Тема урока: «Где зимуют птицы?».
Цели урока: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить
с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой
основе объяснять природные явления; сформировать представления о на-
учном поиске, методах работы орнитологов;
развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мыш-
ления, творческих способностей;
воспитание бережного отношения к птицам.
Оборудование: таблицы с названием групп птиц (зимующие, осёдлые, кочующие, пере- лётные); фотографии синицы, скворца, воробья, ласточки, цапли, снегиря; 15 конвертов маски птиц «Скворец», «Цапля»; презентация «Где зимуют птицы?».
Ход урока.
1. Организация начала занятия.
2. Вводное слово учителя. Звучит г/з «Голоса птиц».
-Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полётом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полёта, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся.
О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными. Может быть поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.
Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной Царство Птиц.
3. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните, каких животных учёные относят к птицам?
- Как называют специалистов, изучающих жизнь птиц?
- Что знаете о жизни пернатых? Где могут жить? Чем питаются?
- Приведите примеры домашних птиц.
- В разных странах живут разные птицы. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, обитающих в природе Липецкой области. А таких пернатых более 250 видов.
4. Работа в парах. Задание «Мозаика».
- Проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Перед вами конверт с разрезанными картинками. Вам необходимо собрать изображения двух птиц, отгадать их названия.
(1 ряд: синица, скворец; 2 ряд: воробей, ласточка; 3 ряд: цапля, снегирь)
Учащиеся называют, а учитель прикрепляет фотографии этих птиц на доске.
5. Введение в тему. Постановка учебных задач.
- Посмотрите, сколько разных птиц. Подумайте, могут ли все эти пернатые собраться вместе в зимнюю пору? Почему?
- Сегодня поговорим о том, где и как зимуют птицы? Слайд 1.
6. Работа над новым материалом.
6.1. Знакомство с осёдлыми птицами. Слайд 2.
-Отгадайте загадки:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей).
Трещала с самого утра
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись…(дятел).
-Что объединяет этих птиц? (Не улетают на зиму в тёплые края. Это зимующие птицы.)
-Таких птиц называют осёдлыми, так как они осели на одном месте.
-Я покажу фотографии ещё осёдлых птиц, а вы расскажите, что знаете о их жизни.
Синица. Слайд 3.
-Назвали её так за песенку: « Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.
Поползень.
-Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна – всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.
Клёст.
- Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка – клёст. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.
- Почему у клестов птенцы зимой выводятся?
- Помните, что для птиц страшен не холод, а - голод!
7. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
8. Работа над новым материалом (продолжение).
8.1. Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя.
- Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.
Слайд 4.
- Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает.
Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений.
Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание.
Наконец-то свиристели
За окном засвиристели.
Через бури и метели
Прилетели! Прилетели!
И густо облепив рябину, рвут и глотают ягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой.
Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а – голод.
8.2. Знакомство с выставкой кормушек.
8.3. Знакомство с перелётными птицами.
- Зима на улице. Всё белым - бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте послушаем разговор скворца и цапли.
(Сценка «Скворец и Цапля»).
Цапля.
- Здравствуй, Скворушка!
Скворец.
- Чти ты такая печальная, Цапля?
Цапля.
- Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец.
- Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел.
Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
-Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
-Верно, они перелётные птицы.На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов.
9. Физкультминутка.
10. Работа по учебнику с. 77. Исследовательская работа.
- Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают в тёплые края?
-Что помогает птицам определить, что пора улетать? (Долгота дня).
11. Слайд 5.
-Посмотрите фотографии перелётных птиц: грач, аист, кукушка, дрозд, утки, гуси.
12. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 76.
- Каких ещё перелётных птиц можете назвать?
(Скворец, соловей, ласточка, жаворонок, зяблик, журавль.)
13.Рассказ учителя.
- Издавна спрашивал себя человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.
14. Слайд 6. Видео «Полёт птиц».
15. Рассказ учителя. Работа с картой полушарий.
- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи – во Францию. А утки зимуют в Северной Америке. А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице. Слайд 7.
На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.
16. Беседа-вывод.
- Почему птицы улетают в тёплые края?
- А если там так тепло и сытно, зачем они возвращаются?
- А какая птица первой прилетает на родину?
- Недаром, писатель Николай Сладков говорил, что грачи на своих крыльях весну приносят.
17. Знакомство с птицами-синоптиками. Слайд 7.
- Многие перелётные птицы умеют предсказывать погоду. Прочитаем хором приметы.
18. Самостоятельная работа в тетрадях с 32 № 1. Проверка - работа в парах.
19. Закрепление.
- Каких птиц называем зимующими? Приведите примеры осёдлых, кочующих.
- Каких птиц называем перелётными?
19.1 Работа со светофорчиками.
- Я прочитаю текст, если заметили ошибку, просигнальте.
Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.
19.2. Игра «Третий лишний». Слайд 8.
20. Итог урока.
-Спасибо за работу!
- Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.