Цель: углубление знаний о птицах, зимующих в наших краях и формирование новых понятий, научных фактах о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать и расширить знания детей о птицах зимующих в наших краях;
- познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
- формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;
Развивающие:
- развивать познавательную активность, логическое мышление;
- продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму;
Воспитательные:
- осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;
- конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,
- объективно определять свой вклад в общий результат;
1.Организационный момент.
(1 слайд)
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Все друг к другу повернитесь,
А теперь все улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям,
И садитесь по места
2.Актуализация знаний.
-О чём мы говорили на прошлом уроке?
В каких же районах живут слоны?
А какие животные ещё живут в этих районах?
Работа с диском .
3.Самоопределение к деятельности
Ребята, Муравьишка Вопросик прислал письмо, в котором говорится о чем пойдет речь сегодня на уроке. Поможем, ребята, Муравьишке? (2 слайд)
Загадка
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... ?
- О ком же пойдет речь сегодня на уроке?
- Какие признаки помогли вам понять, что речь пойдет о птицах?
- Что бы вы хотели узнать о птицах?
- Муравьишка задает нам такой вопрос?
Презентация. Слайд 3
Попробуем ответить Муравьишке на этот вопрос.
4.Работа по теме урока
– Может, вы мне сразу на него ответите?
– Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.
– Как называются птицы, которые улетают в теплые края; остаются зимовать?
(Слайд 4)
Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.
Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!
-Что вам известно о птицах?
Работа по карточкам.(определи зимующих и перелётных птиц) Самопроверка Слайд 5
5.Работа по учебнику,с. 17. Работа в паре
-Где же зимуют перелётные птицы?
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.
А много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах других.
Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
– Как же это удалось сделать ученым?
Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17
– Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 6)
Что вместо колец в последнее время используют учёные?
В последние годы для изучения перелёта птиц используют маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.
Цветами занимается цветовод, пчёлами – пчеловод, а изучением птиц – орнитолог.( Слайд 7)
5.Физкультминутка. (Танец утят)
Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. (Показ по карте мест миграцию птиц).) Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. (Слайд 9)
Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.
Видео «Полёт птиц»
– Каких перелетных птиц вы еще знаете?
Отгадайте загадки о птицах.
Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка) (Слайд 10)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это …(соловей) (Слайд 11)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (Скворец)(Слайд 12)
Прилетают эти птицы в начале апреля и сразу же радуют нас своей песней. Песня этой птицы продолжается всего несколько секунд, но повторяется много раз.(Слайд 13)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растенья.
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворенье. (Слайд 14)
Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос:
-Почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают?
Работа по учебнику ,с.17 (Слайд 15)
Зима на улице. Всё белым - бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней.
( Слайд 16)
Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте послушаем разговор скворца и цапли.
Сценка «Скворец и Цапля»
Цапля.
- Здравствуй, Скворушка!
Скворец.
- Что ты такая печальная, Цапля?
Цапля.
- Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец.
- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел.
Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
-Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Верно, они перелётные птицы.На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов
6.Работа по теме урока (продолжение)
– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
– Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.
– А вы знаете, почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы. (Слайд 17)
Синица. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая.
Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. (Слайд 18)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором». (Слайд 19)
Снегирь.Эта птица получила своё название потому, что он с первым снегом прилетает наши районы с таёжного Севера. Размеры этой птицы не больше воробья. У неё толстый и короткий клюв, окружённый в основании щетинками. Грудка этой птицы красного цвета. (Слайд 20)
ПоползеньЭта птица величиной с воробья.Умеет передвигаться по стволу вниз головой. Питается насекомыми, семенами сосны, ели, желудями. (Слайд 21)
И все-таки тяжело им зимой. Из десяти доживают до весны одна-две.
Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут.
– За какими птицами вы наблюдали зимой?
– Как можно помочь птицам зимой?
– А какое же меню предлагается для птиц? (Слайд 22)
– Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Демонстрация кормушек).
(Слайд 23, 24)
Стихотворение «Покормите птиц зимой». (Слайд25)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
7.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад
8.Работа в тетрадях.
Работа в группе . Самопроверка(слайд 26)
- Каких птиц вы смогли узнать?
Соедините линиями изображения и названия птиц.
Работа в паре. Самопроверка (слайд 27)
-Внимательно рассмотрите схемы.
-Каким цветом можно обозначить направление осенних перелётов
-Каким цветом можно обозначить направление весенних перелётов
9.Рефлексия.
Муравьишка приготовил для вас следующее задание
Работа с диском
10.Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Каких птиц называем зимующими?
- Каких птиц называем перелётными?
Где зимуют птицы?
Ответили ли мы на вопрос, который задавал нам Муравьишка?
Каждому в начале урока на парту я положила солнышко. Возьмите его в руки, прижмите к груди, закройте глаза и прошепчите: «Пусть теплые лучики согреют меня в зимний холодный день».
Откройте глазки.
Кому понравился урок поднимите красную ягодку, кому было не интересно – зеленую.
-Спасибо за работу!
- Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.