Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Осеева «Волшебное слово»
Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Осеева «Волшебное слово»
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
УМК «Гармония» 3 класс
Цели:
познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом, подтверждать ответ отрывками из текста;
способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Оборудование: О.В. Кубасова «Литературное чтение 3 класс» часть 2; портрет В.Осеевой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Осеева «Волшебное слово»»
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
УМК «Гармония» 3 класс
Цели:
познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом, подтверждать ответ отрывками из текста;
способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Оборудование: О.В. Кубасова «Литературное чтение 3 класс» часть 2; портрет В.Осеевой
Ход урока:
1.Организационный момент
- Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»
2. Работа по теме урока
1) Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, когда вы слышите слова «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о вежливости и познакомимся с произведением русской писательницы Валентины Александровны Осеевой«Волшебное слово».
Слушайте внимательно и запоминайте для того, чтобы в конце урока ответить на вопросы викторины.
2) Справка об авторе.
- Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в г. Киеве (слайд).
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой.
Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им.
В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.
Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (слайды): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».
- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово» (слайд).
3) Первичное восприятие (чтение учителем)
- Ребята, когда вы слышите слова «волшебник», «волшебное», что вы представляете? (ответы учащихся).
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Я вам прочитаю часть рассказа «Волшебное слово», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как можно назвать эту часть рассказа? (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).
4) Работа по содержанию I части
- Какое название вы бы дали этой части рассказа? (Встреча со старичком, Павлик узнал волшебное слово)
- Каким мы видим Павлика в первой части рассказа? Как он разговаривает с окружающими. Найдите ответ в тексте. (Ответы детей)
– Прочитайте те предложения, которые показывают, что настроение Павлика изменилось.
– Итак, Павлик вспоминает одну обиду за другой, его раздражение растёт. А как продолжает вести себя старик?(Старик всё так же спокоен и доброжелателен, именно поэтому Павлик вдруг замолчал». Он впервые обратил внимание на своего собеседника, подумал о нём.)
– Прочитайте этот отрывок по ролям.
- Каким предстает перед нами Павлик? Нравится ли он вам? Кому можно посочувствовать: Лене, бабушке или Павлику? (Нет, старику)
- Но у этого рассказа есть продолжение. Как вам кажется, что произойдет дальше? (ответы детей)
-Давайте выясним правы ли вы и прочитаем вторую часть рассказа.
5) Вторичное восприятие (чтение учащимися).
Откройте учебник . Читаем по одному предложению по цепочке, начиная с первого ряда, следите внимательно и прочитывайте каждое предложение про себя.
6. Работа по содержанию II части
- Ребята, как подействовали на окружающих, на Лену, бабушку и брата слова Павлика, найдите эти строчки в тексте. («Лена широко раскрыла глаза…», «Бабушка выпрямилась…», «За столом все сразу замолчали…», «Брат громко засмеялся…»)
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебные слова? (хорошим, радостным)
-Прочитаем отрывок, где вся семья сидит за обедом по ролям.
- Изменился ли Павлик после того, как стал говорить волшебное слово? Что с ним хорошего произошло? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь)
- Молодцы! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.
- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.
- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
- Подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу: Доброе слово путь к сердцу открывает и Вежливость украшает человека. (на доске) (Обе пословицы подходят, потому что доброе слово, сказанное человеку помогает, это мы увидели, когда Павлик просил у Лены краски, у бабушки пирожок, у брата – покататься, а вежливость важна для человека и украшает его)
4. Закрепление нового материала.
- Сегодня мы познакомились с еще одним произведением из раздела «Ежели вы вежливы» и узнали, что вежливость украшает человека, помогает ему и что волшебные слова приятны всем.
- А сейчас для того, чтобы проверить, как вы запомнили материал урока давайте проведем викторину, я задаю вопрос, а вы на него отвечаете (слайды).
5. Итог урока
- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»)
- Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
- Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.