kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного "И. Бунин "Листопад".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность.

( Слайд 2 )                                                                                                                                        

 У.: - Эти слова принадлежат перу И. Бунина.
Как вы думаете, что он имел в виду?                                                                                                                          

 Д.: -Он любил жизнь, любил свою работу — писать стихи.                                                                       У.: - Верно. У нас тоже есть работа. Какая?                                                                                                 

 Д.:- Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями.                                                                           II. Проверка домашнего задания.                                                                                                Конкурс чтецов.                                                                                                                                                        III. Актуализация опорных знаний.                                                                                                

 1. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 3)                                                                           

2.  Речевая разминка. (Слайд 4-5)                                                                                                            

IV. Определение  темы и цели урока.                                                                                                      У.: -Отрывок  из произведения какого поэта мы читали в начале урока?                                                    ( Слайд 6)

 У.: - Как вы думаете, о чем  писал поэт? (о природе).

У.: - Какое красочное явление происходит осенью? (листопад)

У.: -Предположите, какая тема урока?

У.: -Проверьте своё предположение. Откройте учебник на с.152. Прочитайте название произведения и фамилию автора.

У.: -Какие поставим учебные задачи?

V.  Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией И.А.Бунина.

Сообщения дете (Слайд 7)

У.:- Предположите, о чём будет стихотворение?

Д.:- Об осени; о том, что жизнь хороша в любом ее проявлении.

2. Словарная работа.

(Слайд 8)

3. Первичное восприятие текста с последующей беседой.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

VI. Динамическая пауза

VII. Продолжение работы по теме.

1.Творческая работа.

У.: - В нашем классе сегодня тоже листопад. У вас на партах листья. Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем.                                               

Чтение записей учащихся.                                                                                                                                 

У.: -Каждый  по-своему описывает это явление. Замечательно.                                                            2. Повторное чтение  и анализ содержания.                                                                                     

  У.: - Продолжим работу над стихотворением.                                                                                            - Внимательно прочитайте стихотворение жужжащим чтением и отметьте непонятные слова. Приём «разведка с пометками на полях»

 (Слайд 9,10,11),(Слайд 12)

4. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

 (Слайд  13)

У.: - Послушайте пьесу П.И. Чайковского "Времена года".

У.: - Что вы услышали в музыке?  - Что почувствовали?
-    Что представили себе, когда слушали?

      Эта пьеса называется "Октябрь".

5.Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

 

  • (Слайд  14)

 6.Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа  в стихотворении и на картине.

7.Работа над выразительностью чтения.

VIII. Рефлексия.

 - Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание было самым интересным?

- Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?

-Оцените свою работу.

IX. Итог урока.

У.:-  С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

Д,:- Восхищение, грусть.

У.:- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод учителя:  Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин      (Слайд  15)

X. Домашнее задание.

Научиться выразительно, читать стихотворение, по желанию выучить наизусть.

       

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного "И. Бунин "Листопад". »

Владимирова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОАУ «СОШ №3» города Бузулука,

Оренбургской области.

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе по теме: И.А. Бунин «Листопад»


Цель: развитие мыслительной активности при знакомстве с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».

Задачи:

познакомить с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад»;

учить выразительно читать, анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;

развивать речь, творческие способности учащихся, осознанное чтение, знания о средствах художественной выразительности, интерес к литературе;

воспитывать у детей чувство любви к родной земле, природе, русскому слову, культуру учебного труда.


Тип урока: комбинированный


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Литературное чтение» авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (часть №1, класс 4), портрет И.А. Бунина, книги И.А. Бунина, осенние листочки из цветной бумаги с описанием природного явления - листопад (домашнее задание), индивидуальные памятки-карточки, репродукция картины: И. Левитана «Золотая осень» (ПК), выставка рисунков, пьеса «Октябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»


Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, наблюдать за звучанием поэтической русской речи,




Ход урока

I. Включение в учебную деятельность.

( Слайд 2 ) У.: - Эти слова принадлежат перу И. Бунина.
Как вы думаете, что он имел в виду? Д.: -Он любил жизнь, любил свою работу — писать стихи. У.: - Верно. У нас тоже есть работа. Какая? Д.:- Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. II. Проверка домашнего задания. У.: - Образцом любви к своему народу является для нас русский поэт Н. А. Некрасов. Кто выучил стихотворения наизусть? Конкурс чтецов. III. Актуализация опорных знаний. 1. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 3) 2. Речевая разминка. (Слайд 4-5) У.: - Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад). У.:- Как образовалось слово “листопад”? -Назовите имена существительные.
- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные IV. Определение темы и цели урока. У.: -Отрывок из произведения какого поэта мы читали в начале урока? ( Слайд 6)

У.: - Как вы думаете, о чем писал поэт? (о природе).

