Конспект урока по литературному чтению "И. А. Бунин "Листопад""
Конспект урока по литературному чтению "И. А. Бунин "Листопад""
Данный конспект урока был проведён для учителей русского языка и литературы, работающих в пятых классах, с целью показать этапы и формы работы по ФГОС. Были поставлены цели: познакомить детей с творчеством И. А. Бунина, с отрывком из поэмы "Листопад". Для достижения целей решались следующие задачи: формирование навыков анализа лирического текста и закрепление знаний о средствах художественной выразительнсти, развитие речи, образного мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "И. А. Бунин "Листопад"" »
МБОУ «Дедовичская средняя школа № 2»
Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе
Тема «И.А.Бунин «Листопад».
Провела учитель начальных классов:
Александрова Г. И.
Дедовичи, 2014
Тема: «Лес и человек.»
Цели: познакомить с отрывком из поэмы И.Бунина «Листопад».
Задачи:
1.Создать условия по формированию навыков анализа лирического текста и закреплению знаний о средствах художественной выразительности.
2.Способствовать развитию речи, образного мышления, воображения.
3.Создать условия для работы над выразительным чтением.
4.Способствовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней.
Оборудование: презентация, музыка Вивальди «Осень»,учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова I часть, листы с заданиями.
Ход урока.
1. Оргмомент.
-Послушайте фразу «Невозможно без внимания получить образование». О чём это я?
-Все успокоились, сосредоточились, настроились на активную работу.
2.Самоопределение деятельности.
Загадка: Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(Осень)
-Какие слова помогли вам отгадать загадку?
Осень - немного грустное ,но прекрасное время года. Её красотой восхищались и художники, и музыканты, и композиторы. Кто догадался, о чём пойдёт речь? (Об осени) (Слайд №1)
-Сегодня мы услышим , какой увидел осень великий мастер слова, мастер звуков и красок…Кто это? Угадайте. Выберите буквы русского алфавита и прочитайте. (Слайд №2).
(Слайд №3) .Сформулируйте тему урока. (Начнём знакомство с творчеством И . А. Бунина).
Рассказы учеников:
1).И.А.Бунин родился 22 октября 1870 г. в имении своих родителей под Воронежем в обедневшей, но родовитой дворянской семье. Детство прошло в деревне, среди хлебов, цветов и трав.
2) Писать начал рано, с 7 лет, подражая Пушкину, Лермонтову. В 188 г. поступил в гимназию в г. Елец (ныне Липецк), но не закончил, не хватило денег, чтобы оплачивать учёбу. Доучивался дома под руководством старшего брата.
3)В 188 г. напечатал своё первое стих. Писал и рассказы, и повести. В 1933г., когда ему исполнилось 63 года, стал лауреатом
Нобелевской премии (высшей награды в литературе). Умер и похоронен в Париже на русском кладбище в 1953 г. Ему было 83г.
-Каким видите Бунина на портрете? Прочитаем слова известного русского поэта А.Блока о Бунине. Что хотел сказать Блок?
-Отгадайте ребус и узнаете название стих, над которым будем работать сегодня. (Слайд №4).
-Что такое листопад?
-(Слайд №5) Определите задачи урока (познакомимся…, будем учиться…)
3.Работа по теме.
1)Выразительное чтение стих. учеником.
-Какие картины природы вы нарисовали в своём воображении, слушая?
- Неторопливо почитайте стих. вполголоса. Подумайте, какие приметы осени открыл вам Бунин? (Великолепие красок, праздник цвета,…)
3) Словарная работа в парах. Правила работы.
- Где можно узнать смысл непонятных слов?
- Выполняем задание на листах. Соедините слово и его значение. Проверка. (Слайд№7).
4) Чтение по №7) частям с анализом.
1ч. До слов «И осень тихою вдовой…»
-Кто главный герой стих.?
- Почему лес расписной? Кто его расписала? (Осень разными цветами).
- С чем сравнивает лес поэт? Зачитайте этот отрывок.
(Слайд №8)
-Что значит «стоит весёлой пёстрою стеной..»?
- С помощью каких слов Б. рисует берёзы? Зачитайте. (Слайд №9).
- Что говорит о ёлочках? Почему? (слайд №10).
-Какие ещё деревья увидел в лесу автор? (Клёны). Зачитайте.
-Почему образуются просветы, что оконца?
- Почему оконца , а не окна? (В тереме были маленькие окошки).
- Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? Кто хозяйка терема? Докажите текстом.
- Почему слово Осень написано с загл.буквы?
- Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение.)
- Как понимаете слова «И Осень тихою вдовой.. свой.)
(Красота осени тихо угасает, печальна как жизнь женщины,кот. потеряла мужа. Осень, как женщина-вдова)
Физкультминутка. (Звучит «Осень» Вивальди).
2ч. Читаем стих. до последнего четверостишья.
- А какие картины вы представили сейчас? Опишите своими словами.(Паутинка как серебристая нить, мотылька, похожего..).
(Слайды №11,12) Это последний мотылёк. Уже нет насекомых.
-Подберите синонимы к слову ЗАМИРАЕТ. (успокаивается, затаивается, сидит неподвижно).
- Что автор говорит о тишине? (Мёртвое молчанье.).
- А почему тишина мёртвая? (нет шума ветра, нет птиц, только тихо шуршит листик)
4 заданье с 153учебника.
- Зачем идёт повторение звука (ш)? (Чтобы передать шорох листьев).
- Этот приём называется звукопись.
А ещё в стихах присутствует обонятельный образ. Попробуйте найти его. (Лес пахнет дубом и сосной…)
-Для чего Б. описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)
3ч. Очень богатая цветовая гамма у Бунина. Понаблюдаем за ней. Вычитываем. (Лиловый, золотой, багряный, жёлтая резьба…)
Учебник с 153 зад.5.
- Хочу предложить вам ещё раз полюбоваться репродукцией картины известного художника И.И.Левитана «Золотая осень», по которой писали сочинение. Прочитает своё сочинение…
Художник и поэт словно договорились. Они изобразили похожие картины.. Просто красивое в природе привлекает любого человека.
Нельзя равнодушно пройти мимо такой красоты.)
4.Работа над выразительным чтением.
- Какое настроение надо передать при чтении? (Радость, восторг, любование).
-Какие строки повторяются?
- Одинаково ли их надо читать? (Первое - более громко и восторженно, второе -спокойно и тихо) Почему? (Когда автор входит в лес, он восхищается им, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)
-Читаем выразительно стих.: За учителем;
В паре вслух;
Инд.чтение(2-3 чел.)
5.Итог Рефлексия.
(Слайд №14). Определим тему стихотворения. (О чём говорится?) Определи главную мысль стихотворения. (Для чего Бунин написал стихотворение?)
(Слайд №15)
- С каким настроением заканчиваете урок? (Выбор из словаря настроений).
_ Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важно сохранить эту красоту.
- Какие правила поведения в лесу мы помним?
(Слайд №16).Домашнее задание по выбору.
1) Стихотворение наизусть,
2 ) Выразительно читать,
3) Нарисовать рисунок понравившегося фрагмента и подписать строками стиотворения.