- Здравствуйте, ребята! - Прочитайте высказывание и объясните, как вы его понимаете. «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» | Рассуждают. Размышляют: чтобы понимать математику, нужно самому её изучать, а смотря на то, как изучает математику кто-то другой, все равно ее не понять. |
- Начнём урок с устного счёта. Организует устный счёт. 1.Найдите значение выражений: (2 · 10 – 5) + (50 · 5) (60 · 5 + 10) – (100 · 2) 25 · 5 – 20 3 · 10 + 5 10 · 7 + 14 2.Разделите эти выражения на две группы. Геометрический материал: - Перед вами геометрические фигуры, дайте им названия. 2) 3) 4) 5) - Перед вами линии, сравните их, чем они похожи, чем отличаются. - Как называется фигура № 4? - Вы догадались, чему мы сегодня будем учиться? | 1.Находят значение выражений: 2 · 10 = 20 – 5 = 15, 50 · 5 = 250, 15 + 250 = 265 60 · 5 = 300 + 10 = 310, 100 · 2 = 200, 310 – 200 = 110 (20 + 5) · 5 = 20 · 5 = 100, 5 · 5 = 25, 100 + 25 = 125 – 20 = 105 3 · 10 = 30 + 5 = 35 10 · 7 = 70 + 14 = 84 2.Выполняют классификацию выражений по числу действий: В два действия: 3 · 10 + 5; 10 · 7 + 14. В четыре действия: (2 · 10 – 5) + (50 · 5); (60 · 5 + 10) – (100 · · 2); 25 · 5 – 20. Дают определение и называют отличительные признаки геометрических фигур: 1)Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны имеют одну и ту же длину. Признаки квадрата: это прямоугольник, длины всех его сторон равны. 2)Прямоугольником называется такой четырёхугольник, у которого все углы прямые. Признаки прямоугольник: это четырёхугольник, все его углы прямые, в прямоугольнике длины противоположных сторон равны. 3)Кривая. 5)Ломаная – геометрическая фигура, состоящая из точек, которые соединены отрезками. Выделяют признаки линии: кривая линия, прямая линия, ломаная линия. - Прямая. - Будем изучать прямую линию. |
- Откройте учебник на странице 45. Прочитайте, что делают Заяц и Волк. - Два луча, выходящие из одной точки образуют прямую лини. На доске изображает луч ОВ. О В - Ребята, как называется эта фигура? Из точки О проводит луч в противоположном направлении. Ставит букву А. А О В - Покажите луч ОА. - Какая фигура получилась? - Что такое луч? - Из чего состоит прямая линия? - Какой фигурой является прямая линия? - Как проще начертить прямую линию, не изображая лучи? - Приложим к доске линейку и проведём по ней линию мелом. Это и будет прямая. Прямые можно проводить в разных направлениях. - Так как прямая бесконечна в обе стороны, то всю прямую, как и луч, нельзя начертить на доске или в тетради и показать указкой. - Что имеет каждый луч? - Вспомните, как мы показывали луч? - Как же показать прямую, ведь у неё нет начала? - Изобразите на доске несколько прямых в разных направлениях. - Как отличить одну прямую от другой? - Порядок записи букв не имеет значения. - Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. В тетрадях начертите такую же прямую, что и звери, только дайте ей своё название. - Открываем с. 46, выполняем № 1 устно. - Какие свойства есть у прямой линии? - Прочитайте задание № 2, стр. 46. Физкультминутка. | Читают: они чертят лучи, выходящие из одной точки. - Луч ОВ. Показывают у доски луч ОА. - Получилась прямая линия. - Луч – это бесконечная фигура. - Прямая линия состоит из двух лучей с общим началом. - Прямая линия является бесконечной фигурой. Рассуждают: прямую легко начертить с помощью линейки. Чертят прямую линию по линейке. - Каждый луч имеет начало. - Ставили конец указки в начало луча и двигались по нему. Размышляют: начинаем движение указкой издали, можно слева на право или наоборот, ведём указкой по изображённой прямой и далее продвигаем её чуть дальше. Выполняют задание: чертят на доске несколько прямых в разных направлениях. Рассуждают: прямую обозначают двумя буквами, записывая их над или под прямой (вертикально). Выполняют задание: чертят в тетради прямую. Выполняют задание: делят линии на две группы: прямые и непрямые. Прямые: 1,3,5,7. (4) Непрямые: 2,4,6. (3) - По-другому непрямые линии можно назвать – кривые. - Окружность можно назвать кривой линией. - Прямая бесконечна, две прямые могут пересекаться. Читают задание: прочитайте название каждой прямой, называя буквы в разном порядке. |
- Выполним задание № 3, стр. 46. - Следующее задание № 4, стр. 46 - Выполним задание стр. 46, № 5 - Прочитайте задание № 6, стр. 47 - Выполним это задание у доски. | Выполняют задание: чертят с помощью линейки пять различных прямых. Выполняют задание: - Образовалось 2 луча. - Точки А, К, М, В не лежат на прямой, точки Y, X, D, Е, С лежат на прямой. Читают задание: вспомни и расскажи, как с помощью угольника построить прямой угол. Выскажи предположение о том, на каком рисунке при пересечении прямых образуются прямые углы. - На рисунке № 1 образуется прямой угол. |
- Следующее задание № 14, с.50. - Прочитайте задание. - Прочитайте задачу № 16 на стр. 50. - О чем говорится в задаче? - Что нужно узнать в задаче? - Как найти площадь? - Как найти границы участка? - Все ли величины нам известны? - Как найти ширину участка? - Запишите решение задачи в тетрадь. Один ученик работает у доски. Организует проверку, оценивает. | Читают задание: назови результаты умножения. Выпиши пары выражений, которые имеют равные значения. Выполняют задание: 40·8=320; 60·6=360; 7·20=140; 9·50=450; 200·3=600; 300·2=600; 4·100=400; 80·10=800. 200·3=300·2. Читают задачу: Длина прямоугольного участка земли 8м, а ширина в 2 раза меньше длины. Какова площадь участка? Какова длина границы этого участка? Отвечают на вопросы: в задаче говорится о том, что длина прямоугольного участка участка – 8 м, а ширина в 2 раза меньше длины. - Какова площадь участка? Какова длина границы этого участка? - Чтобы найти площадь нужно ширину умножить на длину. - Чтобы найти границы участка нужно найти периметр. - Нет, не знаем ширину участка. - Чтобы найти ширину участка, нужно длину разделить на 2. Записывают решение: 8:2=4(м) – ширина участка. 8·4=32(м2) – площадь участка. (4+8)·2=24(м) – длина границы участка. Ответ: 32 м2, 24 м. |
- С какой новой геометрической фигурой мы сегодня познакомились? - Что вы можете рассказать о прямой? - Как построить прямую линию? - Запишите домашнее задание: № 13 стр. 49; № 17 стр. 59. - Урок окончен, спасибо. | Отвечают на вопрос: сегодня мы познакомились с геометрической фигурой – прямая. Рассказывают: прямая бесконечна, прямую мы обозначаем двумя буквами. Эти буквы можно читать в любом порядке. - Чтобы построить прямую линию нужно приложить линейку и провести линию, это и будет прямая. Записывают домашнее задание. |