В 1 классе преподавание окружающего мира ведется по учебнику А.А.Плешакова (2 часа в неделю). Урок по теме "Где зимуют птицы?" входит в систему уроков по теме "Где и когда? Почему и зачем?" Это восьмой урок в данной теме.
Мною была поставлена триединая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:
1. Образовательный: познакомить детей с зимующими, пролетными и перелетными птицами; условиями их проживания.
3. Воспитательный: воспитывать чувства любви к природе и ответственности к "братьям меньшим"; воспитывать заботливое к ним отношение.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Тип урока: освоение новых знаний.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке были использованы следующие методы обучения:
словесные(объяснение, доклады учащихся, карта);
наглядные(иллюстрации, карта);
практические(работа по рабочей тетради, картички).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательные: воспитывать чувства любви к природе и ответственности к «братьям меньшим»; воспитывать заботливое к ним отношение.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить зимующих и перелетных птиц;
Причины перелета птиц на юг;
Познакомиться с местами зимовки птиц.
Оборудование:
Карта, рабочая тетрадь, учебник, рисунок солнышка, карточки с текстами о птицах, рисунки птиц, «чучела» птиц.
Ход урока:
Организационный момент
Настроимся на урок. Улыбнитесь, ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы должны догадаться.
Вас на уроке приветствует веселое солнышко и дарит вам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик знания. Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, чтобы на уроках получали новые знания, которые вам понадобятся в жизни.
Метеорологическая минутка
С помощью условных обозначений охарактеризовать сегодняшний день.
Актуализация знаний учащихся
Зима навела строгий прядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.
- Как вы думаете о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? О какой группе животных пойдет речь?
- Угадайте: кто осенью улетает, а весной возвращается?
Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетами и мечтаем побывать на их месте.
О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными? Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, в картинках, в сказках. Попробуем эе сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц.
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах. Мы узнаем о том, где зимуют птицы.
Повторение темы «Птицы»
- А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
Давайте поиграем.
Игра: «да», «нет»:
Цель игры: обобщить признаки по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц
Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, то хлопайте в ладоши, если нет, то качайте головой.
Тело покрыто шерстью(-)
Тело покрыто перьями(+)
Есть зубы(-)
Есть клюв(+)
Крылья заменяют передние конечности(+)
Отыскивает птицу с помощью клюва и лап(+)
Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост(-)
Перья на хвосте отличаются особой длиной(+)
Перья на голове отличаются особой длиной(+)
Эти животные летают(+), плавают(+), издают звуки(+), бегают(+), зимуют с нами(+), улетают в теплые края(+).
- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные улетают от нас в теплые края и тогда, когда говорилось, что зимуют с нами?
Делается вывод: есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.
У нас в Ульяновской области зарегистрировано 225 видов птиц. Одиннадцать видов птиц нашей области занесены в Красную книгу: черный аист, скопа, дрофа, орлан-белохвост и другие.
-А что нужно делать, чтобы птицы не погибали? (Охранять).
-А как охранять? (Беречь, не наносить им вреда, не разорять их гнезда, не трогать яйца и птенцов, развешивать скворечники, зимой устраивать кормушки и подкармливать птиц).
-Ребята, отгадайте загадки:
1. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…(воробей)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
3. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись…(дятел)
А кто догадался, что у этих птиц общего?
Вывод: эти птицы не улетают в теплые края, а круглый год живут у нас. Их называют зимующие. А так как они постоянно живут на одном месте их называют оседлые.
Доклады учащихся об оседлых птицах наших лесов.
Воробьи-воробушки, серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Воробьи- очень прожорливые птицы. Часто они летают по полям и по садам истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали на них крестьяне, видя, что они уничтожают урожай.
Спозаранок скачут птицы,
По заснеженным ветвям-
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
Синицы- это подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещенки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц за день прилетает к гнезду до 500 раз, принося разных насекомых.
Что ты, дятел,
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный торчишь!
Я не даром тут стучу,
Червячков достать хочу
Пообедаю на славу и осину подлечу.
Дятел- лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых-короедов.
Вывод: эти птицы приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже зимой.
-Ребята, как вы думаете, что для птиц страшнее голод или холод?
-Как мы с вами помогаем зимующим птицам?
-А сейчас откройте учебник на странице 12. Раскрасьте кружки возле тех птиц, которых вы видели в нашей местности около кормушек простым карандашом.
6. Физминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась, как волчок
Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень
Тири-тири, тень-тень-тень..
- Снегири, свиристели, щеглы-птицы пролетные. Их называют так потому, что у нас они оказываются только пролетом. Летом снегири и свиристели живут в дремучих северных лесах, там выводят птенцов, а осенью, с наступлением первых заморозков перелетают в среднюю полосу, клюют сочные ягоды рябины, боярышника, шиповника, облепихи и летят дальше на юг.
-А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек!
Инсценировка «Разговор двух перелетных птиц»
Скворец: Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишка серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?
Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле не дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
-Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов). Почему многие птицы улетают в теплые края?
-Как мы можем их назвать? Перелетные.
-Кочующие.-связанные с частой переменой местожительства.
Перелетные птицы с наступлением осенних дней собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Как правило, питаются насекомыми, а с приходом холодов насекомые прячутся. Необходимость добывать корм, поиск пригодных для выведения птенцов мест, бегство от естественных врагов – вот три главные причины по которым птицы совершают перелеты. Птицы, которые во время полета ориентируются по солнцу, с помощью био часов чувствуют его положение и так определяют его направление. Птицы, совершающие ночные перелеты, пользуются звездами. Для определения верного направления птицы пользуются внутренним компасом, она потом вспоминает с какой стороны прилетела и тем же путем возвращается назад. Некоторые птицы чтобы установить направление полета руководствуются запахами. Для многих птиц перелет- важная жизненная функция.
Способность перелетать с места на место позволяет им вразное время года обитать в наиболее благоприятном климате.
7.Работа по учебнику: страница 12
Закрась кружки возле тех птиц, которых ты видел в природе. В какое время года это было? А какая птица их перелетных прилетает первой? (грач)
А ведь раньше люди этого не знали и, конечно они постоянно задумывались куда же деваются птицы.
Есть наука, которая подробно изучает жизнь и повадки птиц. Она называется орнитология, а ученых зовут орнитологами.
Со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
Оказывается, что места зимовок птиц помогли обнаружить маленькие кольца, которые одевались на лапки птиц.
Как эти кольца могли помочь ученым?
-На каждом кольце свой номер и адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал птицу, он сообщал об этом. Так ученые смогли установить места, где зимуют птицы.
Когда у нас зима, в теплых краях цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях,а в далеком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Ласточки на юге Африки, чайки зимуют в водах Северной Америки.
-Подумайте, почему перелетные птицы улетают в теплые края? (стр.13)
Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться.
Ну, а если так там тепло и сытно, то зачем они возвращаются назад?
В стихотворении есть ответ на данный вопрос. Послушайте внимательно:
Птицы весной пролетали над пальмами.
Пальма в раздумье качала главой.
Чем привлекает их север печальный?
Чем им не нравится юг золотой?
Вечно цветущий, ликующий юг
Южное солнце не спрячется в тучи
Нет ни морозов, ни гибельных вьюг!
Что же влечет их?
А в небе высоком
Путниц отважных слышны голоса
«В крае далеком, в крае ненастном
Родина наша, родные леса!»
- Так что же влечет птиц?(любовь к Родине). Этим мы, люди, также схожи с птицами. Мы много с вами узнали о птицах. Пора применить свои знания.