Тема урока: Понятие о фольклоре. Фольклор- коллективное устное народное творчество.
Цели урока: 1. познакомить учащихся с понятием «фольклор»; с видами устного народного творчества; раскрыть их значения;
2. развивать умения запоминать выражения из текста и использовать их при пересказе текста; составлять вопросу к тексту; распределять пословицы по тематике;
3. воспитание интереса к изучению устного народного творчества русского народа;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: иллюстрации к сказкам
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Выучить стихотворение об осени.
2Рисунок на осеннюю тему.
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. — Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор? Фольклор – устное народное творчество.
— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?Фольклор появился давно, когда люди еще не умели писать, а передавали из уст в уста песни, сказки, пословицы и поговорки. Что вы знаете об этих понятиях?
Пословица – это меткое образное изречение, они легко запоминаются, потому что они похожи на маленькие стихотворения:
В детстве не научишься, Хочешь есть калачи,
Всю жизнь намучишься. Не лежи на печи.
Каждая пословица чему-нибудь да учит:
Родина –мать, умей за нее постоять.
Нет друга –ищи, а нашел – береги.
Поговорка очень похожа на пословицу, но отличается от нее краткостью. Н-р, Как снег на голову. Сидеть сложа руки.
Пословицы и поговорки появились давно. Народ их складывал обо всем, что требовало внимания и заботы.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3:
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.
*
Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:
iV.Закрепление материала
Записать в тетради основные определения/
Сделаем выводы:
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
V Домашнее задание: 1.Выучить одну скороговорку, нарисовать к ней рисунок.
Словарная работа
VI. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Понятие о фольклоре" »
5 класс Урок № 1 Литературное чтение
Тема урока: Что такое художественная литература? Художественная литература как учебный предмет. Роль художественной литературы в жизни человека.Осенние стихи.
Цели урока: 1. познакомить с понятием «художественная литература», с особенностями художественного текста; научить учащихся отличать худ. текст от текстов другого стиля.
2. развивать умения правильно произносить слова, правильно интонировать и выразительно читать стихотворения, видеть красоту осенней природы.
3. воспитание эстетических вкусов
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: ассоциация, эссе, стратегия «Т-схема», беседа, мини-диспут
Оборудование: иллюстрации на тему осени
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, вам нравится осень? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?
2. Ассоциация к слову
3. Чтение текстов об осени.
-Какие из этих текстов можно отнести к художественной литературе?
-Откуда может быть взят первый текст? Охарактеризуйте язык этого текста: есть ли в нем точные сведения, факты, цифры?
-Есть ли во втором тексте образные слова и выражения?
-Какие чувства выражены в этом тексте?
-Что вы узнали о русском лесе, о русской осени?
4. Напишите эссе на тему: «Осень в моем городе».
5. Знакомство с понятием «Художественная литература»
Художественная литература – это вид искусства, который отражает жизнь при помощи слова (худ. языка). Худ. произведения показывают жизнь людей прошлых времен, современных людей и людей будущего. Худ. произведения не только дают нам знания о жизни героев, о времени, в котором они жили, но и вызывают у нас разные чувства, когда мы читаем эти произведения. Мы радуемся за героев, переживаем за них, огорчаемся или восхищаемся. Это происходит потому, что худ. произведения великих писателей и поэтов так написаны, что мы не можем оставаться равнодушными к тому, о чем они пишут. Худ. произведения нужно читать очень внимательно, ничего не пропуская.
6. Чтение стихов об осени:«Ласточки пропали», «Радость», «Сегодня первое число».
А)Беседа по вопросам к текстам стих-ий.
Б)Работа над произношением трудных слов
В) Объяснить смысл пословицы: Ученье и труд вместе живут
V.Закрепление материала
8. Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об осени, поднимающие настроение, а на другой – снижающие.
9. Мини-диспут «Осень – это самое лучшее время года».
VI. Домашнее задание:
1. выразительно прочитать стихотворения об осени
2. выучить 1 стих-ие наизусть
3. сделать рисунки к теме осени
4. словарная работа
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 2 Литературное чтение
Тема урока: Д. Досжанов. «Родник»
Цели урока: 1. познакомить с рассказом Д.Досжанова «Родник»; научить распознавать в тексте эпитеты и сравнения.
2. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу.
3. воспитание эстетических вкусов, любви к природе родного края.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, анализ текста
Оборудование: портрет Д.Досжанова
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1. выразительно прочитать стихотворения об осени
2. выучить 1 стих-ие наизусть
3. сделать рисунки к теме осени
4. выполнить задание №3 стр.9
5. словарная работа
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с рассказом Д.Досжанова «Родник». Внимательно слушайте текст, обращая внимание на произношение слов, интонацию.
2. Чтение текста учителем или лучшим учеником.
3. Работа над правильным произношением слов: проплывающие, взобралось, обругала, вскипает, с обрыва, волны, в овраг, свист ветра.
4. Работа по тексту.
Беседа по вопросам:
-Как автор описывает родник? Что он думает, глядя на него?
А) Вспомните, что такое эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте и запишите их в тетради.
Б) Прочитайте слова бабушки в конце рассказа. Почему она так сказала? Запишите их в тетради.
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказ стр.10-12
пересказать содержание
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 3 Литературное чтение
Тема урока: Дикие звери и птицы Казахстана
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с текстом о диких зверях и птицах Казахстана;
2. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу.
3. воспитание эстетических вкусов, любви к природе родного края.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: беседа, анализ текста
Оборудование: иллюстрации зверей и птиц Казахстана
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1. прочитать рассказ стр.10-12
2.пересказать содержание
IV. Объяснение нового материала
Составление таблицы «Птицы и животные Казахстана»
Птицы
Животные
Чтение текста учителем или лучшим учеником.
Дополните начатую таблицу новыми сведениями.
3. Работа над правильным произношением слов: исчезли, взяли под охрану, в сохранении.
4. Работа по тексту.
Беседа по вопросам:
-Для чего создаются заповедники?
-Какие заповедники есть в Казахстане?
-О каких птицах и зверях говорится в тексте?
V.Закрепление материала
А) Прочтите самостоятельно текст про снежного барса, стр. 13
Б) Ответьте на вопросы:
-Что вы узнали о снежном барсе?
-Почему сокращается число барсов?
