kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "И. А. Бунин "Листопад""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока был проведён для учителей русского языка и литературы, работающих в пятых классах, с целью показать этапы и формы работы по ФГОС. Были поставлены цели: познакомить детей с творчеством И. А. Бунина, с отрывком из поэмы "Листопад". Для достижения целей решались следующие задачи: формирование навыков анализа лирического текста и закрепление знаний о средствах художественной выразительнсти, развитие речи, образного мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "И. А. Бунин "Листопад"" »

МБОУ «Дедовичская средняя школа № 2»











Конспект урока по литературному чтению

в 4 классе

Тема «И.А.Бунин «Листопад».








Провела учитель начальных классов:

Александрова Г. И.








Дедовичи, 2014


Тема: «Лес и человек.»


Цели: познакомить с отрывком из поэмы И.Бунина «Листопад».


Задачи:

1.Создать условия по формированию навыков анализа лирического текста и закреплению знаний о средствах художественной выразительности.

2.Способствовать развитию речи, образного мышления, воображения.

3.Создать условия для работы над выразительным чтением.

4.Способствовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней.


Оборудование: презентация, музыка Вивальди «Осень»,учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова I часть, листы с заданиями.



Ход урока.


1. Оргмомент.

-Послушайте фразу «Невозможно без внимания получить образование». О чём это я?

-Все успокоились, сосредоточились, настроились на активную работу.


2.Самоопределение деятельности.

Загадка: Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…(Осень)

-Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Осень - немного грустное ,но прекрасное время года. Её красотой восхищались и художники, и музыканты, и композиторы. Кто догадался, о чём пойдёт речь? (Об осени) (Слайд №1)

-Сегодня мы услышим , какой увидел осень великий мастер слова, мастер звуков и красок…Кто это? Угадайте. Выберите буквы русского алфавита и прочитайте. (Слайд №2).

(Слайд №3) .Сформулируйте тему урока. (Начнём знакомство с творчеством И . А. Бунина).

Рассказы учеников:

1).И.А.Бунин родился 22 октября 1870 г. в имении своих родителей под Воронежем в обедневшей, но родовитой дворянской семье. Детство прошло в деревне, среди хлебов, цветов и трав.

2) Писать начал рано, с 7 лет, подражая Пушкину, Лермонтову. В 188 г. поступил в гимназию в г. Елец (ныне Липецк), но не закончил, не хватило денег, чтобы оплачивать учёбу. Доучивался дома под руководством старшего брата.



3)В 188 г. напечатал своё первое стих. Писал и рассказы, и повести. В 1933г., когда ему исполнилось 63 года, стал лауреатом

Нобелевской премии (высшей награды в литературе). Умер и похоронен в Париже на русском кладбище в 1953 г. Ему было 83г.

-Каким видите Бунина на портрете? Прочитаем слова известного русского поэта А.Блока о Бунине. Что хотел сказать Блок?

-Отгадайте ребус и узнаете название стих, над которым будем работать сегодня. (Слайд №4).

-Что такое листопад?

-(Слайд №5) Определите задачи урока (познакомимся…, будем учиться…)

3.Работа по теме.

1)Выразительное чтение стих. учеником.

-Какие картины природы вы нарисовали в своём воображении, слушая?

- Какое настроение выражено автором? (Слайд №6) Словарь настроений).

- Чем восхищается автор?

2) Вторичное чтение стих.

- Неторопливо почитайте стих. вполголоса. Подумайте, какие приметы осени открыл вам Бунин? (Великолепие красок, праздник цвета,…)

3) Словарная работа в парах. Правила работы.

- Где можно узнать смысл непонятных слов?

- Выполняем задание на листах. Соедините слово и его значение. Проверка. (Слайд№7).

4) Чтение по №7) частям с анализом.

1ч. До слов «И осень тихою вдовой…»

-Кто главный герой стих.?

- Почему лес расписной? Кто его расписала? (Осень разными цветами).

- С чем сравнивает лес поэт? Зачитайте этот отрывок.

(Слайд №8)

-Что значит «стоит весёлой пёстрою стеной..»?

