kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса «Устное народное творчество».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Тема урока. Устное народное творчество.

2.Предмет. Литературное чтение.

3.Класс. 2.

3.Тип урока  - Комбинированный урок на основе игровой технологии.

3.Форма организации -  Урок – игра

5. Представление о результатах.

Цель: Обобщение изученного материала по теме «Устное народное творчество».

Задачи: 1.Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению пройденного материала.

 2. Активизация творческого потенциала учащихся. (Развитие выразительной речи, интонации;  памяти, сообразительности, фантазии)

 3. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; к театрализованной деятельности.

 4. Воспитывать уважение к народной мудрости.

Психолого - педагогические задачи:
1. Повышение уровня учебной мотивации.
2. Развитие творческого мышления.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению для 2 класса «Устное народное творчество». »

МКОУ «Ильёвская СОШ»



2 класс



«Устное народное творчество»



Учитель начальных классов I категория

Тоскина Наталья Ивановна.



Конспект урока.

1.Тема урока. Устное народное творчество .

2.Предмет. Литературное чтение.

3.Класс. 1.

3.Тип урока - Комбинированный урок на основе игровой технологии.

3.Форма организации - Урок – игра

5. Представление о результатах.

Цель: Обобщение изученного материала по теме «Устное народное творчество».

Задачи: 1.Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению пройденного материала.

2. Активизация творческого потенциала учащихся. (Развитие выразительной речи, интонации; памяти, сообразительности, фантазии)

3. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; к театрализованной деятельности.

4. Воспитывать уважение к народной мудрости.

Психолого - педагогические задачи:
1. Повышение уровня учебной мотивации.
2. Развитие творческого мышления.


















№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный момент.

Психологически настроить на работу на уроке

Сконцентрировать внимание детей

Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю. что вы мне в этом поможете .Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.



(Учитель каждому положил на парты памятки). (Слайд 2)



Теперь настроение у всех хорошее и мы можем

Приступить к работе.

к работе.

Дети улыбаются друг другу.


Читают памятки

.Памятка (на слайде и у каждого на парте)

Улыбнись себе и другим.

  1. Научись любить.

  2. Не заносись.

  3. Радуйся успеху.

  4. Береги своё здоровье.

  5. Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут.




Эмоциональны, доброжелательны друг к другу, жизнерадостны,

полны творческих сил.

Дети настроены на урок

К уроку готовы.





2.

Постановка учебной задачи.

Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению пройденного материала Вывести вместе с детьми учебную задачу урока

.Развивать интерес к предмету.

Формировать навыки чтения.

Сегодня мы отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы попробуйте угадать сами и нам нужно помочь распуститься вот этому волшебному цветку, но для этого мы с вами должны выполнить задания. Готовы?





Вывод.

- Да, это удивительная страна – устное народное творчество

- Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? (Слайд 3)



-Какие произведения относятся к устному народному творчеству?

4) На доске: Составляем кластер







Выявление темы урока детьми:

Задание.

Поставить в правильном порядке.

Устное Фольклор Творчество Народное

Дети переставляют таблички.

Запись.

Устное народное творчество.













Ответы детей.

1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то что произносится, но не пишется.

2.Народное – принадлежащее народу.

3. Творчество – создание чего – то нового.











Вводятся элементы критического мышления. Формируются навыки чтения полными словами.

Самоконтроль, взаимоконтроль,

использование

жизненного опыта















Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. Используется смысловое чтение текстов различных жанров; извлекается информация в соответствии с целью чтения.





3.































































4.

Задачи урока











































































Актуализация знаний.



















































































































































































Учить анализировать, размышлять, делать простые выводы, применять полученные знания на в жизни.Помочь детям в определении темы и цели урока на основе изученных знаний учащихся,

Поддерживать стремление и желание детей к овладению новыми знаниями























Расширять кругозор учащихся, учить слушать товарищей, развивать речь, память, мышление, формировать навык выразительного чтения. Учить осуществлять проверку учебной деятельности. Оказывать взаимопомощь. Воспитывать чувство радости общения друг с другом.

подвергать простейшему анализу ответ товарища



Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество:

потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Сегодня мы расскажем всё то, что знаем об устном народном творчестве, покажем наши творческие способности.

Сегодня вы играете на уроке главную роль, а я буду вашим помощником.



1.- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Вывод учителя.

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.

- Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?

Первый жанр УНТ – это колыбельные песни.



Вот и распустился первый лепесток нашего цветка.



(Открывается листок на цветке)



2.Продолжите четверостишие.

Мы не щелкали орешки,

А читали на уроках

Интересные … /потешки/



-Как вы думаете, а для чего нужны потешки? /Потешка-это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, руками/

Разыгрывание потешек.

- Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

- Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

- Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)



- Подумайте, какие жесты можно добавить.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

Вывод учителя.

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

Открывается листок





Слушают, осознают свою значимость на уроке, принимают учителя как помощника - консультанта





















































Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.































Дети говорят, что им пели мамы, бабушки.

Прослушивается колыбельная.













это колыбельные песни.











Дети отвечают, размышляют, что такое потешка?

Разыгрывают

4 человека разыгрывают потешки, а пятый человек называет свою.









Дети распределяют роли .

На партах дан текст.

1. Ситуация.

1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы



2.Ситуация.

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Дети придумывают жесты.

3.Ситуация.

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба

Ответы детей

Вывод: потешкинужны чтобы развлечь детей.





Развитие и воспитание интереса к устному народному творчеству,

уважение к народной мудрости.















Развитие и воспитание интереса к устному народному творчеству,

уважение к народной мудрости.































