Урок математики в 1 классе
Тема: Сложение и вычитание с числом 0
УМК: «Планета Знаний», авторы учебника: М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: Научить составлять равенства на сложение и вычитание с числом 0.
Планируемые результаты (предметные)
1.Повторить число и цифру 0, переместительное свойство сложения, названия компонентов и результата действий сложения.
2. Научить составлять выражения на сложение и вычитание с числом 0 и находить значение этих выражений.
3. Совершенствовать вычислительные навыки.
УУД (метапредметные):
Регулятивные:
Прогнозировать формулировку темы и цели урока с помощью учителя.
Коммуникативные:
Решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, обдумывая, обмениваясь мнениями и конструктивно координируя свои действия.
Познавательные:
1.Использовать наглядные модели и символические средства для открытия новых знаний.
2.Ориентироваться в универсальных знаковых системах.
3.Выделять и формулировать проблему.
4.Отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Личностные:
1.Стремиться установить и понять границы собственного «знания» и «незнания»
2.Адекватно оценивать свою работу по заданным критериям.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.
Демонстрационный материал:
1.Презентация.
2.Карточки с «эталоном»
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карточки со знаками.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
-актуализировать требования у обучающимся со стороны учебной деятельности;
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа пословицы и появления героя.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Личностные УУД: готовность к обучению.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
- Начинается урок математики. Проверьте готовность к уроку. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.
- Прочитайте пословицу: «Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.»
- Как вы понимаете эти слова? (Дети предлагают варианты ответов)
- А вот по дорожке к нам прикатился гость. Кто это? Из какой он сказки? (Ответы детей)
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
Цель:
- организовать выполнение обучающимися пробного учебного действия.
- Ушел колобок от бабушки и дедушки, решил отправиться в путешествие. Покатился в сторону леса, а там всего одна тропинка. Вот встретился колобку заяц и не пускает его дальше, просит выполнить его просьбу. Поможем? (Да)
- Задание такое. Помогите угадать, кому адресовано письмо, которое попалось зайцу. Возьмите карточки с заданием. Вам нужно решить примеры и составить слово.
- Какое слово получили? Чье письмо по ошибке получил заяц? (Коту)
- Возникли ли трудности в выполнении задания?
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель:
- организовать место, где возникло затруднение.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Покатился наш колобок дальше, а навстречу ему волк. Он тоже не хочет пропускать нашего героя. Поможем колобку? (Да)
- Вам нужно составить равенства к картинкам.
- Было 5 яблок, стало 4. Как записать математическим языком? (5-1=4)
- Что изменилось на второй картинке? (Ничего не изменилось)
- Мы сталкивались с таким случаем на уроках? (нет)
- Что будем делать? (Будем искать способ)
4.Построение выхода из затруднения.
Цели:
- организовать составления совместного плана действий;
- организовать постановку темы и цели урока.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать необходимую информацию.
- Положите перед собой белый лист бумаги. Подумайте, чем можно заменить в математике «ничто». Напишите, кто придумает, равенство.
(На листочках пишут фломастером равенство)
(2 разных варианта вывешиваю на доску)
- Кто прав из них?(Варианты ответов детей)
- Оба правы. Ведь можно сказать прибавили 0 предметов, а можно сказать и вычли 0 предметов.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
-Чем эти равенства отличаются от тех, что на доске? (эти равенства с числом 0)
Давайте запишем равенства в тетрадь:
4-0=4
4+0=4
-Назовите во втором равенстве названия компонентов и результат действия. (Первое слагаемое 4, второе слагаемое -0, значение суммы -4)
-Поменяйте местами слагаемые, что получится? Почему? (0+4=4. От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
-Запишем и это равенство в тетрадь. (Запись ведётся и на доске)
-А если я заменю в последней паре вторую картинку на такую (пустую). Какое изменение произошло? Какое равенство подойдёт? (Было 4 предмета, стало 0. Уменьшилось на 4.)
4-4=0
-Запишем в тетрадь.
5.Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать уточнение общего характера нового знания.
- Давайте попробуем вывести правила.
4-0=4 (Если из числа вычесть 0, то получится само число.)
4-4=0 (Если из числа вычесть само число, то получится 0.)
4+0=4 (Если к числу прибавить 0, получится само число.)
- Как вы думаете, какие знания мы получили от волка? (ТЕМА)
- Что мы должны сделать, чтобы не забыть? (ЦЕЛЬ)
- А чтобы не забывать нам эти правила, волк нам подарил эталоны. Буква а – это любое число.
- С волком нам пора прощаться. Давайте вместе с волком и колобком потанцуем и попоём.
Физминутка
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
- организовать фиксацию нового способа действия в речи.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.
-Покатился колобок дальше, а впереди медведь. И медведь припас для колобка задание. Давайте ему поможем.
- Попросил медведь посмотреть колобка на небо, а там….Решите примеры, изображенные на облаках. (Решение равенства с устным проговариванием)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- организовать работу с эталоном для самопроверки;
- организовать работу в паре.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
- Катится наш колобок дальше, а на встречу лиса. Рыжая тоже не хочет пропускать колобка. Придется нам выполнить ее задание. Для этого вам нужно работать в группе. Задание нелегкое. Вспомним правила работы в паре. (по слайду)
- Открываем учебник на стр. 38 задание 1. Опираясь на картиночки, решите примеры, данные под ними. (Выполняют в тетради)
(Проверка по эталону)
- У кого есть ошибки? С чем не справились? (Если есть ошибки, то выясняем причину)
8.Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий так, чтобы качество выполнения проследить у всего класса сразу.
- А лисица припрятала для нас еще задание. Задание на стр.38 самое последнее, где изображена ручка. Вам нужно поставить правильный знак.
(Проверка осуществляется с помощью карточек, обучающиеся поднимают выбранный знак на том или ином неравенстве)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- зафиксировать затруднения, если они будут;
- оценить собственную деятельность на уроке.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
- Лисица сдержала свое обещание и убежала прочь. За это вас колобок благодарит.
- Что мы сегодня делали? (Ответы учеников)
- Теперь вернемся к нашей пословице. Как мы себя назовем? Хорошо ли поработали?
- Давайте сами оценим свою работу. (Поднимают карточки с нужным цветом)
- Вы молодцы! Спасибо за урок!