-Чем отличаются заповедники от зоопарков?
-Можно ли два текста отнести к художественной литературе?
VI. Домашнее задание:
прочитать тексты на стр. 12,13
пересказать содержание
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 4 Литературное чтение
Тема урока: С. Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды »
Цели урока: 1. познакомить с рассказом С. Козлова «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»;
2. развивать умения вдумчиво читать текст, анализировать прочитанное, делать выводы по изученному материалу;
3. воспитание желание совершать только хорошие поступки, дела, приносящие людям пользу и радость, осознавать свою важность и значимость существования на земле.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: беседа, анализ текста, стратегии «ключевые слова» и диаграмма Венна
Оборудование: иллюстрации ёжика и медвежонка
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать тексты на стр. 12,13
2.пересказать содержание
IV. Объяснение нового материала
Работа с ключевыми словами (Составьте сказку, используя данные слова)
2.Учащиеся читают свои сказки.
3. Чтение сказки С. Козлова учителем или лучшим учеником.
4. Диаграмма Венна (Что общего и разного в вашей сказке и сказке С. Козлова?)
V.Закрепление материала.
Беседа по вопросам:
-Можно ли текст назвать сказкой?
-Какие признаки сказки есть у этого текста?
-Что необычного у этого текста?
-Почему Медвежонку и Ёжику так важно, чтобы звёзды не потускнели?
-О чём они думали? Что удивительного и необычного в их думах?
-Что, по-вашему, хотел сказать автор сказки?
VI. Домашнее задание:
прочитать сказку, стр.14-15
пересказать содержание
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
5 класс Урок № 5 Литературное чтение
Тема урока: С.Я.Маршак. Сказка про короля и солдата
Цели урока: 1. познакомить учащихся со сказкой С.Я.Маршака «Сказка про короля и солдата»; проследить над рифмой и ритмом стих-ия.
2. развивать умения выразительно читать, правильно интонируя текст с диалогами; восстановить в памяти знания о рифме и ритме в стихотворении.
3. воспитание простоте и нравственности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: диаграмма Венна, ролевое чтение, беседа.
Оборудование: портрет С.Я.Маршака
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
чтение текстов на стр. 12-13
пересказ содержания
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, вы с детства знакомы со многими из сказок. Как они пишутся: прозой или стихами? Чем проза отличается от стихов?
2. Диаграмма ПРОЗА ……………………СТИХИ
3. Чтение стих-ия «Сказка про короля и солдата»
4. Беседа по содержанию:
-Кто с кем поспорил?
-У кого они решили спросить?
-Как и когда вышли солдат с королем?
-Кого они встретили?
-Что они спросили у свинопаса?
-Что ответил свинопас?
-Кто оказался главней? Почему?
5. Найдите рифмующиеся строки. (пойдем- королем, важней – людей и т.д.)
V.Закрепление материала
1. Прочитайте стих-ие по ролям, правильно интонируя разговор между королем и солдатом, а также свинопасом.
2. Понравилось ли оно вам? Аргументируйте ваш выбор.
VI. Домашнее задание:
1. выразительно прочитать стих-ие ( если понравилось, выучить наизусть)
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 6 Литературное чтение
Тема урока: В.Данько. Дождик, деревце и мальчик
Цели урока: 1. познакомить с содержанием стихотворения В.Данько «Дождик, деревце и мальчик».
2. развивать воображение, творческие способности, умения свободно излагать свои мысли.
3. воспитание коммуникабельности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: интерактивная игра «Найди лишнее слово», беседа, эссе
Оборудование:
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
прочитать стихотворение С.Я.Маршака «Сказка про короля и солдата» или выучить наизусть (по желанию)
выполнить задание №2 стр.17
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, перед вами три слова ДОЖДИК ДЕРЕВЦЕ МАЛЬЧИК
Найдите лишнее слово. Например, лишнее слово деревце, потому что дождик и мальчик мужского рода. Лишнее слово – мальчик, потому что деревце и дождик неодушевленные существительные и т.д.
2.Чтение стихотворения учителем или лучшим учеником.
-Какую роль играют слова и выражения, употребленные в переносном значении?
-Если бы вы захотели сделать рисунки к тексту, какие краски вы бы выбрали?
V.Закрепление материала
1.Чтение стихотворения учащимися
2.Задание по тексту: найдите в тексте приметы времени года
3. творческая работа
А) написать эссе «Природа родного края»
Б) найти в тексте рифмующиеся строки.
VI. Домашнее задание:
выразительно прочитать стихотворение
сделать иллюстрации к прочитанному
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 7 Литературное чтение
Тема урока: И.Бунин. Лес, точно терем расписной
Цели урока: 1. познакомить с описанием осени в стихотворении Ивана Бунина «Лес, точно терем расписной».
2. развивать умения выразительно читать; грамотно и свободно излагать свои мысли.
3. воспитание эстетических вкусов
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: диаграмма Венна, беседа
Оборудование: иллюстрации
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
выразительное чтение стих-ия «Дождик, деревце и мальчик»
нарисовать иллюстрации
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, что такое ЛЕС? Что там находится? Бывали ли вы когда-нибудь в лесу?
2. Сравните:
ЛЕС
ГОРЫ
Деревья
Птицы поют
Звери обитают
Уютно
Камни
Крутые склоны
Дикие животные
Пусто
Чтение стих-ия учителем
А) объяснение значений трудных слов
Б) ответы на вопросы:
-Какие краски использует автор, чтобы передать красоту осеннего леса?
-Приходилось ли вам видеть такой лес?
-Как вы поняли последние две строчки?
V.Закрепление материала
Выполните задание:1. выпишите из текста все эпитеты
2. найдите сравнения
3. составьте диаграмму Венна
Лес летом ………………. Лес осенью
VI. Домашнее задание:
выразительно прочитать стих-ие
сделать к стихотворению иллюстрацию
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 8 Литературное чтение
Тема урока: Ф.Тютчев. Чародейкою зимою
Цели урока: 1. познакомить с содержанием стихотворения «Чародейкою зимою» Ф.И.Тютчева; с красотой изображения русской зимы.
2. развивать умения выразительно читать, находить сказочные слова в тексте.