Активность, заинтересованность, хорошие знания материала, самостоятельный поиск информации, развитие правильной выразительной речи, Дети умеют слушать друг друга.



































































Идет развитие интереса к устному народному творчеству; к театрализованной деятельности.

Работают с большим желанием и вдохновением.



































































А, что это?

Весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз. - Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки?


Произнесите и с лёта несколько раз повторите:……

– Ну что получилось? Не тут то было! Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговорить. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее. Возьмите дидактический материал, скороговорка №

Вывод: Скороговорка – это шутка, забава, игра

Люди играют в скороговорки. Скороговорки учат нас быстро и четко проговорить слова. Это помогает развивать нашу речь.

Скороговорка – баловство, любимая игра в словотворчество. Вместе с тем это полезные упражнения, тренировка в правильном употреблении слов, в правильном чётком произношении.

Раскрывается следующий лепесток.





Ответы детей?

Это скороговорки.



Дети пытаются сказать скороговорку.





















Дети произносят скороговорку вслух вместе и по - отдельности.

Идет соревнование.









Делают выводы.





Скороговорки – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.





















Их полезно говорить, чтобы речь была чёткая и красивая.





























































Формируются навыки чтения полными словами и навык выразительного чтения .





































































- Кто много читает, тот …..

- Азбука к ……

- Не имей 100 рублей, а …..

Что мы сейчас произнесли?

Дима Приходько нам расскажет стих о пословице, из которого мы узнаем чему нас учат пословицы.

- Так зачем нужны пословицы, в чем же их необходимость?



Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их. От этого речь становится яркой, образной.



- Игра «Собери пословицы»……

Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы.

У вас на столах лежат конверты, работать будем парами, задание такое « Собери пословицу»



Открывается следующий лепесток.



Дополняют

Отвечают



Ученик читает стих о пословице.



Называют пословицы.







-  Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает.



















Работа в парах





Игра «Собери пословицы»







5.

Физкультиминутка





Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

(Хлопаем в ладоши)

А под солнышком нам

Весело живется.

(Гладим по щекам.Улыбаемся)

Да, ребята всем хорошо, когда светит солнышко, давайте для нашего цветочка сделаем солнышко.

(Учитель вешает желтый круг)

Похоже на солнце?





Дети выполняют движения.





























Дети отвечают.













Нет. Не хватает лучиков.











На уроке, мы, ребятки,

Отгадали все…./загадки/

А, что такое загадка?

Загадки были на Руси в глубокой древности. Они воспринимались как игра, как умственное состязание молодёжи. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадки – это история народа.



На столе у учителя лежат загадки, давайте их отгадаем, а как только вы отгадывайте загадку, сразу у солнышка будет появляться лучик























































Открывается лепесток на цветке.



Скажите мне, когда вы начинаете играть на улице, ну например в прятки, какой жанр НТ вы уже умеете использовать?

А, сейчас мы послушаем ваши считалки и выберем лучшую.





Открывается лепесток на цветке.



































Чтение загадок и разгадывание.



1.Солнце греет все теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями. (весна)

2.Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи

Очень даже горячи. (солнышко)

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

И солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (сосулька)

4.На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…….(скворец)

5.Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло –

Одеяло потекло. (снег)







Дети отвечают.













Разыгрывают, свои считалки.

Дети выбирают лучшую считалочку.











- Когда вы были маленькими, мамы или бабушки, укладывая вас спать, рассказывали, читали вам, что?

И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

А, какие бывают сказки?



Открывается середина на цветке.

(Слайд 4 - 12)









Дети отвечают.









































Бывают сказки литературные, волшебные, бытовые, сказки о животных.





Дети отгадывают по слайдам название сказок.



6.





















7.

Рефлексия по уроку.























Подведение итогов.



Узнать отношение детей к проведённому занятию, каков психологический климат в классе, какое настроение у учащихся







Выявить и проанализировать

результаты проделанной работы





На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня на нашем уроке? Народные песни, сказки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.


(Слайд 13)

- Как называются одним словом все эти произведения?

Зачем народ сочинял, придумывал, рассказывал друг другу?

Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.

А, что мы видим вокруг нашего цветка?



-С каким настроением уходите с урока?



Учитель размещает облака, где оценивает работу класса. ( На облаках слова дружно, быстро, творчески, правильно)



Дети читают.



























Устное народное творчество- это фольклор



























Поднимают руки, в зависимости от настроения.













Дети отвечают, поднимая руки по смайлику.



Приобретение коммуникативных навыков. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания , чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.







Дети с желанием преодолевают этапы, двигаясь к намеченной цели. Они активны

Дети участвуют в диалоге, отстаивают свою позицию, дают оценку фактам, событиям, умеют делать выбор при чтении прочитанного, умеют слушать учителя и товарищей, работая коллективно и в паре, знают и выполняют правила учебного труда. Все активны, старательны.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса «Устное народное творчество».

Автор: Тоскина Наталья Ивановна.

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе  «Устное народное творчество. Загадки» УМК «Планета Знаний» "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-1-klassie-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-zaghadki-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "221545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435405149"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Устное народное творчество. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiavo2klassiepotiemieustnoienarodnoietvorchiestvoobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448730029"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе. "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "140303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417935360"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "конспект урока по литературному чтению 5 класс Казахская народная сказка "Алдар-Косе и хвастливый бай""
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-5-klass-kazakhskaia-narodnaia-skazka-aldar-kosie-i-khvastlivyi-bai"
    ["file_id"] => string(6) "278865"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453138839"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: "Загадка" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-na-tiemu-zaghadka"
    ["file_id"] => string(6) "211083"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431536682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства