4. Построение проекта выхода из затруднения. -Ребята, мы с вами выяснили, что разные участки земли получают разное количество света. А значит и разное количество тепла. Обратите внимание на слайд. Посмотрите на схему. Что вы можете мне рассказать о падении солнечных лучей в области Северного и Южного полюса?
-Правильно! Косые солнечные лучи и зимой, и летом скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными. - А вы хотели бы побывать на северном полюсе? На чём бы вы предложили добраться? - Я предлагаю вам воспользоваться способом, который использовала героиня сказки Валентина Катаева “Цветик-семицветик”. Давайте произнесём волшебные слова:
Лети, лети лепесток Через запад на восток Через север, через юг Возвращайся сделав круг Лишь коснёшься ты земли Быть по-нашему вели Вели чтобы мы оказались на Северном полюсе. - Ребята, Северный полюс находится в центральной части северного Ледовитого океана. Вокруг Северного полюса лежит суровый холодный пояс. Летом здесь стоит полярный день: солнце светит круглые сутки. Оно проходит полный круг по небу, но остается низко над горизонтом. Здесь, на Северном полюсе , нас поджидает великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), чтобы рассказать нам о чудесах Северного полюса. - Ребята, также на Северном полюсе зимой иногда возникают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Зимой температура опускается до-60 градусов. -Ребята, найдите на карте полушарий (стр.128-129) прерывистую линию, окружающую полюс. Эта линия ограничивает холодный пояс Земли – область, где бывает полярная ночь и полярный день. Прочтите, как называется эта линия? -Правильно! Северный полюс ограничен северным полярным кругом. Молодцы! -Ребята, а теперь мы отправимся в путешествие между полюсом и экватором. -Южнее северного полярного круга находится умеренный пояс. Здесь лето не очень жаркое, а зима – не слишком суровая, хотя намного холоднее, чем лето. В этом поясе живем мы с вами. Здесь нас ждет великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), который расскажет нам про природу нашей местности. -Молодец! -Ребята, далее наш волшебный цветочек отправляет нас на экватор. Солнце здесь поднимается крайне высоко. Иногда оно бывает прямо над головой. Вместо лета и зимы здесь различают сухой и дождливый сезоны. Здесь нас ждет великий путешественник (фамилия и имя ребенка из класса, который получил доклад), который расскажет нам про природу жаркого пояса. -Ребята, в этом поясе есть пустыни в них песок раскаляется, как сковорода. А температура поднимается до+50 градусов. Посмотрите на карту полушарий, найдите экватор, а чуть ниже и чуть выше прочитайте название линий, которые ограничивают жаркий пояс Земли. -Ребята , а теперь мы с вами отправляемся к югу от экватора. -К югу от экватора, в Австралии, мы попадаем в умеренный пояс Южного полушария. Это очень удивительно, но солнце в полдень светит с севера. В декабре оно поднимается высоко, а в июне посылает косые лучи.
-А теперь волшебный цветок перенесет нас в самую южную точку нашей планеты. И попадаем мы с вами в Антарктиду. -Южный полюс это материк Антарктида – край вечной зимы. Антарктида- материк вместе с окружающими его южными районами океанов. Здесь всё наоборот в декабре – лето и полярный день, температура опускается до -36 градусов. Полгода не заходит солнце, нещадно слепит глаза, отражаясь от снега и льда. В 10-15 градусов мороза у тебя мёрзнут руки и нос. В Антарктиде морозы бывают до -80 градусов. -Посмотрите на карту полушарий. Найдите Южный полюс и прерывистую линию, окружающую полюс. Эта линия тоже ограничивает холодный пояс Земли. Прочтите, как она называется. -Ребята, мы с вами побывали в разных районах планеты и назвали все пояса освещенности. Давайте назовем их. -Сколько их получилось? -Молодцы. А теперь откройте учебник на странице 67 и прочитайте, какой вывод сделали Миша и Лена. -Кто хочет прочитать за Мишу? -Кто хочет прочитать за Лену? -Ребята , где на Земле теплее? -Прочитайте вывод в рамочке. |