3. воспитание чувства прекрасного
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: ассоциация, пятистишие, стратегия «Т- схема»
Оборудование: иллюстрации на тему зимы
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
Выразительное чтение стих-ия «Лес, точно терем расписной»
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, что вам приходит на ум, когда слышите слово ЧАРОДЕЙКА? (составить ассоциацию)
2. В каких произведениях вы встречали чародеев, фей, колдунов?
3. Чтение стихотворения «Чародейкою зимою».
4. Беседа по вопросам:
-Почему автор называет зиму чародейкой?
-Какие краски выбрал поэт, чтобы показать зимний лес?
-Напоминает ли стих-ие сказку?
-Найдите в тексте сказочные слова.
-Как вы понимаете выражение: «Весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой»?
V.Закрепление материала
А) Стратегия «Т- схема». Напишите в один столбик слова, поднимающие настроение, а в другую – снижающие.( новый год, праздник, холод, скользко на дорогах, подарки, травмы, простуда, игры в снежки, катание на санках, мерзнуть на остановке, чистить снег, зимние каникулы)
Б) Составить пятистишие
ЧАРОДЕЙКА
прекрасная, милая, добрая
околдует, очарует
Хотелось бы встретить чародейку
ВОЛШЕБНИЦА
В) Чтение стих-ия лучшими учениками
VI. Домашнее задание:
Выучить наизусть стих-ие «Чародейкою зимою»
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 9 Литературное чтение
Тема урока: Л.Воронкова. Радости.
Цели урока: 1. познакомить с содержанием рассказа «Радости»; научить учащихся отличать прозу от стихотворения.
2. способствовать развитию умений творчески мыслить и критически оценивать ситуацию.
3. воспитывать активности, доброте и внимательности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: медитация, авторский стул, беседа, пятистишие, эссе, письмо учителю, письмо автору, мини-диспут, психол. тест «Цветовая гамма»
Оборудование: портрет Л.Воронковой, эпиграф: «Радость окружает нас»
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
Выучить наизусть стихотворение «Чародейкою зимою»
IV. Новая тема А)1. Психологический тренинг. Стратегия «Медитация». Ребята, опустите головы, закройте глаза. Вообразите себе, что вы в Астане. И вдруг у вас на лице появилась счастливая улыбка. Почему? Что вы там увидели? Что так подняло ваше настроение?
2. Дети устно высказывают свои представления, сидя на авторском стуле.
Б) Побуждение интереса
1. Как звучит слово «РАДОСТЬ» на казахском языке? А на английском?
2. Подберите синонимы к этому слову. (отрада, торжество, счастье и т.д)
В) Реализация значения
1.Слово учителя. Ребята, сегодня мы изучим новую тему: рассказ «Радости», которую написала Любовь Федоровна Воронкова (показываю портрет).
2. Чтение текста учащимися.
3. выявление основной мысли текста
4. словарная работа
5. ролевое чтение текста
6. групповая работа
1-группа. Стратегия «Таксономия Блума»
Вопросы:
-Почему ребята сидели на бревнышках?
-Почему они разговаривали?
-Почему Аленка показала свою косу?
-Почему Тане купили карандаши? и т.д.
2-группа. Мини-диспут. «Так здорово находить радости в простом дожде, в искрах снега. Только со временем таких людей остается единицы.» (Л.Воронкова)
- Как вы думаете, действительно таких людей остаются единицы?
3-группа. Стратегия « Т- схема». Выпишите в одну строку слова, поднимающие настроение, а в другую – снижающие настроение.
Опорные слова: (на доске или на экране) праздник, война, день рождения, катастрофа, хорошая оценка, страх, гости, плохая оценка, мир.
Психологический тест «Цветовая гамма» (В корзине цветы(тюльпаны из бумаги) разного цвета. Учитель подносит корзину к каждому ученику. Они выбирают по одному цветку)
-Поднялось ли настроение у вас к концу урока?
На экране таблица со значениями каждого цвета
цвет
Настроение учащегося
Розовый
Оранжевый
Красный
Эйфория
Восторженный
Радостный
VI. Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа
VII. Подведение итогов урока
-А у вас есть радость?(дети рассказывают о своих радостях)
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 10 Литературное чтение
Тема урока: Н.Асеев. «Лыжи». М.Гай. «Какой бывает снег»
Цели урока: 1. познакомить с содержанием стихотворения «Лыжи» и рассказа «Какой бывает снег».
2. развивать умения различать эпитеты в контексте; правильно произносить слова из текста.
3. воспитание эстетических вкусов
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, пятистишие
Оборудование: иллюстрации
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
Подготовить пересказ рассказа стр.22-23
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с рассказом М.Гая «Какой бывает снег?» и стихотворением Н.Асеева «Лыжи».
2. Чтение стихотворения учителем или лучшим учеником.
3. Работа над трудными для произношения словами: румяная, выжег, бежим на лыжах, закован в холод воздух, вокруг седые ели, скользи, нога.
4. Беседа по вопросам:
-В каком темпе надо читать это стихотворение? Почему?
-Катались ли вы на лыжах?
-Кто научил вас этому?
-Нравится ли вам катание на лыжах?
5. Чтение учащимися стих-ия.
6. Знакомство с текстом рассказа «Какой бывает снег?»
А) работа над произношением: заспорили, ответив,дневное, прошептали, поджимая, пробормотала, вздохнули, вспыхнув, поднимаясь, из-за сопок
Б) Беседа по вопросам:
-О чем заспорили пуночки?
-Что они услышали в ответ?
-Почему все отвечали по-разному?
V.Закрепление материала
1. Выполнение задания в тетрадях
Выберите наиболее подходящие определения к слову СНЕГ и запишите их.
2. Составьте пятистишие
1.СНЕГ
2.холодный, белый, пушистый
3. тает, хрустит
4. Мне нравится пушистый снег.
5. ОСАДКИ
VI. Домашнее задание: 1.выразительно прочитать стих-ие стр.24
2. подготовить пересказ рассказа стр 25-26
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Цели урока: 1. познакомить со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы» и И.Сурикова «Детство».
2. способствовать развитию умений находить в тексте сравнения и эпитеты; видеть красоту природы; подбирать синонимы к словам.
3. воспитание любви к природе, к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: стратегия «Т-схема», эссе
Оборудование: иллюстрации на тему зимы
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.выразительно прочитать стих-ие стр.24
2. подготовить пересказ рассказа стр 25-26
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Сегодня вы познакомитесь со стихотворениями И.Никитина «Встреча зимы» и И.Сурикова «Детство». Как вы уже догадались, в 1 стих-ии рассказывается о зиме, а о чем же второе стих-ие, наверно, о детстве.
Давайте прочитаем их и побеседуем по содержанию.
2. Чтение стихотворений учащимися по очереди.
3. Работа над произношением: безлюдный, побелевших полей, из-под черных кудрей, здравствуй, ковры расстилай; качусь в санках, под гору в сугроб, перезябнешь, нехотя бредешь, с плеч, заберешься на печь.
4. Работа по стих-ию «Встреча зимы»
А) С какой интонацией нужно читать стих-ие «Встреча зимы»? Где надо делать паузы?
Б) Как вы думаете, поэту нравится зима? Какие слова и выражения могут подтвердить ваш ответ?
В) Найдите в тексте сравнения и эпитеты, с помощью которых поэт описывает зиму.
5. Работа по тексту стих-ия «Детство».
А) На какие части можно разделить стих-ие?
Б) Какие моменты из стих-ия изображены на рисунках в учебнике?
В) Подберите к словам синонимы:
Деревня – вьюга -
Хохочут – тихонько -
Горе - злой –
V.Закрепление материала
1. напишите эссе на тему: « Что бывает только зимой?», используя «зимние» слова.
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
5 класс Урок № 12 Литературное чтение
Тема урока: Фольклор. Русская народная сказка
Цели урока: 1. познакомить учащихся с понятием «фольклор»; с видами устного народного творчества; раскрыть их значения;
2. развивать умения запоминать выражения из текста и использовать их при пересказе текста; составлять вопросу к тексту; распределять пословицы по тематике;
3. воспитание интереса к изучению устного народного творчества русского народа;
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: Инсерт, диаграмма Венна;
Оборудование: иллюстрации к сказкам
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Выучить отрывок из стихотворения «Детство»
2. Выразительное чтение стих-ий стр. 28-30
3.Выполнение задания №7 стр.30
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Фольклор – устное народное творчество. Фольклор появился давно, когда люди еще не умели писать, а передавали из уст в уста песни, сказки, пословицы и поговорки. Что вы знаете об этих понятиях?
2.Заполните сейчас таблицу Инсерт
3.Анализ таблицы.
-Пословица – это меткое образное изречение, они легко запоминаются, потому что они похожи на маленькие стихотворения:
В детстве не научишься Хочешь есть калачи
Всю жизнь намучишься Не лежи на печи.
Каждая пословица чему-нибудь да учит:
Родина –мать, умей за нее постоять.
Нет друга –ищи, а нашел – береги.
Поговорка очень похожа на пословицу, но отличается от нее краткостью. Н-р,Как снег на голову. Сидеть сложа руки.
Пословицы и поговорки появились давно. Народ их складывал обо всем, что требовало внимания и заботы.
V.Закрепление материала
1. Чтение теоретического материала об устном народном творчестве на стр. 32-35.
2. Записать в тетради основные определения
3.Составление диаграммы Венна
ПОСЛОВИЦА ПОГОВОРКА
4.Ответить на вопросы к тексту стр. 36
VI. Домашнее задание: Выполнить задания №5,6,7 к тексту
Словарная работа
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 13 Литературное чтение
Тема урока: Иван Царевич и Серый волк
Цели урока: 1. познакомить с русской народной сказкой «Иван Царевич и серый волк».
2. развивать умения бегло читать, запоминать сказочные слова и выражения из текста, озаглавить прочитанный текст, анализировать.
3. воспитание добросовестности, человечности и простоте.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: чтение с остановками, диаграмма Венна, беседа
Оборудование: иллюстрации к сказке
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Выполнить задания №5,6,7 к тексту
2.Словарная работа
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, какие сказки вам читали раньше? Чем интересны сказки? Какие виды сказок мы знаем? Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Иван Царевич и серый волк». Прошу вас внимательно слушать ее, а потом сказать, к какому виду сказок она относится.
2. Чтение 1-части сказки
А) ответить на вопросы:
-Как звали царя?
-Сколько у него было сыновей?
-Что случилось?
-Как стерегли сад старший и средний сыновья?
-Что удалось сделать Ивану-царевичу?
-Какую характеристику можно дать сыновьям уже по 1-части?
Б) Как можно озаглавить 1-часть сказки?
3. Чтение 2-части до слов: Проснулся Иван, видит – коня нет.
А) предсказания учащихся дальнейших событий
Б) ответить на вопросы к тексту стр.40
В) Как можно озаглавить 2-часть?
Г) Объясните выражение: леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает
4. Чтение 3-части сказки до слов: …взяли с собой Елену Прекрасную и уехали.
А) предсказания учащихся дальнейших событий
Б) Как вы относитесь к поступку братьев?
В) Как можно озаглавить?
5. Чтение 4-части сказки
А) Как закончилась сказка?
Б) Чему она учит?
В) Выпишите в тетрадь имена главных героев и персонажей сказки.
Г) К какому виду сказок относится эта сказка?
V.Закрепление материала
1. Диаграмма Венна Иван Царевич………… братья его
VI. Домашнее задание:
прочитать и пересказать сказку стр.36-43
сделать рисунки к сказке (задание №4-2)
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 14 Литературное чтение
Тема урока: Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Цели урока: 1. познакомить с содержанием русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2. развивать логическое мышление, умения свободно излагать свои мысли, правильно произносить слова.
Методы и приемы: беседа, составление плана, таблица предсказаний, диаграмма Венна, эссе
Оборудование: иллюстрации
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Проверка домашнего задания
1.Выполнить задания №5,6,7 к тексту
2.Словарная работа
IV. Объяснение нового материала
Слово учителя. Ребята, сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Как вы думаете, какая история произойдет в этой сказке? Читали ли вы эту сказку раньше? Давайте прочитаем 1-часть сказки.
Чтение 1-части
А) Ответы на вопросы
Б) Словарная работа
3. Чтение 2-части
А) Работа над произношением
Б) Ответы на вопросы
4. Чтение 3-части
V. Закрепление материала
1. Беседа по вопросам:
-Кто наказан в этой сказке?
-Какие эпизоды в сказке вам особенно понравились?
-Прочитайте ее еще раз и составьте план пересказа.
2. Выполнение задания: выписать в словари сказочные слова и выражения
3. воспитание чувства юмора, находчивости и справедливости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, ролевое чтение
Оборудование: иллюстрации к сказке
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Стр. 44-48 читать
2.пересказать содержание сказки
3. сделать иллюстрации к сказке.
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Сегодня, ребята. Мы с вами познакомимся с казахской народной сказкой, которая называется «Алдар Косе и хвастливый бай». Откройте стр. 49
2. Чтение сказки учащимися вслух по очереди.
3. Ответы на вопросы:
-Почему сказка так называется?
-Какое мнение вы составили о бае в начале сказки?
-Что нового вы узнали об Алдар Косе?
-К какому виду сказок относится?
V.Закрепление материала
1. Составление характеристик персонажам сказки
БАЙ – голос, внешность, характер
АЛДАР КОСЕ – голос, характер, манера
2. Чтение сказки по ролям, выдерживая интонацию.
3. Составление сопоставительной таблицы из антонимов
БАЙ
АЛДАР КОСЕ
Хвастливый
Толстый
Богатый
Глупый
жадный
Скромный
Худой
Бедный
Умный
Добрый
VI. Домашнее задание:
прочитать сказку стр.49-50
пересказать содержание
выполнить задание на стр.50 (подобрать антонимы к словам)
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 16 Литературное чтение
Тема урока: Честный мальчик
Цели урока: 1. познакомить с корейской народной сказкой «Честный мальчик»
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание честности и справедливости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Оборудование: пословицы
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать сказку стр.49-50
2.пересказать содержание
3.выполнить задание на стр.50 (подобрать антонимы к словам)
Что это слово означает? Какие еще хорошие качества человека вы знаете? Кого мы в классе можем назвать честным? Сегодня мы познакомимся с корейской народной сказкой «Честный мальчик». Я буду читать текст сказки, а вы внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.
2. Чтение до слов: …вывел на середину площади и сказал:
написать в тетрадях пословицы о честности и доброте
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
5 класс Урок № 17 Литературное чтение
Тема урока: Лев, волк и лиса
Цели урока: 1познакомить суйгурской народной сказкой «Лев, волк и лиса»;
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание умению находить выход из трудной ситуации.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Оборудование: пословицы «У кого нет зубов, тот виляет хвостом», «У сильного всегда бессильный виноват».
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать сказку стр.51-52
2.написать в тетрадях пословицы о честности и доброте
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, дайте характеристику льву, волку и лисе.
ЛЕВ
ВОЛК
ЛИСА
2. Чтение сказки учителем
1. Чтение до слов: …А ты что скажешь? – спросил лев у лисы:
2. предсказания учащихся дальнейшего события
4. Чтение продолжения сказки
5. Сделать выводы по прочитанному
-Какими мы должны быть?
-Как вы оцениваете поступки зверей?
-Нужно ли быть хитрыми?
-Чему нас учит эта сказка?
V.Закрепление материала
1. Беседа по вопросам:
-К какому виду сказок относится эта сказка?
-Почему льву не понравились слова волка?
-Что ответила льву лиса?
-какой она показана в сказке?
2. Переведите пословицы на казахский язык: «У кого нет зубов, тот виляет хвостом», «У сильного всегда бессильный виноват».
3. Словарная работа
VI. Домашнее задание
1. прочитать сказку стр.52-53 и пересказать
2. прочитать в разделе «Внеклассное чтение» казахскую сказку «Лиса и коза»
VII. Подведение итогов
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 18 Литературное чтение
Тема урока: Заработанный рубль
Цели урока: 1познакомить с грузинской народной сказкой «Заработанный рубль».
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание трудолюбию и ответственности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Оборудование: пословицы, сказка «Хан и хлеб».
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1. прочитать сказку стр.52-53 и пересказать
2. прочитать в разделе «Внеклассное чтение» казахскую сказку «Лиса и коза»
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, кто-нибудь из вас своим трудом заработал деньги когда-нибудь? –Как вы их заработали? – На что вы их потратили? – Легко ли было заработать деньги?
Сейчас мы познакомимся с грузинской народной сказкой «Заработанный рубль», с которой вы знакомы еще в 4 класса, когда читали ее на казахском языке.
Цели урока: 1познакомить с содержанием русской народной сказки «Морозко»
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание честности и справедливости, трудолюбию и терпению.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, ролевое чтение
Оборудование: иллюстрации к сказке
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.Прочитать сказку стр.54-57 и пересказать
2.написать в тетрадях пословицы о труде
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, мы сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».
2.Прочитайте по ролям 1 часть сказки.
3. Ответьте на вопросы:
-Как относилась мачеха к родной дочери и падчерице?
-Что задумала мачеха?
-Как отнесся к этому отец?
-Как вы себе представляете падчерицу?
4. Прочитайте по ролям 2 часть сказки.
5. Ответьте на вопросы:
-О чем спрашивал Морозко девушку?
-Как он к ней обращался?
-Что отвечала ему падчерица?
-Почему Морозко сжалился над ней?
6. Ролевое чтение 3 части сказки.
7. Ответьте на вопросы:
-Что приказала мачеха мужу?
-Почему она пекла блины?
-Что говорила собачка?
-Почему мачеха разозлилась, когда старик привез свою дочь?
-Что значит выражение: «Вся в злате-серебре»?
8. Чтение 4 части сказки
9. Ответьте на вопросы:
-Какой показала себя дочь мачехи?
-За что Морозко наказал ее?
-Понравилась ли вам эта сказка? Почему?
-Как вы оцениваете поступки героев?
-Чему нас учит эта сказка?
V.Закрепление материала
1. Работа в тетрадях.
Задание: подобрать синонимы к словам и выражениям:
Все худо- …………, согнать - ………., трескучий мороз - ………. , чуть свет - …. .
Цели урока: 1. познакомить со смешным стихотворением С.Маршака «Вот какой рассеянный».
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из стихотворения, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
1.Слово учителя. Ребята, кто знает, что такое юмор?
- Да, это когда смешно. Мы смеемся, когда слышим или видим что-нибудь смешное, забавное. Бывают смешные случаи, смешные рассказы или стихотворения. Их называют еще юмористическими. Юмор создает хорошее настроение, делает нашу жизнь интересней.