У.: - Какое красочное явление происходит осенью? (листопад)

У.: -Предположите, какая тема урока?

У.: -Проверьте своё предположение. Откройте учебник на с.152. Прочитайте название произведения и фамилию автора.

У.: -Какие поставим учебные задачи?

Учитель уточняет:

- Познакомимся с творчеством И. Бунина, стихотворением «Листопад», научимся выразительно читать новое произведение; научимся понимать стихотворные строчки; учиться вслушиваться в музыку русского слова.

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с биографией И.А.Бунина.


Сообщения детей

У.:- Эпиграфом к произведению «Листопад» я взяла строки самого Бунина. Эпиграф - это краткое изречение, которое помещают перед произведением, чтобы помочь понять главную мысль.

(Слайд 7)

У.:- Предположите, о чём будет стихотворение?

Д.:- Об осени; о том, что жизнь хороша в любом ее проявлении.

2. Словарная работа.

У.:- Поэты для создания художественных образов используют слова и

выражения, которые вам могут быть непонятны. Давайте

поговорим о некоторых из них.

(Слайд 8)

3. Первичное восприятие текста с последующей беседой.


Вопрос перед чтением.
У.: - Нарисуйте картины природы в своем воображении .

Выразительное чтение стихотворения учителем.

У.: - Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

VI. Динамическая пауза

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.

VII. Продолжение работы по теме.

1.Творческая работа.

У.: - В нашем классе сегодня тоже листопад. У вас на партах листья. Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем. Чтение записей учащихся. У.: -Каждый по-своему описывает это явление. Замечательно. 2. Повторное чтение и анализ содержания. У.: - Продолжим работу над стихотворением. - Внимательно прочитайте стихотворение жужжащим чтением и отметьте непонятные слова. Приём «разведка с пометками на полях»

У.: - С чем автор сравнивает лес?
Д.: - С теремом.

У.: - А вы видели терем?

Терема строили в Древней Руси. Кто в них жил?
Д.:- Князья, бояре, цари.

У.:-Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенском во второй половине 17 века для царя Алексея Михайловича был построен грандиозный деревянный дворец, богато украшенный резьбой. Вот осенний лес и напоминает поэту такой терем.

(Слайд 9,10,11)

У.: - Продолжим работу над стихотворением.

- Листья, какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу,
украшавшую терема?

Д.:- Листья березы.

У.:-Какие деревья напомнили ему вышки?
Д.:- Ёлочки.

У.: - Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
Д.:- Просветы в небо между кленами.

У.:- В стихотворении присутствует обонятельный образ. Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном
тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.
Д.: - Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

У.:- - Для чего Бунин описал звуки и запахи леса?

Д.:- Чтобы легче было представить картину осеннего леса.

У.:- Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы?
Д.:- Это слово подобно имени хозяйки лесного терема.

У.:- Какова Осень в представлении поэта - веселая или грустная?
Как догадались?

Д.:- Поэт называет ее вдовой, поэтому осень грустная.

У.:- Кого называют вдовой?

Д.:- Женщину, у которой умер муж.

У.:- Какой поэтический прием использует Бунин, рассказывая об
Осени?

Д.:- Олицетворение.

У.:- Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она
грустит?

Д.:- Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое.

У.:- Почему так тихо стало в лесу?
Д.:- Улетели птицы.

У.:- Какие слова помогают представить лесную тишину?

Д.:- Тихою вдовой, мотылек замирает, в лесу мертвое молчание).

У.:- Что нарушает тишину?
Д.:-Листика шуршание.

У.:- Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика.
Д.:-"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .

У.: - Какой звук повторяется в этом отрывке? (Д.: с, ж, ш,ч)

У.: - Для чего? (Д.: чтобы передать шорох листьев)

У.: - Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики.

- А как будем читать - тихо или громко? (Д.: тихо)


У.:- Звуки родного языка приходят поэту на помощь, чтобы передать состояние природы. Бунин использует аллитерацию (звукопись).

