Цель:познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Адекватно оценивать свои достижения;
3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
ООсознавать познавательную информацию;
2 Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи:ИЗО, русский язык, окружающий мир.
- учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.
Организация пространства: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
Этап урока
Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.
ФУУД у учащихся
- Организационный момент
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости захотели,
На уроки к нам прийти!
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы ученики.
-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На уроке будьте внимательны, дисциплинированы и активны.
Л1. Учащиеся настраиваются на работу.
- Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (музыка – песня « Приходи сказка») Послушайте песенку внимательно и тихо.
-Кто и куда зовёт нас в гости?
-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?(Сказке)
- Вы любите сказки?
-Кто знает, какие бывают сказки?
Сказки можно разделить на две группы.
Сказки
-Почему называются народными?
-Приведите примеры таких сказок.
(«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»…)
-Почему называются авторскими?
-Какие авторские сказки вы читали?
( «Теремок» Е.Чарушин, «Доктор Айболит» К. Чуковский
-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с авторcкими сказками, послушайте внимательно.
Читается отрывок( учителем) из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»).
-Кто может сказать, что такое Лукоморье? Изгиб морского берега.
-Кто может назвать автора этих строк?
-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы.
- WQИUZТQIANVTRDЬ Из русских букв составьте два слова.
- JZУURMQSAJYTIVЬ(Слайд 4)
- -Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать).
- Сегодняна уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.
Л1; Р3; П4; К2.
Ответы детей
- Работа по теме урока
Фронтальная работа
Работа по учебнику, с. 52 – 53
- Откройте учебник на с.52-53, прочитайте с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся?
Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя)
-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 6)
Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. (Слайд 7)
Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 7)
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня. –Кто знает, как звали няню Пушкина? - Арина Родионовна. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Няня рассказывала мальчику много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.
-А какие сказки А.С.Пушкина вы читали?
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай сказку». Ребята прочитают отрывки, а вы отгадайте из каких они сказок А.С.Пушкина. (Слайд 9)
- Пошёл старик к синему морю,
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
2. В синем небе звезды блещут
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица.»
3.Живёт Балда в поповом доме,
Cпит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
1. «Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…»
-Молодцы, вспомнили сказки Пушкина.
Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1.
Прогнозировать содержание раздела.
Работа по учебнику, с. 52 – 53
Рассмотрите иллюстрации на с.52-53.К какой сказке Пушкина они нарисованы?
-Узнаете ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С.Пушкин.)
-Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.
Но перед тем как начать читать, проведем гимнастику для язычка.
Речевая разминка. (Учись отчётливо произносить звуки).
ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.
ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.
АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).
Я прочитаю первые два отрывка, а вы внимательно слушайте и следите. (текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику). Из какой сказки эти два отрывка? Кто обращается к ветру? Кого разыскивает царевич Елисей? Где жила царевна?
-А сейчас два отрывка на с. 53 прочитают ребята. Из какой сказки эти строки? У кого в городе жила белочка?
Чтение цепочкой.
-А сейчас прочитаем сказки цепочкой по одной строке.
Выборочное чтение.
Рассмотрите картинки и прочитайте отрывок.
-Из какой сказки отрывки?
Найдите в учебнике и прочитайте выразительно четверостишие к иллюстрации. Кто автор этих сказок?
Л2; Р1, 3; П1, 2, 4, 6; К1
Обсуждать прочитанное.
Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.
Много дети мы читали
И немножечко устали.
Встанем, детки отдохнём
Физминутку проведём.
Раз поднялись, потянулись,
Два согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Семь и восемь – (лень отбросим!)
- Продолжение работы по теме
Фронтальная работа
-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
-Как выужезаметили сказки А.С.Пушкина написаны в стихах.
-Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
-А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
-Для начала нужно научиться подбирать рифму.
-Что такое рифма?
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.
Кошка – мошка, плошка, окошко;
Майка – лайка, чайка, гайка;
Ночка – почка, кочка, дочка …(Слайд 12)
-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.
-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)
Работа в парах.
-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие.
1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар…
2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха…
3 ряд – шмель, ель, апрель, метель…
Разгадайте кроссворд «Доскажи словечко» (Слайды 13 )
-Договорите рифму.
А сама-то величава,
Выступает, будто…(пава)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ехали? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете…(чудо)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем нам приготовят…(мешок)»
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
«А сидит в нем князь Гвидон,
Он прислал тебе…(поклон)»
(«Сказка о царе Салтане…»)
«Коли красная девица,
Будь нам милая…(сестрица)»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и …(плотник)»
-Какое ключевое слово получилось в кроссворде?
- Итог урока
-С каким автором мы сегодня познакомились?
-Отрывки, из каких сказок читали?
-Что пробовали сами?
К2. на итоговые вопросы урока.
- Рефлексия
- Задание на дом
- Что вам понравилось на уроке? Что у вас вызвало затруднение?Покажите смайлики, как вы оцениваете свою работу на уроке.
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
- Книги можно взять в библиотеке. Читайте сказки А.С. Пушкина.
Р3. свои достижения.
Ученики оценивают свою работу.