Этап актуализации знаний | Обращает внимание учащихся на доску, на которой написан отрывок из стихотворения С.Есенина «Береза» и текст. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. Около моего окна стоит заснеженное дерево. Его ветви белые от снега. Оно очень красивое. Спрашивает, что это? Просит доказать, что является стихом, а что прозой. Проверка домашнего задания. Просит вспомнить, с произведением какого автора они познакомились на прошлом уроке? Уточняет, но каким критериям учащиеся будут оценивать чтение стихотворения свое и своих товарищей. Спрашивает, о каком средстве художественной выразительности ученики узнали на прошлом уроке. Просит объяснить. Что такое сравнение, найти его в произведении И. Никитина. Организует работу в парах: Детям предложены отрывки стихотворений. 1 кол.- Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня 2 кол.- Вот на встречу мой хороший, Мой любимый крокодил, Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил, И мочалку, словно галку, Словно галку проглотил. 3 кол.- Вот и мыло подскочило, И вцепилось в волоса. И юлило, и мылило, И кусало, как оса Предлагается выполнить задание - пара должна найти и подчеркнуть сравнение(пара, первая выполнившая задание ,поднимает руки). Спрашивает, кому трудно было выполнить задание и почему? | Самостоятельное чтение. Определяют, где стихотворение, а где проза, обосновывают свой выбор. Называют автора и название произведения(И.Никитин «Встреча зимы»),сообщают, что нужно было подготовить выразительное чтение стихотворения. Отмечают, по каким критериям будут оценивать чтение стихотворения(темп, выразительность, ошибки). Называют средство художественной выразительности(сравнение), объясняют что это, находят и называют сравнение в стихотварении. Учащиеся в парах читают отрывки, находят и подчеркивают сравнения, зачитывают их вслух. Анализируют, кому было трудно, объясняют причины трудностей. | Познавательные умения: -сравнивать разные по жанру произведения, обосновывать свое мнение. Предметные умения: -выразительно читать текст; -выделять в тексте сравнение. Регулятивные: -осуществлять самооценку и взаимопроверку. Коммуникативные умения: -учатся работать в парах; -строят понятные для партнера высказывания. Предметные умения: -находить в незнакомом тексте средства художественной выразительности - сравнение. |
Этап мотивации и целеполагания | Вопрос: -Считаете ли вы, что такого средства художественной выразительности как сравнение достаточно для передачи настроения, красоты, мелодики стиха? Постарайтесь обосновать свое мнение. Как вы думаете, о чем узнаете сегодня на уроке? Учащимся предлагается найти на странице 45 определение нового средства художественной выразительности – эпитета и самостоятельно прочитать. Задает вопрос, что такое эпитет, на какие вопросы отвечают слова-эпитеты? | Отвечают на вопрос, обосновывают свое мнение. Делают предположения о теме урока. Ищут в учебнике подтверждение своих предположений. Находят определение эпитета, читают его. Определяют тему урока «эпитеты». | Личностные умения: -осознать важность образных выражений, посредством которых автор выражает чувства. Создает яркий образ. Познавательные умения: -находить информацию и с ее помощью формулировать значение «эпитета» |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала | Работа с текстом. Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад».Предлагает ответить на вопросы по содержанию стихотворения(О каком времени года идет речь? Как это поняли? Какое создается настроение при чтении этого стихотворения? Какие чувства испытывает автор?) Просит доказать свое мнение словами из стихотворения. Дает задание прочитать стихотворение и подготовиться к его выразительному чтению. Просит найти и прочитать эпитеты в этом произведении и подчеркнуть их. | Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ, опираясь на текст стихотворения. Жужжащее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Самостоятельно находят эпитеты, подчеркивают, называют вслух. Осуществляют взаимопроверку. | Личностные умения: -проявлять эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы. Познавательные умения: -определять тему и главную мысль произведения; -находить в тексте эмоциональные выражения, обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: -осуществлять самооценку и взаимопроверку при выполнении учебного задания |
Этап применения новых знаний | Организует работу в группах. Каждой группе дается предмет( страусиное перо, кленовый лист, цветок подсолнечника). Предлагает подобрать как можно больше слов-эпитетов к данным предметам, а также оценить правильность выполнения задания другими группами. Работа над текстом А.Майкова «Летний дождь». Чтение стихотворения учителем. Обращает внимание учеников на незнакомые слова, спрашивает, где можно узнать их значение. Предлагает ответить на вопросы по содержанию стихотворения, обосновать свое мнение. Предлагает прочитать и найти в этом произведении и назвать средства художественной выразительности, доказать свой выбор. | Работают в группах, подбирают слова-эпитеты к предметам. Осуществляют взаимооценку , выбирают группу, которая подобрала больше всех наиболее точных, метких эпитетов. Ищут значения новых слов в словарике, объясняют их значение. Отвечают на вопросы, выясняют смысл стихотворения, доказывают свое мнение, опираясь на слова из текста. Чтение стихотворения про себя и вслух. Находят и называют сравнения и эпитеты в данном произведении, доказывают свое мнение. | Коммуникативные умения: -учатся работать в группе, формулировать собственное мнение; -согласовывать позиции и находить общее решение. Регулятивные умения: -осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. Познавательные умения: -находить необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебного задания. Предметные умения: -выразительно читать текст; -работать с художественным произведением и выделять в нем сравнения и эпитеты; -объяснять свой выбор. |
Рефлексия | Предлагает дома выбрать любое стихотворение из трех и выучить наизусть. Предлагает оценить свою работу на уроке, выясняет, что было интересным, что показалось трудным. Спрашивает, что почувствовали на уроке, какое создалось настроение. | Учащиеся оценивают себя, свою работу на уроке. Определяют, что было трудным для них. Говорят, что им понравилось, что было интересным, какое создалось настроение. | Личностные умения: -осуществляют самооценку своей работы на уроке; -выявляют причины успеха и трудностей в учебной деятельности. |