План-конспект урока литературного чтения
ФИО (полностью)
Ермакова Юлия Владимировна
Место работы
МОУ СОШ №12 г. Подольск
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Литературное чтение
Класс
4 класс
Тема и № урока в теме
Урок № 32 И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихотворении И.А.Бунина
Предметная программа и ее автор
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение 4 класс» «Школа России»
Цель урока
Формирование новых знаний о жизни и творчестве И.А.Бунина, о сравнении как изобразительно-выразительном средстве лирического произведения, умения находить сравнения в тексте
Тип урока
Урок изучения нового материала
Модель организации УПД младших школьников
Компьютер для фронтальной работы класса, интерактивная доска, документ-камера.
Необходимое оборудование
Учебник : Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение.4 класс. 1 часть». Аудиоприложение к учебнику, портрет и выставка книг И.А.Бунина, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, словарь литературоведческих терминов, библиографический словарь «Русские писатели»
Структура и ход урока
1.Адаптационный этап:
-Орг.момент;
-Проверка домашнего задания;
-Речевая разминка ; актуализация знаний.
-Самоопределение к деятельности.
2.Основной этап
-Работа по теме урока
3.Творческий этап.
-Закрепление изученного материала
-Рефлексия
-Подведение итогов урока
-Домашнее задание
Структура и ход урока
№
Этап урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
1
Адаптационный этап
1.Организационный момент
1.Задача: адаптация уч-ся к деятельности на уроке
Подготовка к уроку, приветствуют учителя
Демократическая беседа:
приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, определение отсутствующих на уроке
10 минут
2.Проверка домашнего задания:
2.Задача:
выявление предварительных знаний уч-ся
Выразительно читают стихотворения Н.А.Некрасова
Фронтальный опрос с целью
проверки правильности выполнения домашнего задания
3.Актуализация знаний. Речевая разминка
Читают и записывают загадку и отгадку
в рабочую тетрадь, упражняются в чтении скороговоркой.
Иллюстрирует текст речевой разминки на доске:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
Текст речевой разминки на доске
4.Самоопределение к деятельности
Читают зашифрованную запись, расшифровывают ее, записывают имя поэта в тетрадь, прогнозируют содержание материала учебника по теме, формулируют цель и задачи урока (Познакомиться с биографией и творчеством И.А.Бунина, прочитать стихотворение «Листопад»).
Запись имени поэта И.А.Бунина в зашифрованном виде.
Метод проблемной ситуации создание ситуации интеллектуального затруднения, мотивирование учащихся к формулированию темы и задач урока для самоопределения к деятельности на уроке с помощью наводящих вопросов:
-Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине?
- Вы уже догадались какова тема нашего урока?
-Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
-Сформулируйте задачи урока.
Запись на доске:
НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА
2
Основной этап
1.Работа по теме урока. Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина
1 задача:
Формирование новых знаний по теме урока
Слушают рассказ учителя о И.А.Бунине, задают вопросы по теме, рассматривают фотоматериалы по теме, знакомятся со словарем «Русские писатели», находят ответы на свои вопросы в словаре
Краткое сообщение-обзор биографии И.А.Бунина, демонстрация выставки книг писателя, иллюстрация фотоматериалов по теме, библиографического словаря «Русские писатели»; ответы на вопросы учащихся по мере их возникновения
Иллюстрация
портрета писателя, фотоматериалов по теме, демонстрация выставки книг писателя
15 минут
2.Физкультминутка
Снятие напряжение, усталости
Уч-ся выполняют упражнения физ.минутки
Читает текст физкультминутки (по выбору), направляет действия уч-ся
Запись музыкального фрагмента физ.минутки
3.Продолжение работы по теме урока. Работа над стихотворением «Листопад»
2 задача:
разрешение интеллектуального затруднения
Учащиеся слушают, как стихотворение «Листопад» читает актер, рассматривают репродукции картин по теме урока.
Объясняют значения слов
завороженный, терем, лазурь;
подбирают синонимы к слову замирает.
Отвечают на вопросы учителя, зачитывают выборочно строки стихотворения, вспоминают, что такое сравнения, эпитеты, находят и называют их, приходят к пониманию роли повторов в создании образа, прогнозируют содержание понятия «сравнение», проверяют свои предположения по учебнику, литературоведческому словарю
Аудирование : учитель использует аудиоприложение к учебнику.
Иллюстрирование репродукций картин по теме.
Словарная работа по тексту.
Сократическая беседа по наводящим вопросам после прослушивания стихотворения с целью подведения под понятие, создания проблемной ситуации интеллектуального затруднения:
-Что напомнил осенний лес Бунину?
-Почему в тексте учебника подчеркнуты некоторые слова и словосочетания? Найдите их.
-Что это, как их можно назвать?
-Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема?
-Какие эпитеты использует для этого автор? Назовите их.
-Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Зачитайте эти строки.
-Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?
-Прочитайте ещё раз последние строки стихотворения. Обратите внимание, какие согласные звуки повторяются. Для чего?
-Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня?
-Что хотел сказать Бунин своим читателям?
-Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы?
-Чего он достигает необычным изображением?
-Какое отношение к осени демонстрирует поэт?
-Как можно назвать этот прием?
-Проверьте свои предположения по учебнику(стр.153).
-Где ещё можно найти ответ на вопрос, что такое олицетворение?
Представление учащимся литературоведческого словаря.
Аудиоприложение к учебнику: И.А.Бунин «Листопад»
Репродукции картин по теме: С.Жуковский «Осень», А.Ткачев «Листопад», И.Левитан «Золотая осень», «Слободка».
3
Творческий этап
1. Закрепление изученного материала
1 задача:
Первичное закрепление нового материала.
2 задача:
Повышение уровня на основе применения разноуровне
вых заданий.
Находят олицетворения в текстах учебника
Выполняют разноуровневые задания по карточкам
Организация практической работы по заданиям учебника (стр.153)
Учитель предлагает учащимся разноуровневые задания по карточкам с текстами лирических произведений на оценку:
1. Что такое олицетворение? Дай определение по памяти.
Найди олицетворение в тексте.
2. Приведи свои примеры олицетворений.
3. Составь небольшой текст, используя олицетворение как средство выразительности. Изобрази, как ты понимаешь, что такое
олицетворение.
20 минут
2.Рефлексия
Оценивание уч-ся уровня усвоения материала
Уч-ся выполняют задания, оценивают свою работу на уроке и уровень усвоения материала.
Организует работу по карточкам:
1. Продолжи предложения:
Иван Алексеевич Бунин родился…
Детские годы провел в…
Он рано обнаружил артистические способности и редкую…
В 1886 году был вынужден прекратить обучение в Елецкой гимназии по причине…
Сборник стихотворений И.А.Бунина «Листопад» в 1903 г. был отмечен…
2.Назови изобразительно-выразительные средства, которые помогают автору в стихотворении «Листопад» создать картину осени.
3.Подведение итогов урока
подводят итоги урока, определяют достижение цели и выполнение задач урока.
Отвечают на наводящие вопросы учителя.
Подводят итог урока, определяя достижение цели и выполнение задач
Задает наводящие вопросы о достижении цели и выполнении задач урока, чтобы мотивировать учащихся к подведению итога урока
4. Домашнее задание
Записывают домашнее задание: выразительное чтение стихотворения «Листопад», нарисовать иллюстрацию к стихотворению
Поясняет домашнее задание