Конспект урока литературного "И. Бунин "Листопад".
Конспект урока литературного "И. Бунин "Листопад".
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность.
( Слайд 2 )
У.: - Эти слова принадлежат перу И. Бунина.
Как вы думаете, что он имел в виду?
Д.: -Он любил жизнь, любил свою работу — писать стихи. У.: - Верно. У нас тоже есть работа. Какая?
Д.:- Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. II. Проверка домашнего задания. Конкурс чтецов. III. Актуализация опорных знаний.
1. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 3)
2. Речевая разминка. (Слайд 4-5)
IV. Определение темы и цели урока. У.: -Отрывок из произведения какого поэта мы читали в начале урока? ( Слайд 6)
У.: - Как вы думаете, о чем писал поэт? (о природе).
У.: - Какое красочное явление происходит осенью? (листопад)
У.: -Предположите, какая тема урока?
У.: -Проверьте своё предположение. Откройте учебник на с.152. Прочитайте название произведения и фамилию автора.
У.: -Какие поставим учебные задачи?
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией И.А.Бунина.
Сообщения дете (Слайд 7)
У.:- Предположите, о чём будет стихотворение?
Д.:- Об осени; о том, что жизнь хороша в любом ее проявлении.
2. Словарная работа.
(Слайд 8)
3. Первичное восприятие текста с последующей беседой.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
VI. Динамическая пауза
VII. Продолжение работы по теме.
1.Творческая работа.
У.: - В нашем классе сегодня тоже листопад. У вас на партах листья. Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем.
Чтение записей учащихся.
У.: -Каждый по-своему описывает это явление. Замечательно. 2. Повторное чтение и анализ содержания.
У.: - Продолжим работу над стихотворением. - Внимательно прочитайте стихотворение жужжащим чтением и отметьте непонятные слова. Приём «разведка с пометками на полях»
(Слайд 9,10,11),(Слайд 12)
4. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного "И. Бунин "Листопад". »
Владимирова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОАУ «СОШ №3» города Бузулука,
Оренбургской области.
Конспект урока литературного чтения в 4-м классе по теме: И.А. Бунин «Листопад»
Цель: развитие мыслительной активности при знакомстве с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».
Задачи:
познакомить с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад»;
учить выразительно читать, анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
развивать речь, творческие способности учащихся, осознанное чтение, знания о средствах художественной выразительности, интерес к литературе;
воспитывать у детей чувство любви к родной земле, природе, русскому слову, культуру учебного труда.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Литературное чтение» авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (часть №1, класс 4), портрет И.А. Бунина, книги И.А. Бунина, осенние листочки из цветной бумаги с описанием природного явления - листопад (домашнее задание), индивидуальные памятки-карточки, репродукция картины: И. Левитана «Золотая осень» (ПК), выставка рисунков, пьеса «Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, наблюдать за звучанием поэтической русской речи,
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность.
( Слайд 2 ) У.: - Эти слова принадлежат перу И. Бунина. Как вы думаете, что он имел в виду? Д.: -Он любил жизнь, любил свою работу — писать стихи. У.: - Верно. У нас тоже есть работа. Какая? Д.:- Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. II. Проверка домашнего задания. У.: - Образцом любви к своему народу является для нас русский поэт Н. А. Некрасов. Кто выучил стихотворения наизусть? Конкурс чтецов. III. Актуализация опорных знаний. 1. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 3)2. Речевая разминка. (Слайд 4-5)У.: - Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить? Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок, И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке … (листопад).У.:- Как образовалось слово “листопад”? -Назовите имена существительные. - Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, выделяя голосом имена существительные. - Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные IV. Определение темы и цели урока. У.: -Отрывок из произведения какого поэта мы читали в начале урока? ( Слайд 6)
У.: -Как вы думаете, о чем писал поэт? (о природе).
У.: - Какое красочное явление происходит осенью? (листопад)
У.: -Предположите, какая тема урока?
У.: -Проверьте своё предположение. Откройте учебник на с.152. Прочитайте название произведения и фамилию автора.
У.: -Какие поставим учебные задачи?
Учитель уточняет:
- Познакомимся с творчеством И. Бунина, стихотворением «Листопад», научимся выразительно читать новое произведение; научимся понимать стихотворные строчки; учиться вслушиваться в музыку русского слова.
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией И.А.Бунина.
Сообщения детей
У.:- Эпиграфом к произведению «Листопад» я взяла строки самого Бунина. Эпиграф - это краткое изречение, которое помещают перед произведением, чтобы помочь понять главную мысль.
(Слайд 7)
У.:-Предположите, о чём будет стихотворение?
Д.:- Об осени; о том, что жизнь хороша в любом ее проявлении.
2. Словарная работа.
У.:- Поэты для создания художественных образов используют слова и
выражения, которые вам могут быть непонятны. Давайте
поговорим о некоторых из них.
(Слайд 8)
3. Первичное восприятие текста с последующей беседой.
Вопрос перед чтением. У.: - Нарисуйте картины природы в своем воображении .
Выразительное чтение стихотворения учителем.
У.: - Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?
- Какое настроение выражено автором?
- Чем восхищается автор?
VI. Динамическая пауза
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем классе листопад.
VII. Продолжение работы по теме.
1.Творческая работа.
У.: - В нашем классе сегодня тоже листопад. У вас на партах листья. Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем. Чтение записей учащихся. У.: -Каждый по-своему описывает это явление. Замечательно. 2. Повторное чтение и анализ содержания. У.: - Продолжим работу над стихотворением. - Внимательно прочитайте стихотворение жужжащим чтением и отметьте непонятные слова. Приём «разведка с пометками на полях»
У.: - С чем автор сравнивает лес? Д.: -С теремом.
У.: - А вы видели терем?
Терема строили в Древней Руси. Кто в них жил? Д.:- Князья, бояре, цари.
У.:-Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском во второй половине 17 века для царя Алексея Михайловича был построен грандиозный деревянный дворец, богато украшенный резьбой. Вот осенний лес и напоминает поэту такой терем.
(Слайд 9,10,11)
У.: - Продолжим работу над стихотворением.
- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?
Д.:- Листья березы.
У.:-Какие деревья напомнили ему вышки? Д.:- Ёлочки.
У.: - Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? Д.:- Просветы в небо между кленами.
У.:- В стихотворении присутствует обонятельный образ. Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ. Д.: - Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
У.:- - Для чего Бунин описал звуки и запахи леса?
Д.:- Чтобы легче было представить картину осеннего леса.
У.:-Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы? Д.:-Это слово подобно имени хозяйки лесного терема.
У.:- Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная? Как догадались?
Д.:- Поэт называет ее вдовой, поэтому осень грустная.
У.:- Кого называют вдовой?
Д.:- Женщину, у которой умер муж.
У.:- Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об Осени?
Д.:- Олицетворение.
У.:-Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она грустит?
Д.:- Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое.
У.:- Почему так тихо стало в лесу? Д.:- Улетели птицы.
У.:- Какие слова помогают представить лесную тишину?
Д.:- Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).
У.:- Что нарушает тишину? Д.:-Листика шуршание.
У.:-Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика. Д.:-"молчанье" - ч ; "вышине" - ш ; "можно" - ж ; "тишине" - ш ; "расслышать" - ш ; "шуршанье" - ш .
У.: - Какой звук повторяется в этом отрывке? (Д.: с, ж, ш,ч)
У.: - Для чего? (Д.: чтобы передать шорох листьев)
У.: - Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики.
- А как будем читать - тихо или громко? (Д.: тихо)
У.:- Звуки родного языка приходят поэту на помощь, чтобы передать состояние природы. Бунин использует аллитерацию (звукопись).
(Слайд 12)
У.: -Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? - Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово "СЕГОДНЯ". Почему?
- Прочитайте предложения, в которых оно есть.
- Что хотел сказать Бунин своим читателям?
Учитель делает вывод.
- Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может смениться ненастьем. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.
- Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?
- Для того, чтобы так замечательно описать лес осенью, поэт использовал средства художественной выразительности.
- Какие вы знаете средства художественной выразительности?
(Олицетворения, сравнения, эпитеты).
3. Работа в группах.
- Найдите и подчеркните сравнения.
("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца"; "как сеть из серебра'; "точно белый лепесток").
- Найдите и подчеркните эпитеты.
Проверка
4. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
У.: - Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, и музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки, но ими можно прекрасно рисовать.
У.: - Что вы услышали в музыке? - Что почувствовали? - Что представили себе, когда слушали?
Эта пьеса называется "Октябрь".
Комментирование учителя. В пьесе П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский.
5.Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
У.: -Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своем прощальном уборе.
Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину "Осенний лес"?
(Слайд 14)
У.:-Перед вами репродукция картины известного русского художника Исаака Ильича Левитана, как она называется? Д.: «Золотая осень».
У.:- Рассмотрите внимательно и ответьте на вопросы: 1. Почему картина так называются? 2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем?
Д.: Изображен лес, который стоит стеной, сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д.. 3. С какими чувствами художник писал эту картину?
4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?
6.Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа в стихотворении и на картине.
- Какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)
- Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина. Найдите и прочитайте слова обозначающие цвет.
(Ребята вычитывают: "лиловый"; "золотой; "багряный"; желтый - "желтою резьбой"; голубой - "в лазури голубой"; синий - "в синей вышине"; серебристый - "как есть из серебра"; белый - "белый лепесток".)
У.: Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно. Вы, дети, тоже изобразили золотую осень на своих рисунках. Они получились чудесные.
Выставка детских рисунков и поделок.
7.Работа над выразительностью чтения.
У.:- Какое настроение надо передать при чтении?
Д.:- Радость, восторг, любование.
У.:- Как мы будем читать это стихотворение - быстро или медленно? Почему?
Д.:- Медленно, не торопясь, чтобы передать любование неподвижным лесом.
У.:- Какую половину будем читать тише? Почему?
Д.:- Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании
Расстановка пауз и логических ударений.
Работа в парах. Прочитайте еще раз произведение и, пользуясь памятками, расставьте паузы и логические ударения.
У.:- Прочитайте стихотворение вполголоса под фонограмму П. Чайковского «Времена года».
VIII. Рефлексия.
- Какое задание вызвало затруднение?
- Какое задание было самым интересным?
- Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?
-Оцените свою работу.
IX. Итог урока.
У.:- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
Д,:- Восхищение, грусть.
У.:- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
Вывод учителя: Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин (Слайд 15)
X. Домашнее задание.
Научиться выразительно, читать стихотворение, по желанию выучить наизусть.