(Слайд 12)

У.: -Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
"СЕГОДНЯ". Почему?

- Прочитайте предложения, в которых оно есть.

- Что хотел сказать Бунин своим читателям?


Учитель делает вывод.

- Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может смениться ненастьем. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.

- Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

- Для того, чтобы так замечательно описать лес осенью, поэт использовал средства художественной выразительности.

- Какие вы знаете средства художественной выразительности?

(Олицетворения, сравнения, эпитеты).

3. Работа в группах.

- Найдите и подчеркните сравнения.

("Точно терем"; "как вышки"; "просветы в небо что оконца"; "как сеть из серебра'; "точно белый лепесток").

- Найдите и подчеркните эпитеты.

Проверка

4. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

У.: - Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, и музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки, но ими можно прекрасно рисовать.

Какой композитор написал музыку к временам года?

Д.:- П.И. Чайковский.

(Слайд 13)

У.: - Послушайте пьесу П.И. Чайковского "Времена года".

У.: - Что вы услышали в музыке? - Что почувствовали?
- Что представили себе, когда слушали?

Эта пьеса называется "Октябрь".

Комментирование учителя. В пьесе П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский.

5.Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

У.: - Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья
стоят в своем прощальном уборе.

  • Какие краски должен взять художник, чтобы написать на
    полотне картину "Осенний лес"?

  • (Слайд 14)

У.:- Перед вами репродукция картины известного русского художника Исаака Ильича Левитана, как она называется? Д.: «Золотая осень».

У.:- Рассмотрите внимательно и ответьте на вопросы:
1. Почему картина так называются?
2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем?

Д.: Изображен лес, который стоит стеной, сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д..
3. С какими чувствами художник писал эту картину?

4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?


6.Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа в стихотворении и на картине.

- Какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)

- Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина. Найдите и прочитайте слова обозначающие цвет.

(Ребята вычитывают:
"лиловый";
"золотой;
"багряный";
желтый - "желтою резьбой";
голубой - "в лазури голубой";
синий - "в синей вышине";
серебристый - "как есть из серебра";
белый - "белый лепесток".)

У.: Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно. Вы, дети, тоже изобразили золотую осень на своих рисунках. Они получились чудесные.

Выставка детских рисунков и поделок.

7.Работа над выразительностью чтения.

У.:- Какое настроение надо передать при чтении?

Д.:- Радость, восторг, любование.

У.:- Как мы будем читать это стихотворение - быстро или
медленно? Почему?

Д.:- Медленно, не торопясь, чтобы передать любование неподвижным лесом.

У.:- Какую половину будем читать тише? Почему?

Д.:- Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании

Расстановка пауз и логических ударений.

Работа в парах. Прочитайте еще раз произведение и,
пользуясь памятками, расставьте паузы и логические ударения.

У.:- Прочитайте стихотворение вполголоса под фонограмму П. Чайковского «Времена года».

VIII. Рефлексия.

- Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание было самым интересным?

- Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?

-Оцените свою работу.

IX. Итог урока.

У.:- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

Д,:- Восхищение, грусть.

У.:- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод учителя: Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин (Слайд 15)

X. Домашнее задание.

Научиться выразительно, читать стихотворение, по желанию выучить наизусть.

А еще два варианта творческой работы:

- написать четверостишие о золотой осени;

- нарисовать рисунок к стихотворению.






























































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного "И. Бунин "Листопад".

Автор: Владимирова Татьяна Николаевна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "И.А. Бунин. "Листопад" Картина осени в стихотворении И.А. Бунина."
    ["seo_title"] => string(62) "i-a-bunin-listopad-kartina-osieni-v-stikhotvorienii-i-a-bunina"
    ["file_id"] => string(6) "267042"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450284883"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "140567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417968255"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по литературному чтению "Красота родной природы в стихотворении И. Бунина "Листопад"" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiukrasotarodnoiprirodyvstikhotvorieniiibuninalistopad4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456573516"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока "Анализ рассказа И.А.Бунина "Кавказ" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-analiz-rasskaza-i-a-bunina-kavkaz"
    ["file_id"] => string(6) "232473"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442850017"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему " Что такое эпитеты.И.Бунин «Листопад», А.Майков «Летний дождь»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuvo2klassienatiemuchtotakoieepitietyibuninlistopadamaikovlietniidozhd"
    ["file_id"] => string(6) "289718"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454853974"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства