Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы?"
Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы?"
Урок проведен в 1 классе с целью изучения нового материала по теме «Где зимуют птицы?». Технологии, применяемые на данном уроке: проблемное обучение, игровая, здоровьесберегающая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Где зимуют птицы?"»
Конспект урока по курсу «Окружающий мир».
1 класс. УМК «Школа России», программа А.А. Плешакова.
Тема: Где зимуют птицы?
Цели: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Планируемые результаты: обучающиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок окружающего мира.
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
(Интересным, хитрым, чтобы надо было подумать)
- А чтобы у нас получился такой урок, какими мы должны быть?
(Внимательными, думающими, добрыми)
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, что-то новое и интересное
II. Актуализация знаний.
На уроках окружающего мира мы часто путешествуем вместе с Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
1. Устный опрос.
- Какие районы есть на Земле? Холодные и теплые.
- О каких холодных районах Земли мы узнали? О Северном Ледовитом океане и Антарктиде.
- Чем похожи эти районы? Покрыты снегом и льдом.
- В каких районах Земли круглый год жарко? В саванне и тропическом лесу.
- Где живут белые медведи?
- Где живут слоны?
III. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
С этим заданием Муравьишки вы справились. Но он еще вам приготовил загадки. Я читаю, а вы отгадку называете хором.
1. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).
2. Трещала с самого утра
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).
3. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись…(дятел).
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке?О птицах.
Тема нашего урока «Где зимуют птицы?»
- Что мы должны узнать нового на уроке?
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
-Что объединяет этих птиц? (Не улетают на зиму в тёплые края. Это зимующие птицы.)
Работа в парах. Задание «Мозаика».
- Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете зимующих птиц. Перед вами конверт с разрезанными картинками. Вам необходимо собрать изображение птицы, отгадать название. Работаем в паре.
(1 ряд - синица, 2 ряд - поползень; 3 ряд - клест)
Синица (рассказывает ученик).
-Назвали её так за песенку: « Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. Зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись, и согревая друг друга.
Поползень (рассказывает ученик).
-Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна – всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.
Клёст (рассказывает ученик).
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Эта птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.
Вот как трудно зимующим птицам.
- А как мы можем им помочь?
Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод.
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают.
Птички крошки собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Птички летают, поют,
Зернышки клюют.
IV. Работа над новым материалом (продолжение).
Знакомство с перелётными птицами.
- Зима на улице. Всё белым - бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте послушаем разговор скворца и цапли.
(Сценка «Скворец и Цапля»).
Цапля.
- Здравствуй, Скворушка!
Скворец.
- Что ты такая печальная, Цапля?
Цапля.
- Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец.
- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел.
Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
-Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
- Почему их называют перелетными?
-Верно, они перелётные птицы. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов.
- Почему перелетные птицы улетают в тёплые края? (Отсутствие корма)
- Издавна спрашивал себя человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.
Рассказ учителя. Исследовательская работа.
Работа с картой полушарий.
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.
– А как они это сделали? Подумайте.
Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. Этот способ научного исследования называется кольцеванием птиц. Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке и подумаем, как же они могли помочь ученым. (Ответы учащихся)
На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы – это маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.
Так учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи – во Францию. А утки зимуют в Северной Америке, скворцы– в Италию, а, некоторые птицы добираются даже до Австралии и Южной Америки.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Работа в группах.
1 группа
Выбрать правильный ответ.
1.Птицы делятся на две группы: зимующие и …(прилетающие,перелётные) 2. Когда перелётные птицы вновь возвращаются к нам? (Весной,осенью)
3. По какой причине улетают перелётные птицы? (Холодно, нет корма)
2 группа
Найди ошибку в тексте.
Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Трещат сороки.
3 группа
Найди ошибку в тексте.
Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.
4 группа
Найди лишнюю птицу.
Ласточка, зяблик, дятел.
Соловей, голубь, сова.
Галка, грач, воробей.
5 группа
Найди лишнюю птицу.
Скворец, поползень, журавль.
Ворона, стриж, дятел.
Сорока, воробей, кукушка.
VI. Рефлексия.
- Каких птиц называем зимующими?
- Каких птиц называем перелётными?
- Где зимуют перелетные птицы?
- Как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы?
Домашнее задание.
1. Рассказать родителям, что узнали нового о птицах.
2. Рабочая тетрадь страница 14, №1, №2 ( по выбору).
Итог урока.
Каждый из вас может подвести итог своей работы на уроке.
Ура! Здорово! Я научился группировать птиц на зимующих и перелётных. У меня всё сегодня получалось.
Увы, я сегодня не очень хорошо работал и не понял урок.
У меня всё было хорошо, много получалось, но мне придётся дома повторить материал.
-Спасибо за работу!
- Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.