Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; развивать психические процессы учащихся: память, внимание.
Воспитывающие: воспитывать у учащихся доверительные отношения, культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные:определить какие модели языковых единиц учащимся уже известны, а какие еще нет.
Познавательные (логические):анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные:работа в парах.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
- К какому уроку вы подготовились? (обучение грамоте) Давайте проверим, как вы это сделали, а поможет нам в этом … (букварь, тетрадь для печатания, пенал, модели звуков) и хорошее настроение!
2. Активизация знаний
Игра «Ножки – ладошки»
- Вам буду говорить утверждения, если вы согласны – хлопайте, а если нет – топайте.
1. Буквы мы пишем и видим. +
2. Звуки русского языка делятся на гласные и согласные. +
3. При произношении гласного звука встречается преграда. –
4. Звуки мы пишем. –
5. Звук при письме обозначаем буквой. +
6. Гласные бывают твердые и мягкие. –
7. При произнесении согласного звука встречается преграда. +
3. Введение в тему
Игра «Доскажи словечко»
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?.. (огурцы)
Осел лениво в гору брел,
А над ним парил … (орел)
- Кто объяснит, что значит «парил»? (держаться в воздухе на неподвижно распростёртых крыльях)
3. Шубу теплую в колечках
Носит тихая … (овечка)
4. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и 8 ног,
Вот и весь я - … (осьминог)
5. Апельсины и бананы
Очень любят … (обезьяны)
6. Стройный, быстрый, рога ветвисты,
Пасется весь день. Кто же это? … (олень)
- Что общего во всех словах отгадках? (буква о)
4. Постановка темы урока
- Кто может мне назвать тему урока? (буква и звук о) иллюстрация
- Правильно, мы сегодня познакомимся с этой буквой и узнаем, какой звук она обозначает.
- На что похожа буква О?
«О знакома нам давно,
О как в дереве дупло.
Буква О, буква О –
Круг, баранка, колесо» слайд
- Возьмите зеркальце и произнесите звук О. Что вы можете рассказать о положении губ? (похожи на букву о)
- Дайте характеристику звука (гласный) Докажите…
- Если звук гласный, то фишкой какого цветы мы будем его обозначать? (красной) фишка
- А какие слова вы знаете с этим звуком?
5. Физминутка
6. Работа в тетради для печатания
«Я тетрадочку открою …» + «Пальчиковая гимнастика»
- В тетради для печатания, какую букву мы будем печатать? (печатную)
- А кто заметил, чем печатная отличается от письменной? (нет наклона)
- Пропишите со мной в воздухе букву.
- Пропечатайте 5 заглавных букв О.
- В каких случаях мы будем использовать заглавную букву?
- Найдите отличие между заглавной и маленькой буквой. (размер)
- Пропечатайте 5 маленьких букв.
Поиграем в игру, я вам буду называть детенышей, а вы их родителей:
Котенок… (кот и кошка)
Щенок… (собака)
Ягненок … (овца и баран)
Слоненок … (слониха и слон)
- Составим звуковую схему к слову СЛОН.
□□□□
- Возьмите цветные карандаши. Какой 1 звук? (с) – Дайте его характеристику (согласный, твердый, синяя) Какой 2 звук? (л) Характеристика (согласный твердый, синяя). 3 и 4 звуки раскрасьте самостоятельно. Что у вас получилось? (гласный, красная и согласный твердый синяя)
- Сколько в этом слове гласных? (1)
- Выделите его (о)
- Так вот ребята, в слове СЛОН при письме звук О стоит после твердого согласного и мы будем обозначать его буквой О. Как вы считаете, заглавную или маленькую букву я должна записать? Почему? Запишите.
- На полях нарисуйте красный квадрат. Что мы этим скажем? (звук гласный)
7. Работа по учебнику
- Открываем учебник на стр.36. При помощи каких цифр пишется это число? (3 и 6)
- Прочитайте стихотворение в начале учебника… (сильный ученик)
- Какой предмет изображен ниже? (полка)
- Глядя на звуковую схему, что вы уже можете сказать про это слово? (в нем 5 звуков) Почему? (5 окошек)
- Составьте звуковую модель этого слова. □□□□□
1 ребенок у доски
- У кого также?
- Сколько гласных звуков в этом слове? (2)
- Выделите 1 звук (о)
- После какого согласного он стоит? (твердого)
- Итак, если звук о стоит после твердого согласного, то на письме он обозначается какой буквой О? (вывесить на доску)
- Какой второй гласный? (а)
- Какой буквой будем обозначать? (а) Почему? (после твердого)
8. Физминутка
9. Первичное закрепление
- Как вы думаете, как зовут девочку? Посмотрите на буквы, они Вам подскажут. (Оля)
- Смоделируйте ее имя самостоятельно. (1 ребенок у доски)
- Сколько гласных звуков? (2)
- Давайте заменим их буквами.
- Ваши предложения…
- Почему заглавная? (имя) Какой буквой заменим 3 звук? (я) Почему, мы ведь слышим а? (после мягкого).
10. Игра «Четыре осы»
1. ос_ _ а
На этой «осе» в октябре позолота. (осина)
2. ос_ _ а
А эта растет на лугу у болота. (осока)
3. _ ос _ _ _ а _ _
Эта «оса» на Луну улетает. (космонавт)
4. _ ос _ _ _ _ а
Эта на солнце худеет и тает. (сосулька) слайд
11. Определение места звука в словах
- Посмотрите на карточки. Какое задание мы сейчас выполним? (определим на слух местонахождение звука) карточки
- В учебнике на стр. 37 есть иллюстрации в названиях которых есть звук о. Простым карандашом соедините карточку с нужной схемой.
Проверка на доске.
- Какой вывод? (звук о бывает в начале, конце и середине слова)
12. Итог
- Чему был посвящен наш урок? (Буква О)
- Какой звук она обозначает? (о)
Продолжите:
- Меня огорчило…
- Я заполнил…
13. Рефлексия
- Прикрепите к доске то солнышко, которое соответствует вашему настроению.