проанализируйте их. Может, кто-то уже нашёл у себя ошибки?
- Правильное ли меню составила НЮША? (слайд 17)
Памятка:
Завтрак - самый важный прием пищи. Вы должны получить достаточное количество УГЛЕВОДОВ, чтобы зарядиться энергией.
В обед организму требуется дополнительный заряд энергией. Именно УГЛЕВОДЫ и ЖИРЫ являются их идеальными источниками.
Ужин не должен быть слишком обильным. Но должен включать в себя достаточное количество БЕЛКОВ и УГЛЕВОДОВ. Принимай пищу не позднее, чем за 2 часа до сна.
5. Объяснение материала о работе пищеварительной системы. (слайд 18-26)
А теперь поговорим о том, как человек питается, что происходит с пищей в организме и как нужно правильно питаться.
Как же происходит процесс пищеварения? Оказывается, он начинается ещё до того, как пища попадает в рот. Понаблюдайте, что будет происходит в вашем организме, пока я режу этот лимон.
Вы все заметили, что во рту началось выделение слюны. Это и есть начало процесса пищеварения. Ваш организм настроился на прием пищи. «Слюнки потекли» - говорим мы при виде хорошо накрытого стола. За сутки взрослый человек выделяет 1,5 литра слюны.
Пища проходит в организме человека путь длиной в 6–8 м. Сначала она попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем зубами и перемешиваем языком. В ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где её дальше переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там и заканчивается переваривание. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень и поджелудочная железа. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость – желчь. А поджелудочная железа выделяет туда поджелудочный сок, который тоже нужен для переваривания пищи. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. А не переваренные остатки пищи удаляются из кишечника через прямую кишку.
(Объяснение учителя работы пищеварительной системы, сопровождаю рассказ слайдами презентации)
6. Работа с учебником. Стр. 139
7. Чтение статьи «Как правильно нужно питаться» стр.140
Соблюдайте все советы и тогда пищеварительная система будет в порядке!