- С помощью каких слов Б. рисует берёзы? Зачитайте. (Слайд №9).

- Что говорит о ёлочках? Почему? (слайд №10).


-Какие ещё деревья увидел в лесу автор? (Клёны). Зачитайте.

-Почему образуются просветы, что оконца?

- Почему оконца , а не окна? (В тереме были маленькие окошки).

- Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? Кто хозяйка терема? Докажите текстом.

- Почему слово Осень написано с загл.буквы?

- Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение.)

- Как понимаете слова «И Осень тихою вдовой.. свой.)

(Красота осени тихо угасает, печальна как жизнь женщины,кот. потеряла мужа. Осень, как женщина-вдова)

Физкультминутка. (Звучит «Осень» Вивальди).

2ч. Читаем стих. до последнего четверостишья.

- А какие картины вы представили сейчас? Опишите своими словами.(Паутинка как серебристая нить, мотылька, похожего..).

(Слайды №11,12) Это последний мотылёк. Уже нет насекомых.

-Подберите синонимы к слову ЗАМИРАЕТ. (успокаивается, затаивается, сидит неподвижно).

- Что автор говорит о тишине? (Мёртвое молчанье.).

- А почему тишина мёртвая? (нет шума ветра, нет птиц, только тихо шуршит листик)

4 заданье с 153учебника.

- Зачем идёт повторение звука (ш)? (Чтобы передать шорох листьев).

- Этот приём называется звукопись.

А ещё в стихах присутствует обонятельный образ. Попробуйте найти его. (Лес пахнет дубом и сосной…)

-Для чего Б. описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

3ч. Очень богатая цветовая гамма у Бунина. Понаблюдаем за ней. Вычитываем. (Лиловый, золотой, багряный, жёлтая резьба…)

Учебник с 153 зад.5.

- Хочу предложить вам ещё раз полюбоваться репродукцией картины известного художника И.И.Левитана «Золотая осень», по которой писали сочинение. Прочитает своё сочинение…


Художник и поэт словно договорились. Они изобразили похожие картины.. Просто красивое в природе привлекает любого человека.

Нельзя равнодушно пройти мимо такой красоты.)


4.Работа над выразительным чтением.

- Какое настроение надо передать при чтении? (Радость, восторг, любование).

-Какие строки повторяются?

- Одинаково ли их надо читать? (Первое - более громко и восторженно, второе -спокойно и тихо) Почему? (Когда автор входит в лес, он восхищается им, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

-Читаем выразительно стих.: За учителем;

В паре вслух;

Инд.чтение(2-3 чел.)

5.Итог Рефлексия.

(Слайд №14). Определим тему стихотворения. (О чём говорится?) Определи главную мысль стихотворения. (Для чего Бунин написал стихотворение?)

(Слайд №15)

- С каким настроением заканчиваете урок? (Выбор из словаря настроений).

_ Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важно сохранить эту красоту.

- Какие правила поведения в лесу мы помним?

(Слайд №16).Домашнее задание по выбору.

1) Стихотворение наизусть,

2 ) Выразительно читать,

3) Нарисовать рисунок понравившегося фрагмента и подписать строками стиотворения.

6.Оценивание работы учащихся на уроке.



С п а с и б о з а у р о к !








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "И. А. Бунин "Листопад""

Автор: Александрова Галина Ивановна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "И.А. Бунин. "Листопад" Картина осени в стихотворении И.А. Бунина."
    ["seo_title"] => string(62) "i-a-bunin-listopad-kartina-osieni-v-stikhotvorienii-i-a-bunina"
    ["file_id"] => string(6) "267042"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450284883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417968255"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока литературного "И. Бунин "Листопад". "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-i-bunin-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "108603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по литературному чтению "Красота родной природы в стихотворении И. Бунина "Листопад"" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiukrasotarodnoiprirodyvstikhotvorieniiibuninalistopad4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456573516"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему " Что такое эпитеты.И.Бунин «Листопад», А.Майков «Летний дождь»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuvo2klassienatiemuchtotakoieepitietyibuninlistopadamaikovlietniidozhd"
    ["file_id"] => string(6) "289718"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454853974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства