Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике 2 класс »
Урок математики
по теме «Квадрат».
Тема урока: Квадрат.
Цели:познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи и уравнения; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, модели прямого угла, картинки автомобилей из геометрических фигур, картинки животных (ёж, лиса, заяц, белка); карточки с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, многоугольник); схемы-помощники к уравнениям.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайды 1-2.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает).
- С каким настроением вы начинаете урок? («Светофор»)Слайд 3.
- Открываем тетради, записываем число __ февраля, слова «классная работа».
II. Актуализация знаний
1.Устный счет.
Итак, урок мы начинаем с устного счета. Смотрим на доску.
Слайды 4 -5.
Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке».
20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 = □ (40)
17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 = □ (7)
2. Логическая задача.
Слайд 6.
Ученики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый.
Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и своё название. Какую фигуру начертила Белочка?
Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)
Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)
Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)
Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)
- Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)
- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цели и задачи нашего урока.
Слайды 9-10.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем знаком.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? … (квадрат)
Тема урока: Квадрат .
Слайд 11.
Цель и задачи урока: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закрепить вычислительные навыки.
IV. Работа по теме урока
Знакомство с квадратом и его свойствами.
- Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».
Слайд 12.
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"
– Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)
- Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)
- Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".
Слайд13. Однажды встречает он на пути такую фигуру:
Слайд 14.
Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает. Узнали, дети? (Это прямоугольник.)
- Почему он так называется? (У него все углы прямые.)
Квадрат спрашивает у Прямоугольника: – А мы не родственники с тобой? – Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия. Слайд 15.
Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания. Слайд 16.
( У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)
- А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)
- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга.Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.
На доске появляется таблица:
4 угла Все углы прямые. 4 стороны Противоположные стороны равны.
4 угла Все углы прямые. 4 стороны Все стороны равны .
- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари.) Слайд 16.
(Учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры.)
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четырестороны, противоположные стороны равны.)
- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)
- Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)
Проверим это.
(Учитель с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает смежные стороны.)
- Чтобы отремонтировать кабину, нам надо выполнить ее чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)
- Как? (Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы кабины также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 4 см.)
- Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 4 взять 4раза.)
Рассмотрите эту фигуру. Как она называется? (Треугольник.)
Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза сложить квадрат.
Ответ:
Слайд 23.
V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику. Слайд 24.
1) №6 (с. 34).Составление задачи по выражению. Решение задачи.
Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.
100 – (25 + 15) Было
Уехали
Осталось
Было – 100 м.
Уехали - ? 25 м. и 15 м.
Осталось - ? м.
( Можно выполнить схематический чертёж.)
- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.
100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.
Ответ: 60 машин.
2) № 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.
(1 и 2 столбики у доски, 3 столбик самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
3) № 7 (с. 34). Решение уравнений.
(1 уравнение – у доски, 2 и 3 - самостоятельное выполнение (по вариантам). Взаимопроверка.)
(Учащимся, испытывающим трудности в решении уравнений, можно предложить карточки-помощницы.)
VI. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с 34). Самостоятельное выполнение. Проверка в парах. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить выполнить задания на полях – ребусы (сложение и вычитание в столбик) и квадрат (начертить))
- Оцените свою работу на уроке. («Светофор») Слайд 25.
VII. Подведение итогов урока
Что вы узнали о квадрате сегодня на уроке?
- Какие утверждения правильны?
На доске:
Слайды 26 -27.
Любой квадрат – это прямоугольник.
Любой прямоугольник – это квадрат.
Любой четырёхугольник – это многоугольник.
-Правильные – 1 и 3 утверждения.
-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам показалось трудным?
- Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?