1.Организационный этап | - Добрый день уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем уроке математики. Мы начинаем. | Приветствует учащихся, настраивает их на работу. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Музыкальный файл из м/ф «38 попугаев» Песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно…» Слайд 1. |
2.Мобилизирующий этап. | - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по стране Математики. Давайте вместе прочитаем стихотворение. Пусть это стихотворение станет девизом нашего урока. - Итак, мои путешественники, из какого мультфильма прозвучала песня в начале урока? Кто автор этой сказки? -Назовите героев этого фильма. - Сегодня они пришли к нам на урок и приготовили для вас задания. | Настраивает на познавательную деятельность. | Читают стихотворение. - «38 попугаев». - Григорий Остер. - Попугай, Мартышка, Слонёнок и Удав. | Слайд 2. |
3.Актуализация знаний. | - Попугай очень хочет с вами подружиться и узнать, как вы научились решать примеры. Вот его задание. -У Слонёнка тоже есть для вас задание. Он передал мне письмо. «Дорогие ребята! Посылаю вам загадки. Отгадки вы найдёте в своих волшебных коробочках». Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я …(квадрат) Ни угла, ни стороны, А родня – одни блины. (круг) Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, Ну, пожалуй, и довольно! Что ты видишь? Покажи. (треугольник) - Чем похожи и чем отличаются эти фигуры? - Мартышке нравится как вы работаете. Ей очень хочется предложить вам свои задания. - Посмотрите внимательно на эти числа. Как нужно продолжить ряд и почему? В каком порядке записаны числа? - Мартышка любит пошалить. Вот и сейчас она спрятала от нас что-то интересное, и готова с нами поделиться своими знаниями, если мы правильно пройдём следующее испытание. | Организует индивидуальную и фронтальную работу по систематизации знаний детей. Опора на имеющиеся знания у детей. Опора на знания «числового ряда» | Индивидуальная работа. (ответы у доски по цепочке) Выкладывают на парту квадрат, круг, треугольник. Ответы детей. - Это геометрические фигуры. Отличаются цветом и формой. - 4, 2. -Это чётные числа. - В порядке убывания. Решение примеров по цепочке. | Слайд 3. Слайд 4. |
4.Постановка проблемы. | На доске изображено 4 отрезка. ________ _______________ _________ _________ -Рассмотрим пары отрезков, которые изображены на доске. Как вы думаете, какую из этих пар легче сравнить по длине? -Конечно, первую. А почему? Действительно, можно сразу заметить, что первый отрезок будет короче, чем второй. - Другую пару сравнить сложнее. Почему? - Что же делать в таком случае? | Создает проблемную ситуацию. | Работа в тетрадях. Рассуждают, высказывают свои суждения. - Первую. - Потому что, начала отрезков находятся на одном уровне. - Потому что, начала отрезков находятся на разных уровнях. | |
6. Постановка учебной задачи а) Беседа по просмотренному мультфильму
б) Знакомство со старинными единицами длины
в) Практическая работа.
г) Беседа о современных единицах длины | - Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма. - Что делали зверята? - Как они его измеряли? - Почему получались разные результаты? - В старину люди пользовались разными мерами длины. Измеряли длину большим пальцем, измеряли пядью. Пядь – это расстояние между кончиком большого пальца и кончиком указательного пальца. Измеряли длину шагами, локтями. Шаг - длина человеческого шага. Ладонь - ширина ладони. Дюйм - ширина большого пальца. Фут - длина стопы. Сажень - расстояние между концами пальцев распростёртых рук.
- Давайте подумаем, точны ли были такие измерения? Попробуйте измерить длину парты пядью. - Удобным и точным было ли такое измерение? Конечно, нет. Потому что, например, если мерил расстояние ребёнок, то длина пальцев ребёнка значительно меньше длины пальцев взрослого. Люди задумались, что же сделать, чтобы измерения были точными. И тогда были придуманы единые единицы измерения длины. В 1875 г. 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. - Одна из таких единиц измерения – сантиметр. - Сантиметры мы можем увидеть на линейке. Если мы рассмотрим линейку, то увидим, что на неё нанесены деления. Расстояние от одного большого деления до другого и есть сантиметр. - Для того, чтобы правильно измерить длину отрезка, нужно приложить линейку нулём к началу отрезка и посмотреть, на каком делении отрезок заканчивается. Это число и будет длиной отрезка. В математике сокращённо записывают это так: длина отрезка 10 см. - А вот Мартышка и Слон измерили длину одинакового отрезка. -Длина отрезка у Слона 5см, а у Мартышки -4см. -Почему у них отрезок разной длины? -Кто из них правильно измерил? - Мартышке понравилось измерять отрезки. Ребята, проверьте, правильно ли она это делает. | Показывает отрывок из мультфильма “38 попугаев” Постановка вопросов. Опора на имеющиеся знания у детей.
Создает проблемную ситуацию. | Просмотр отрывка из мультфильма Ответы учащихся Формулируют познавательную задачу урока. Поиск выхода из проблемной ситуации. - Для того, чтобы измерить ткань для пошива одежды, чтобы изготовить удобную и ровную мебель, для того, чтобы построить дом. Высказывают свои суждения. Учащиеся самостоятельно измеряют парты пядью. Делают вывод: у всех разный размер пальцев, соответственно и размер парты оказался выражен в разных количествах пядей. - Ответы учащихся. | Слайд 6. Слайд 7. |
7. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику с. 66.
Самостоятельная работа в тетрадях с. 24. | -Задание 1. Посмотрите, на рисунке показан единичный отрезок, равный 1 см. Сколько клеток он занимает? Определите длину отрезков. (Розовый – 4 см, зелёный – 3 см, синий – 2 см, оранжевый – 3 см). -Задание 2.Чему равна длина розового отрезка? Зелёного отрезка? Синего отрезка? Карандаша? - Задание на полях. Измерьте длину отвёртки и шурупа.
- Задание 1-3. | Знакомит с новым знанием. Учит правильно измерять длину отрезка. Организует самостоятельную работу и взаимопроверку. | Выполняют задание. Называют длину отрезков. Учатся определять длину предметов. - 7см, 5см, 8см, 9 см.
Самостоятельно измеряют длину отрезков, карандаша и счётной палочки. Взаимопроверка. | |
8. Итог урока. Рефлексия. | – Сегодня мы рассмотрели отрезки, как измеряли отрезки в старину и познакомились с единицей измерения длины – сантиметром. -Что было легко? Что было трудно? Кому понравился урок? -У вас на столе лежат листики. Оцените цветом свою работу на уроке. -Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет. -Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет. Прикрепите листики к нашему дереву. Каких листочков больше? -Герои мультфильма благодарят вас за работу. | Подводит итог урока. | Анализируют свою деятельность. | Слайд 8. |