Конспект урока по литературному чтению "Сказка мудростью богата"
Конспект урока по литературному чтению "Сказка мудростью богата"
Конспект урока по литературному чтению по программе "ШКОЛА 2100" направлен на развитие умения аргументировать свою точку зрения в работе над текстом. В ходе урока формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также умение работать в группах сменного состава.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Сколько героев действует в первой части сказки? (5.)
. Подготовка к инсценированию 1-й части сказки.
– Обязательно ли должен быть автор? (Нет.) Если автора у нас не будет, то его слова должны принадлежать героям. Давайте добавим необходимые слова, составим сценарий: определим, кому и какие принадлежат слова и как их надо произносить, как надо двигаться артистам.
Вариант сценария.
Спят два брата. Богатый встаёт, видит жеребёнка, будит бедного.
Богатый. Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила.
Бедный(вставая, с удивлением). Как можно, чтобы телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.
Богатый(хитро). Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был.
Бедный. Пойдём к царю. Пусть он рассудит нас.
Богатый. Пошли.
Идут по сцене. Приходят к царю. Кланяются.
Бедный. Царь-батюшка, не вели казнить, а вели слово молвить. Рассуди нас, государь, кто прав. Скажи, кому жеребёнок принадлежит: его телеге или моей кобыле.
Царь(задумчиво). Вот что я решил. Загадаю вам четыре загадки и сроку дам три дня. На четвёртый приходите, ответ дайте. Кто отгадает, того и жеребёнок. Вот слушайте первую загадку: что всего в свете сильней и быстрей? А вот остальные: что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?
Братья кланяются и уходят. Богатый идёт, почёсывает затылок, останавливается.
Богатый(с облегчением). Пойду-ка я к своей куме, совета у неё попрошу.
Дальше по книге, с. 20–22.
Инсценирование сказки.
Анализ выступлений учащихся:
– Доставили ли вам удовольствие артисты своей игрой?
– Кто, на ваш взгляд, удачнее передал характер героя?
– Что бы вы посоветовали другим исполнителям?
- а был ли автор? Как мы без него обошлись?
Выборочное чтение.
- Какой персонаж отсутствовал в сценке?
КУМА – крестная мать по отношению к родителям.
- Найдите в тексте, как на загадки ответила кума? Можно сказать, что она глупа? (Нет, просто для неё важнее всего в жизни её дом, хозяйство, её семья.)
Чтение 2 части по ролям.
Работа с пословицами.
Ум - хорошо, а два – лучше.
Умный отличен от глупого.
Полна ума палата.
Смекалка и ум к победе ведут.
Плохи дела – где сила без ума.
- Что общего у пословиц?
- А какая из пословиц могла бы служить названием сказки «Мудрая девушка»
ФИЗМИНУТКА (Мультфильм «Небылицы в лицах» Весёлая карусель выпуск №5)
2. Сопоставление сказок разных народов. Заполнение таблицы.
- Были прочитаны три сказки. Какие?
- Что их объединяет? (Бытовые)
Прочитайте сказочные приметы, записанные на доске.
На доске:зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, троекратный повтор, волшебные события, добро побеждает зло.
Выберите те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.
Зачин, концовка, троекратные повторы, народная мудрость, добро побеждает зло.
В бытовых сказках задумка, вымысел проявляется благодаря необычной сюжетной ситуации, волшебного элемента подчас не содержится вовсе.
А сейчас мы с вами постараемся определить, чем отличаются эти сказки друг от друга и что объединяет их.
Учитель делает записи в таблице на доске, дети – в тетрадях на на с. 34.
Чьи это сказки?
Татарская
Киргизская
Русская
Назовите правителей этих стран
Падишах
Хан
Царь
Кто был мудрым?
Старик
Девушка Даанышман
Девочка-семилетка
Сколько в сказке загадок?
3
3
4
Какие?
- как определить, где находится камень?
- как отличить молодого коня от старого?
-как определить, какое из двух брёвен отпилено от верхней половины, а какое от нижней?
- какое расстояние между востоком и западом?
- какое расстояние между небом и землёй?
- какое расстояние между правдой и ложью?
- что быстрее и сильнее?
- что всего жирней?
- что всего мягче?
- что всего милей?
Кому помогла мудрость?
- юноше
- старику
- народу
- джигиту
- девушке Даанышман
-старику
Какие концовки у сказок?
“Видно и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!” - сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.
Стыдно стало ему перед женой-умницей. Он понял, что был не справедлив.
Присудил отдать жеребёнка бедному мужику.
Что ценит народ в героях сказок?
- ум
- мудрость
- ум
- мудрость
- ум
- мудрость
- догадку
– Вы заметили, что во всех трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными? Почему?
Вывод. Мудрость всегда была в почёте.Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.
3. В сказках загадка нередко использовалась для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой и саму жизнь. Можно вспомнить такие сказки: «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Царевна, разрешающая загадки», «Вещий сон», «Мудрые ответы», «Семилетка»). Похожие сказки есть и у других народов мира.
В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.
Издревле на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется стенка на стенку, как в кулачном бою, поэтому и говорили - бой загадок.
В древнегреческом мифе, злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку. Сфинкс - мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Загадка Сфинкс звучала примерно так: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?». Не отгадавшего героя постигала смерть. Разгадал загадку только Эдип. Ответ таков: это ЧЕЛОВЕК. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость.
КРОССВОРД
- Посмотрите на предложенные в кроссворде загадки, на какие две группы их можно разделить? (Авторские и народные загадки.)
РЕЗЕРВ: Ребята, а Афанасий Фёдорович хочет вас пригласить в сказку “Умная внучка” в обработке А.Платонова.
ΙΙΙ. Итог урока.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙV. Домашнее задание (на выбор).
Прочитать сказку «Умная внучка» в обработке А.Платонова.
Найти в каждой из прочитанных сказок загадки и перечитать их. Определить самую мудрую.