Тема " Сантиметр"
Цель: - Познакомить учащихся с единицей измерения длины «сантиметр»; Научить измерять длину отрезков.
Задачи урока:
Обучающая: - Познакомить с величинойдлина. - Познакомить со старинными мерами длины . - Научить измерять и строить отрезки с помощью линейки.
Планируемые результаты: Знать единицы измерения длины – сантиметр; Научить измерять и строить отрезки с помощью линейки, использовать сантиметр для измерения длины.
Развивающие: - развивать практические умения; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения ;развивать память, внимание, математические исследовательские способности ;развивать навыки рефлексии ;логическое мышление, математическую речь.
Воспитательная: - Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей).
Практическая работа: использование при измерении различных мерок сантиметра. Измерение отрезка при помощи мерки сантиметра. Знакомство с линейкой. Измерение отрезка с помощью модели линейки. Вычерчивание фигур с заданными размерами. Сравнение отрезков.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
1. Орг.момент. Приветствие.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Математика у нас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.
2. Устный счёт.
Проведём гимнастику для ума.
-На чистописание какие числа мы будем писать?
1. Повторим состав числа 8 и 9. (слайд 1)
2. Представьте числа в порядке возрастания. (слайд 2)
3. Представьте числа в порядке убывания. (слайд 3)
4. Вычисляй (слайд 4)
5. Найдите лишнюю фигуру (слайд 5)
3. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
- Какая фигура начерчена на доске? Докажите.
Измерение учителем при помощи мерок отрезок. АБ=3е АБ=5а
- У меня ничего не получилось, попробуйте вы. (Измерение парт учащимися при помощи мерок).
У вас на столах такие же мерки для измерения.
Измерьте длину парты сколько получилось?
- Что вы заметили?
- Почему так получилось?
(Использовали разные мерки).
- Можете ли вы сказать, что наши парты одна длиннее, а другая короче? Почему нельзя?
- Сделайте вывод, можно ли сравнить отрезки, если мерки разные?
2)Знакомство с единой меркой – сантиметром
Так вот, ребята, чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является сантиметр (см ). (На доске появляется запись сантиметр см.)
Если мы будем знакомиться с сантиметром, так какие цели мы поставим к сегодняшнему уроку?
Сантиметр – это единица измерения. (слайд)
У нас ведь есть подсказка в учебнике на с. 68.
- Что нарисовано на полях?
(рулетка, линейка, рейсшина)
- Как назвать предметы одним словом? (инструменты для измерения длины)
- Каким инструментом пользуются в школе?
- Для чего предназначена линейка?
З. 3., с. 68.
- Как Петя измерил длину отрезка?
- На что похожа линейка?
- Чем похожа линейка на числовой отрезок?
З. 4., с. 68.
- Измерьте с помощью линейки длину отрезка ВК.
- Каков результат?
- Линейки у всех разного цвета, из разного материала, а измерения получились одинаковые. Почему? (единичный отрезок на линейке одинаковый)
(На линейке отмечены одинаковые единичные отрезки)
- Проверим свое предположение по учебнику. Читаем текст под знаком “!”.
- Как называется единичный отрезок на ваших линейках? Начертите его.
Сокращенно пишется: 1 см.
Объяснение, как начертить отрезок.
4. Физминутка.
IV. Первичное закрепление.
-Начертите отрезок такой длины, сколько вам лет. (Взаимопроверка)
- Кто начертил, выполняет задание 6, с. 69.
5. Первичный контроль.
Знаковый диктант (знаком “+” обозначить правильность, а знаком “-“ неправильность утверждения).
Линейка – это инструмент для измерения длины.
Единичные отрезки на линейке называются сантиметрами.
Для сравнения отрезков надо выбрать разные мерки.
Для измерения или вычерчивания отрезка надо начало отрезка совместить с цифрой 1 на линейке.
Для измерения можно пользоваться только деревянными линейками.
Ответы: + + - - -
Задача (слайд 6), запись решения на доске.
6.Историческая справка учащихся.
- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди тоже искали различные меры измерения.
Историческая справка.
Единицы измерения длины.
В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.
Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.
7. Итог урока
– С какой единицей измерения познакомились?
- Что нового узнали на уроке?
8. Рефлексия.
- Ребята, а теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас есть пуговицы: красная и зеленая. Если вы работали хорошо ,все поняли положите красную пуговицу. А если у вас не все получилось положите синюю пуговицу.