А какие смешные истории были в вашей жизни?
2. Чтение стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Вот какой рассеянный».
3. Работа над произношением: рассеянный, сковороду, глубокоуважаемый, помчался.
4. Подберите однокоренные слова к слову ВОЖАТЫЙ
5. Вспомните пословицы и поговорки, которые подходят к содержанию этого стихотворения.
6. Подберите синоним к слову РАССЕЯННЫЙ.
V.Закрепление материала
1. Беседа по вопросам:
-Что делает его смешным?
-Какие смешные истории происходили с главным героем?
-Стихотворение не только рассмешило вас, но и заставило задуматься? Как вы думаете, о чем?
2. Работа в тетрадях.
Словарная работа
VI. Домашнее задание:
1.прочитать стихотворение выразительно стр.63-65
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 21 Литературное чтение
Тема урока: Н.Носов. Как незнайка сочинял стихи.
Цели урока: 1. познакомить с рассказом Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из произведения, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание чувства юмора.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, творческая работа
Оборудование:
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать стихотворение выразительно стр.63-65
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».
2. Чтение учащимися рассказа стр 66-70
3. Работа над произношением слов: под подушкой, ватрушка, в поэзии, издевательство, не сочинять, коротышка.
4. Беседа по вопросам:
-Какой это рассказ: смешной или грустный?
-Что смешного в нем?
-Что сказал Незнайка поэту Цветику и что услышал в ответ?
-Кем решил стать Незнайка?
-На кого сочинил стихи Незнайка?
-Почему коротышка обиделся на него?
-Почему у Незнайки не получились стихи?
-Что нужно, чтобы получились настоящие стихи?
-Можно ли научиться писать стихи?
V.Закрепление материала
1. Выполните задание. Отгадывая загадки, вместо точек поставить нужные по смыслу слова
1-растает 4-грушу
2-грачи 5-собиралось
3-похож 6-пришла
2. Чтение стихотворения «Где же привет?» О.Дриза.
VI. Домашнее задание:
1.прочитать рассказ стр.66-70
2.пересказать содержание
3. инсценировать стихотворение стр 71
VII. Подведение итогов урока
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 22 Литературное чтение
Тема урока: Н.Носов. Фантазеры
Цели урока: 1. познакомить с содержанием рассказа Н.Носова «Фантазеры»
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из рассказа, давать характеристику главным героям; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание чувства юмора на основе данного текста.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение по ролям
Оборудование:
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать рассказ стр.66-70
2.пересказать содержание
3. инсценировать стихотворение стр 71
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом Николая Носова «Фантазеры». Как вы понимаете это слово? Кого мы называем фантазерами?
2.Работа над произношением слов: небылицы, выплюнул, игрушечный, выдумываем.
3. Попробуйте сами придумать какую-нибудь небылицу.
VI. Домашнее задание:
1.прочитать рассказ стр.72-75
2.написать в тетрадях новые слова
3. инсценировать или прочитать в лицах
VII. Подведение итогов
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 23 Литературное чтение
Тема урока: К.Чуковский. Федорино горе.
Цели урока: 1 познакомить с веселым, поучительным стихотворением «Федорино горе».
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из стихотворения, делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание аккуратности, собранности и чистоплотности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Оборудование: пословицы
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать рассказ стр.72-75
2.написать в тетрадях новые слова
3. инсценировать или прочитать в лицах
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, сегодня мы познакомимся со стихотворением Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». Задумайтесь над вопросом: Куда и от кого убегает посуда?
2. Чтение учителем или учащимися 1 части стихотворения
-Представьте, что с горы бежит посуда, бегут топоры, ножи, метла, чайник, кофейник. Они бегут как живые. Но ведь в жизни так не бывает, это похоже на сказку. Писатель подбирает такие слова, что мы будто слышим, как посуда стучит, бренчит, скачет, тараторит, дребезжит.
-Как вы думаете, от кого бежит посуда? Может за ней гонится зверь или великан?
3. Чтение дальше 2 части.
-Что вы узнали?
-От кого убегают посуда и вещи?
-Найдите место, где дается характеристика Федоры.
-Какой она была?
-Что говорила о Федоре посуда?
4. Чтение 3 части
-О чем заговорила посуда?
-Она по-прежнему сердится на Федору?
-Какой стала бабушка Федора?
Как она разговаривает с посудой?
Что собирается с ней делать?
V.Закрепление материала 1. Сделать выводы по прочитанному
-Какими мы должны быть?
-Докажите, что это сказка. Найдите сказочные моменты.
-Чему нас учит эта сказка?
VI. Домашнее задание: 1. выразительно прочитать стих-ие+ иллюстрация
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 24 Литературное чтение
Тема урока: Н.Носов. Мишкина каша.
Цели урока: 1. познакомить с рассказом «Мишкина каша».
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из рассказа, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание чувства юмора и ответственности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1. выразительно прочитать стих-ие+ иллюстрация
IV. Объяснение нового материала
1. чтение текста рассказа до слов: Вдруг смотрю: крышка на кастрюле поднялась и из-под нее каша лезет.
2. предсказания учащихся дальнейших событий
3. чтение до слов: Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу.
4. предсказания учащихся
5. чтение до слов: Я взял ложку, попробовал.
6. предсказания учащихся
7. чтение до слов: Утром проснулись и пошли…
8. предсказания учащихся
9. чтение до конца.
2. Беседа по вопросам:
-Кто приехал на дачу?
-Почему мама тоже обрадовалась приезду Мишки?
-Что обещал Мишка?
-Что решили сделать друзья?
-Как Мишка начал варить кашу?
-Правильно ли он все сделал?
-Вкусная ли получилась каша у Мишки?
-К какому выводу пришел сам Мишка?
-Можно ли назвать рассказ смешным?
3. Сделать выводы по прочитанному
-Какими мы должны быть?
-Как вы оцениваете поступки детей?
-Чему нас учит этот рассказ?
V.Закрепление материала
1.Чтение рассказа в лицах
2.Словарная работа
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказ стр.81-83 и пересказать содержание
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 25 Литературное чтение
Тема урока: В.Драгунский. Друг детства
Цели урока: 1. познакомить с рассказом «Друг детства».
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из рассказа, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание доброте и отзывчивости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, ассоциация, синквейн
Оборудование: фломастеры, плакат
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать рассказ на стр 81-83 и пересазать содержание
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом В.Драгунского «Друг детства». Скажите, какого человека можно назвать другом? Составьте ассоциации к этому слову.
2. Чтение рассказа учителем или учащимся.
3. Беседа по вопросам:
-Кем хотел стать мальчик в начале рассказа?
-Почему он расхотел стать путешественником?
-Почему он захотел стать боксером?
-Что на это повлияло?
-Как среагировал на эту затею папа главного героя? Мама?
-Чем все закончилось?
V.Закрепление материала
1. Синквейн
1. Друг
2. прилаг.- 3
3. глаголы -2
4. мое отношение
5. синоним
2. Чтение рассказа учащимися
3. Словарная работа в тетрадях.
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказ стр.88-90
написать в тетрадях пословицы о друге и товарище
VII. Подведение итогов
Комментирование оценок.
5 класс Урок № 26 Литературное чтение
Тема урока: С.Михалков. А что у вас?
Цели урока: 1. познакомить с содержанием стих-ия «А что у вас?»
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из стих-ия, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание уважительного отношения к людям любой профессии.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, выразит чтение
Оборудование: портрет поэта
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1 прочитать рассказ стр.88-90
2. написать в тетрадях пословицы о друге и товарище
IV. Объяснение нового материала
1. Чтение текста рассказа учителем или лучшим учеником
2. Работа над произношением трудных слов
3. Работа со словарем: НА ЛАВОЧКЕ, ПОГАС, ВАГОНОВОЖАТЫЙ, ОТ КОРИ
4. Выразительное чтение сти-ия учащимися
5. Сделать выводы по прочитанному
-Кем вы хотите быть?
-Что для этого нужно делать?
V.Закрепление материала
1. Беседа по вопросам:
2. Работа в тетрадях.
Задание: подобрать антонимы к словам:
вечером- …………, хорошо - ………., заходили- ………. .
3. Подбор пословиц на тему профессии.
VI. Домашнее задание:
прочитать стих-ие выразительно стр.91 -92
написать в тетрадях пословицы о труде и лени
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 27 Литературное чтение
Тема урока: А.Волков. Изумрудный город
Цели урока: 1 познакомить с отрывком из сказки А.Волкова «Волшебник изумрудного города» .
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание умений фантазировать, придумывать разные истории.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
прочитать стих-ие выразительно стр.91 -92
написать в тетрадях пословицы о труде и лени
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, сегодня вы познакомитесь с удивительной сказкой о девочке Элли и ее друзьях. Откройте страницу 93-96 учебника и внимательно следите за развитием событий сказки.
2. Чтение до слов: …Элли посмотрела вперед:
3. предсказания учащихся дальнейшего события
4. Чтение продолжения сказки
5. Сделать выводы по прочитанному
-Какие волшебные слова вы встретили в данной сказке?
-Как вы оцениваете поступки персонажей?
-Дайте характеристику героям.
V.Закрепление материала
1.Ролевое чтение сказки учащимися
2.Беседа по вопросам:
-Кто такая Элли?
-Кто встретил Элли и ее друзей в комнате?
-Как он выглядел?
-О чем он спросил гостей?
-Чего хотели гости?
-Что увидела Элли на зеленом троне?
-О чем она поведала Гудвину?
2. Работа в тетрадях.
Задание: составить словарь волшебных слов по сказке.
VI. Домашнее задание:
прочитать сказку стр.93-96
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 5 Литературное чтение
Тема урока: Казахская народная сказка «Лиса и коза»,
К.Тангрыкулиев. «Хан и хлеб».
Цели урока: 1. познакомить с содержанием казахских народных сказок «Лиса и коза», «Хан и хлеб».
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание трудолюбию, честности и справедливости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа,
Оборудование: пословицы
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.подготовить 5 загадок и нарисовать к ним отгадки
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, мы сегодня познакомимся с двумя казахскими сказками Я думаю, каждый из вас с детства знаком с казахскими сказками. Каждая сказка чему-нибудь да учит. Давайте сейчас прочитаем эти сказки и поговорим по содержанию.
2. Чтение сказки «Лиса и коза»
3. Беседа по ее содержанию
4. Дать характеристику героям сказки
5. Сделать выводы по прочитанному
-Какими мы должны быть?
-Как вы оцениваете поступки персонажей?
-Чему нас учит эта сказка?
Чтение сказки «Хан и хлеб»
1. Беседа по ее содержанию
2. Дать характеристику героям сказки
3. Сделать выводы по прочитанному
-Какими мы должны быть?
-Как вы оцениваете поступки персонажей?
-Чему нас учит эта сказка?
V. Домашнее задание:
прочитать сказки и пересказать сод-ие + сделать иллюстрации
VI. Подведение итогов
5 класс Урок № 29 Литературное чтение
Тема урока: В.Драгунский. Он живой и светится
Цели урока: 1. познакомить с содержанием рассказа «Он живой и светится»;
2. развивать умения запоминать выражения из текста и использовать их при пересказе текста;
3.воспитание доброте, умению видеть прекрасное в малом.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы: беседа, анализ рассказа
Оборудование: словари
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания:
1.выразительно прочитать стихотворение стр. 97-98
2.нарисовать иллюстрацию к произведению
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя: Ребята, вы познакомитесь сегодня с рассказом Владимира Драгунского «Он живой и светится». В.Драгунский в основном в своих произведениях писал о любви и природе. Его герои – чуткие, благородные люди. Красота природы, красота человеческих чувств – тема его рассказов, повестей и романов.
Драгунский подробно описывает чувства и переживания людей.
2. Чтение рассказа стр.99-100
3. Ответы на вопросы:
-Что делал мальчик во дворе своего дома вечером?
-Кто вышел во двор в это время?
-О чем они разговаривали между собой?
-Что было в коробочке, которую дал Мишка?
-Почему мальчик согласился на обмен?
-Как на это среагировала мама мальчика?
-Охарактеризуйте мальчика.
-Вы бы поменяли самосвал на светлячка? Почему?
4. Работа над трудными словами с помощью словаря.
5. Самостоятельное чтение рассказа
V.Закрепление материала
1.Подберите синонимы к словам: вертеть, сперва, надулся, навсегда, глядел, погасила.
VI.Домашнее задание:
1.прочитать рассказ стр. 99-100 и пересказать содержание
VII. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
5 класс Урок № 30 Литературное чтение
Тема урока: Ю.Сотник. Райкины пленники.
Цели урока: 1познакомить с содержанием рассказа Ю.Сотника «Райкины пленники»
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание честности и справедливости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: ассоциация, беседа, ролевое чтение
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать рассказ стр. 99-100 и пересказать содержание
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом «Райкины пленники». Как вы понимаете смысл слова «пленник»?
А) составление кластера
Б) подберите синоним к этому слову ( УЗНИК, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ)
В) подберите прилагательные к нему
2. Чтение по ролям текста рассказа (стр 101-103)
V.Закрепление материала
1. Беседа по вопросам:
-Кто из ребят поступил правильно: сестра или брат?
-Что посоветовал друг Бори?
-Как вы представляете себе ребят?
-Бывают ли такие ситуации в вашей семье?
-Чему учит этот рассказ?
VI. Домашнее задание:
прочитать рассказ стр.101-103
сделать инсценировку
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 31 Литературное чтение
Тема урока: А.Усачев. Очень странный разговор.
Цели урока: 1познакомить с содержанием юмористического стих-ия «Очень странный разговор»
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из стих-ия, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание чувства юмора.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа по содержанию
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
прочитать рассказ стр.101-103
сделать инсценировку
IV. Объяснение нового материала
1.Слово учителя. Ребята, думаю, что каждый из вас любит читать или слушать юмористические рассказы, анекдоты или смешные случаи из своей жизни.
- Что слово «юмор» означает?
- Какие еще хорошие качества человека вы знаете?
- Кого мы в классе можем назвать человеком с чувством юмора?
Сегодня мы познакомимся с стих-ем А.Усачева «Очень странный разговор». (стр 103-104)
2. Чтение стих-ия учителем или лучшим учеником
V.Закрепление материала
1. Беседа по содержанию
2. Работа в тетрадях.
Задание: подобрать синонимы к словам:
Умный- …………, честный - ………., отвечала - ………. .
3. Словарная работа:
ГЛЯДЕТЬ В УПОР-кадала карау
ВОЗМУТИТЬСЯ – катты ашулану
СКУЛИТЬ - кынсылау
VI. Домашнее задание:
прочитать стих-ие выразительно стр.103-104
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 32 Литературное чтение
Тема урока: В.Бианки. Синичкин календарь.
Цели урока: 1познакомить с содержанием рассказа «Синичкин календарь»
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из рассказа, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание наблюдательности.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа
Оборудование: пословицы
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
прочитать стих-ие выразительно стр.103-104
IV. Объяснение нового материала
1.Чтение рассказа учащимися класса
2. Анализ прочитанного
3. Запись в тетради: А) признаки марта – прилетели грачи, на пригорках показалась земля, солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче.
Б) ПРИЗНАКИ АПРЕЛЯ – месяц, в который реки освобождаются от льдин
В) ПРИЗНАКИ МАЯ – налетело много разных птиц, и все они порхали между деревьями; солнце вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало легко
V.Закрепление материала
1. Беседа по содержанию
2. Подбор пословиц по теме
Март с водой, апрель с травой и др.
VI. Домашнее задание:
прочитать стр.105-107
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 33 Литературное чтение
Тема урока: Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
Цели урока: 1. познакомить с отрывком из произведения Джонотана Свифта «Путешествие Гулливера»
2. развивать умения правильно произносить слова и выражения из сказки, отвечать на вопросы свободно и рассудительно; делать выводы по прочитанному тексту.
3. воспитание честности и справедливости.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
1.прочитать стр.105-107
2.пересказать содержание
IV. Объяснение нового материала
1.Чтение сказки учащимися
2. Чтение до слов: …он собрал все силы и попыталсяоторвать от земли левую руку:
3. предсказания учащихся дальнейшего события
4. Чтение до слов: они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка
5. Как вы думаете, чем закончится сказка?
Сделать выводы по прочитанному
-Как вы оцениваете поступки Гулливера?
-Чему нас учит эта сказка?
V.Закрепление материала
1. Беседа по содержанию
2. работа с трудными словами
ВРАССЫПНУЮ - жан- жакка шашылу
КОЛЫШКИ – казык
ПОМОСТ – уйшик
СТРЕКОТАНИЕ –шырылдау
КАРАБКАТЬСЯ – жанталасу
ОДУРМАНЕННЫЙ – басы айналган, еси кету
VI. Домашнее задание:
прочитать сказку стр.107-112
VII. Подведение итогов
5 класс Урок № 34 Литературное чтение
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного за год,
Цели урока: 1обобщить знания учащихся по изученному материалу;
2. развивать память, речь и мышление;
3. воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: урок-обобщения
Методы и приемы:
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Опрос домашнего задания
прочитать сказку стр.107-112
пересказать содержание
IV. Обобщение и систематизация изученного за год
Игровая ситуация « Аукцион» (учащимся предлагается купить оценку «5». Цена – это ответ. Чей ответ окажется последним, тот и покупает пятёрку)
-Кто помнит, какие рассказы, стихи и стихотворения мы изучили на уроке чтения за год? (отвечают по одному, повторяться нельзя)
2. Игровая ситуация «Самый умный» (проверка знаний по теории литературы)
-Что такое ПЬЕСА?
-Чем она отличается от других жанров литературы?
-Что такое юмор?
-Какие юмористические произведения вы читали?
-На какие темы, по-вашему, нельзя шутить?
-Что такое художественная литература?
-Какие жанры литературы вы знаете?
-Чем отличается художественная литература от нехудожественной?
-Чем стихи отличаются от прозы?
-Какие художественно-выразительные средства вы помните?
-Что такое ПЬЕСА?
-Чем она отличается от других жанров литературы?
-Что такое юмор?
-Какие юмористические произведения вы читали?
-На какие темы, по-вашему, нельзя шутить?
3. Игровая ситуация «Оставьте последнее слово за мной»(учащиеся выбирают из всего прочитанного за год самоё интересное произведение, обосновывают свой выбор)