kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе В. А. Жуковский. «Светлана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской словесности №___

Тема урока: «В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"»

Цели и задачи: познакомить с писателем, с новым произведением, с жанром баллады, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Тип урока: анализ литературного текста.

Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному настрою "Светланы".

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

Домашним заданием было написать письмо дедушке Крылову или современную басню, прочесть балладу "Светлана".

3. Мотивация.

Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье.

4. Сообщение новых знаний.

Знакомство с биографией В.А. Жуковского

Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. В средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением. Постоянными темами ее были любовь, весна, ревнивец-муж и т. п. и заканчивалась, обычно, трагично. Баллада возникла во Франции в конце XIII века. Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии.

Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

5. Чтение и анализ произведения.

Вопросы 2 и 3 на 97 стр.: как гадали девушки в «крещенский вечерок»?

Т.о, гадание используется Ж. для вхождения в таинственный и потусторонний мир – царство смерти (мертвец, голубок). Ж. создал героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями. Что такое Россия в общемировом понимании? Это холодная страна, где много снега, долгая зима, видимо, поэтому было выбрано именно это время года. Что делают на Руси девушки? Самое яркое событие зимой - это конечно Святки, Рождественско-Крещенский период, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке:

- Почему не испытывает веселья Светлана?

Видимо, потому что Светлана обручена. Дело не в том, что она не имеет право на веселье, а в том, что для девушки это время - время перемен, ожидания замужества - всегда волнительно. Впереди - неизвестность. Как сложится её жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить её? Что ждёт её: счастье или несчастье?

6. Заполнение таблицы.

И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг "окутывают" Светлану после сна, "кричат" нам о том, что жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не "скинули" с себя впечатления от страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся только прочесть:

7. Итог урока.

Подошёл к концу наш урок. Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?

Заключительное слово учителя: Произведение "Светлана" очень яркое, чувственное, несущее в себе огромную смысловую нагрузку. Ведь Ж. поставил себе цель создать такое произведение, которое бы отображало всю глубину русской души, ":выразило бы характер человека в его неразъёмной связи с обычаями, традициями и верованиями.:

8. Домашнее задание: (на выбор учащихся)

- выучить отрывок баллады; проиллюстрировать "Светлану" (2-3 рисунка)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе В. А. Жуковский. «Светлана» »

«Здесь несчастье – лживый сон;  Счастье - пробужденье».  (В.А.Жуковский и его баллада «Светлана»)

«Здесь несчастье – лживый сон; Счастье - пробужденье». (В.А.Жуковский и его баллада «Светлана»)

Биография В.А.Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец – помещик А.И.Бунин, мать – пленная турчанка Сальха, привезенная во время войны крестьянами из-под крепости Бендеры и подаренной Бунину.

Биография В.А.Жуковского

Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец – помещик А.И.Бунин, мать – пленная турчанка Сальха, привезенная во время войны крестьянами из-под крепости Бендеры и подаренной Бунину.

Учёба В.А.Жуковского Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе, затем, с 1797 по 1801 год, - в Благородном пансионе при Московском университете. Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи, а в 1802 г. приобрел известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище».

Учёба В.А.Жуковского

Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе, затем, с 1797 по 1801 год, - в Благородном пансионе при Московском университете. Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи, а в 1802 г. приобрел известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище».

Журнал «Вестник Европы».  В.А.Жуковского В 1808 – 1810 гг. Жуковский редактировал журнал «Вестник Европы». В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном и откликнулся на войну поэмой «Певец во стане русских воинов».

Журнал «Вестник Европы». В.А.Жуковского

В 1808 – 1810 гг. Жуковский редактировал журнал «Вестник Европы».

В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном и откликнулся на войну поэмой «Певец во стане русских воинов».

Жизнь В.А.Жуковского С 1815 по 1818 год входил в литературное общество «Арзамас» и занимал в нем место секретаря. В начале 20-х годов путешествовал по странам Западной Европы. С 1815 по 1839 год служит при дворе. В 1815 г., когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим поэтом. Николай I

Жизнь В.А.Жуковского

С 1815 по 1818 год входил в литературное общество «Арзамас» и занимал в нем место секретаря. В начале 20-х годов путешествовал по странам Западной Европы.

С 1815 по 1839 год служит при дворе.

В 1815 г., когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим поэтом.

Николай I

В.А.Жуковский-учитель в царской семье. В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне, а с 1826 по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии царя Александра II). Александр II Мария Федоровна

В.А.Жуковский-учитель в царской семье.

В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне, а с 1826 по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии царя Александра II).

Александр II

Мария Федоровна

Случай с А.С. Пушкиным Он вставал на защиту ссыльных декабристов и неоднократно добивался смягчения участи А.С.Пушкина, пытался уберечь его от клеветы придворных интриг.

Случай с А.С. Пушкиным

Он вставал на защиту ссыльных декабристов и неоднократно

добивался смягчения участи

А.С.Пушкина, пытался уберечь его от клеветы придворных интриг.

Творчество В.А.Жуковского Жуковский положил начало развитию русского романтизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.

Творчество В.А.Жуковского

Жуковский положил начало развитию русского романтизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.

Поэзия В.А.Жуковского Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью и тихим «томлением». Счастье может быть обретено только в потустороннем мире. Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.

Поэзия В.А.Жуковского

Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью и тихим «томлением». Счастье может быть обретено только в потустороннем мире. Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.

Баллады В.А. Жуковского В.А.Жуковский – основоположник русской литературной баллады.. Баллада «Людмила» (1808 г.), представляла собой вольный перевод баллады Бюргера «Ленора», как и «Светлана» (1808-1812). В 1831 году Жуковский создает третий, наиболее точный. Перевод баллады Бюргера уже под названием «Ленора». Если в балладах «Людмила» и «Светлана» образы и стиль перестроены на условный «русский лад» и героини носят славянские имена, то в балладе «Ленора» точно воспроизведены конкретные события из истории германии

Баллады В.А. Жуковского

В.А.Жуковский – основоположник русской литературной баллады.. Баллада «Людмила» (1808 г.), представляла собой вольный перевод баллады Бюргера «Ленора», как и «Светлана» (1808-1812). В 1831 году Жуковский создает третий, наиболее точный. Перевод баллады Бюргера уже под названием «Ленора». Если в балладах «Людмила» и «Светлана» образы и стиль перестроены на условный «русский лад» и героини носят славянские имена, то в балладе «Ленора» точно воспроизведены конкретные события из истории германии

В.А. Жуковский Жуковский также переводил крупные произведения («Орлеанская дева» Шиллера, «Наль и Дамаянти» - отрывок из «Махабхараты» и др.). Непревзойденным остался его перевод «Одиссеи» Гомера, который поэт закончил за границей, будучи уже слепым стариком. Умер поэт в Баден-Бадене. Прах Жуквоского был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

В.А. Жуковский

Жуковский также переводил крупные произведения («Орлеанская дева» Шиллера, «Наль и Дамаянти» - отрывок из «Махабхараты» и др.). Непревзойденным остался его перевод «Одиссеи» Гомера, который поэт закончил за границей, будучи уже слепым стариком.

Умер поэт в Баден-Бадене. Прах Жуквоского был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Баллада «Светлана» В.А.Жуковский приводит некоторые из древних девических гаданий о «суженом». Девушки бросали за ворота на дорогу свои башмачки: чей башмачок будет первым поднят случайным прохожим, та девушка первой выйдет замуж. Или рассыпали по полу зерна и выпускали курицу. Чье зерно ранее других склюет курица, та девушка первой выйдет замуж.

Баллада «Светлана»

В.А.Жуковский приводит некоторые из древних девических гаданий о «суженом». Девушки бросали за ворота на дорогу свои башмачки: чей башмачок будет первым поднят случайным прохожим, та девушка первой выйдет замуж. Или рассыпали по полу зерна и выпускали курицу. Чье зерно ранее других склюет курица, та девушка первой выйдет замуж.

Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана» Балладу и сказку объединяет мысль о том, что пробужденье влечет за собой счастье, а все дурное пусть кажется сном. Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского. Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.

Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана»

Балладу и сказку объединяет мысль о том, что пробужденье влечет за собой счастье, а все дурное пусть кажется сном. Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.

Светлый взгляд поэта на мир и любовь к людям составляют вместе с образностью языка главную прелесть творчеств Жуковского.

В.А.Жуковский «Светлана» Лучший друг нам в жизни сей Вера в проведенье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье.

В.А.Жуковский «Светлана»

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в проведенье.

Благ Зиждителя закон:

Здесь несчастье – лживый сон;

Счастье – пробужденье.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 5 классе В. А. Жуковский. «Светлана»

Автор: Галимова Замзагуль Айдарбековна

Дата: 08.05.2015

Номер свидетельства: 209349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-i-snitsia-chudnyi-son-tat-ianie"
    ["file_id"] => string(6) "187814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586095"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "В. А. Жуковский. «Светлана». Сочетание лирического и эпического  в балладе. Образность баллады. "
    ["seo_title"] => string(97) "v-a-zhukovskii-svietlana-sochietaniie-lirichieskogho-i-epichieskogho-v-balladie-obraznost-ballady"
    ["file_id"] => string(6) "205984"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430067252"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему А.С. Пушкин "Няне"."
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-a-s-pushkin-nianie"
    ["file_id"] => string(6) "247973"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446647840"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Конспект урока по литературе для 6 класса на тему "Художественное своеобразие баллады В.А. Жуковского "Светлана"""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_dlia_6_klassa_na_tiemu_khudozhiestviennoie_svoie"
    ["file_id"] => string(6) "353743"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477908674"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему:"Отечественная война 1812 года" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-na-tiemu-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "239296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444753198"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства