kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Народный фольклор в нашей жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Народный фольклор в нашей жизни» 1 класс

Цель: Познакомить с устным народным творчеством, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
Задачи:
Образовательная:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества

• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:

  •  Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
    и чувств.
  • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине.
  • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«народный фольклор в нашей жизни»

Литературное чтение

Учитель Коржуева Эрвина Владимировна.

Тема «Народный фольклор в нашей жизни» 1 класс

Цель: Познакомить с устным народным творчеством, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
Задачи:
Образовательная:
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества

• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:

  • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
    и чувств.

  • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине.

  • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Оборудование: -мультимедиа: проектор,

-презентация: картинки; аудиозаписи; музыкальная физминутка.









Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой

-Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

(Тепло)

-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока.

-Ребята, давайте поиграем! Я буду называть разные занятия, а вы хлопните в ладоши один раз, если любите это делать.

*Знакомиться с новыми людьми;

*гулять с друзьями;

*играть в компьютер;

*читать книги;

*заниматься спортом;

*выполнять домашнее задание;

*делать что-нибудь своими руками;

*дружить;

*представлять свое будущее;

*дарить подарки;

*слушать музыку;

*прогуливать уроки;

*болеть;

*радоваться успехам друзей;

*учиться в этом классе.

- Молодцы!

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Воздушный шарик» ( Вдох носом, резкий, шумный выдох, как будто надуваем воздушный шарик, губы сложены трубочкой. Упражнение повторить 5-6 раз.)

2.Актуализация знаний

-Назовите всегда твердый согласный звук.

-Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных.

-Какая еще буква обозначает мягкость согласных на письме? В чем особенность этой буквы?

- Назовите лишнее слово.

Ежевика, книга, ярмарка, ерш.

-Разделите слова на слоги.

-Прочитайте только ударные слоги в словах.

3. Мотивационно- целевой этап.

- Отгадайте загадку.

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь- горе:

Продырявит море! (Утюг)

-Какие слова помогли вам разгадать загадку? (Назад, вперед водят утюгом, когда гладят, продырявит- значит прожжет, будет дыра.)

-Молодцы! Загадки отгадывать вы любите.

3. Сообщение темы урока.

Слайд 1

-Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»?

(произведения передаются из уст в уста, из поколения в поколение)

Слайд 2

-Каким словом можно заменить словосочетание « Устное народное творчество» ? ( Фольклор- от англ. народ, мудрость.)

-Произведения фольклора не имеют конкретного автора, они создавались всем народом. Каждая песня или сказка в основе, своей создавалась каким – нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно не запоминалось. Если это произведение было удачным, оно сразу запоминалось и передавалось из уст в уста. Но рассказывал сказку или пел песню каждый по- своему, как помнил, как хотел.

- Сегодня на уроке мы с вами повторим произведения разных жанров народного творчества.

Слайд 3,4 (музыкальный).

Колыбельная песня .

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

-Кто из вас знает колыбельные песенки? Попробуйте укачать этого мишку (игрушку).

Слайд 5,6 (музыкальный).

А потом и песенки – пестушки появились. Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.

-Кто желает попестать куклу, напевая пестушку?

Слайд 7 (музыкальный).

Затем начинаются самые первые игры – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка.


- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабулька добренька.

Попили, поели,

Домой полетели -

На головку сели,

Ладушки запели.

- Кто сможет обыграть эту потешку?

Слайд 8

Считалки помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки.

Петушок, петушок!

Покажи свой гребешок.

Гребешок горит огнем.

Ну-ка, Миша, выйди вон!

- Ребята, кто знает считалки?

Слайд 10.

Ребенок уже умеет говорить. Но еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

От топота копыт

Пыль по полю летит.


На дворе трава,

На траве дрова.


(дети дома подготовили скороговорки, в классе желающие демонстрируют умения проговаривать их, не запинаясь)

Физминутка. (музыкальная)

Слайд 11.

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Дождик, дождик, дождик лей

Нам с тобою веселей

Не боимся сырости,

Только лучше вырастим.

Слайд 12.

Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.

Улитка, улитка,

Высуни рога,

Дам тебе к чаю

Кусок пирога.

- Кто знает приговорки? К кому они обращаются?


Слайд 13 (музыкальный).

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.


Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.


Соревнование по рядам « Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)



Слайд 14 (музыкальный)

Работа по азбуке с.42-43

4.Игра «Я знаю»

Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.


5.Итог урока. Рефлексия.

-За что вы можете себя похвалить?

-Что нового для себя узнали?

-Чем интересен был урок?



















Просмотр содержимого презентации
«4715-narodnyy-folklor-poteshki-schitalki-kolybelnye-pesenki-zagadki»

устное творчество

устное

творчество

Фольклор  песни  сказки  загадки  потешки  считалки  поговорки  прибаутки  скороговорки

Фольклор

песни

сказки

загадки

потешки

считалки

поговорки

прибаутки

скороговорки

Колыбельные песни (байки) От глагола- баять, баить- «говорить» Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать» «Сон да дрёма, приди к Ване в голова, Сон да дрёма, накатися на глаза»

Колыбельные песни (байки)

От глагола- баять, баить- «говорить»

Старинное значение этого слова –

«шептать, заговаривать»

«Сон да дрёма, приди к Ване в голова,

Сон да дрёма,

накатися на глаза»

Колыбельные песни

Колыбельные песни

Пестушка От слова пестовать – нянчить, растить, воспитывать. Потягунушки, потягунушки! Поперёк толстунушки, А в ручках хватунушки, А в ножках ходунушки, А в роток заговорок, А в головку разумок.

Пестушка

От слова пестовать – нянчить, растить, воспитывать.

Потягунушки, потягунушки!

Поперёк толстунушки,

А в ручках хватунушки,

А в ножках ходунушки,

А в роток заговорок,

А в головку разумок.

Пестушки

Пестушки

Потешки

Потешки

Считалка Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры.

Считалка

Произносимый нараспев стишок, в котором сопровождается распределение участников игры.

Считалки

Считалки

Скороговорки

Скороговорки

Заклички

Заклички

Приговорка

Приговорка

Загадка … это произведение фольклора. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чём идёт речь.

Загадка

… это произведение фольклора. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чём идёт речь.

Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо и хлеб — всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю! Загадки

Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят У дверей. И мясо и хлеб — всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю!

Загадки

за внимание!

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Народный фольклор в нашей жизни"

Автор: Коржуева Эрвина Владимировна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока по литературному чтению. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-russkaia-narodnaia-skazka-siestritsa-alionushka-i-bratiets-ivanushka"
    ["file_id"] => string(6) "106924"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403114506"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Понятие о фольклоре" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-fol-klorie"
    ["file_id"] => string(6) "116918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412655879"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока литературы в 5 классе В. А. Жуковский. «Светлана» "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-v-a-zhukovskii-svietlana"
    ["file_id"] => string(6) "209349"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431100620"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по письму (для коррекционных классов). "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-po-pis-mu-dlia-korriektsionnykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "197712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428300859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства