Литературное чтение, 1 класс,
Учитель начальных классов Буланова Татьяна Егоровна
Раздел «Добукварный период. «Давайте знакомиться».
Урок 2. Книжки — мои друзья
Целевые установки урока
а) Раскрытие содержания понятия «общение с книгой» на основе практической деятельности ученика почтению-рассматриванию книг;
б) расширение круга детского чтения, знание авторови названий их произведений;
в) формирование основ читательской культуры;
г) развитие воображения, связной речи, обогащение словарного запаса ученика.
Ход урока
1. Подведение ученика к теме «Книжки — мои друзья ».
— Отгадай загадку: «Не дерево, а с листочками. Нет языка, а рассказывает». (Книжка.)
— Как ты догадался?(«Листочки» — это книжные листы, «рассказывает» —когда книгу читают.)
2. Наш сегодняшний урок посвящён книге. Прочитай на «доске» тему «Книжки — мои друзья».
3. Формирование представлений о том, что значит общение с книгой.
— Почему книги названы друзьями? Когда люди становятся друзьями? (Когда они знакомятся, начинаютобщаться: играют, рассказывают друг другу что-нибудьинтересное, делают что-то сообща, вместе трудятся.)
— А скнигами разве играют? (Нет, книги читают, и они какбудто что-то рассказывают.)
— Значит, книги становятся друзьями, когда с ниминачинают общаться.
4. Выяснение имеющегося у ребенка опыта общения скнигой.
— Тыможешь сказать о себе: «Книги — мои друзья»?
— Ты общаешься с книгами? Есть ли увас дома книги и какие?
— Назови твои самые любимые книги.
5. Работа на с. 8. Определение учебных задач урока.
— Открой «Азбуку», найди на с. 8, где записана тема урока. Хочешь прочитать её?
— Прочитай значки на полях «Азбуки». Чему мыбудем продолжать учиться?
— Какой значок тебе незнаком?Он означает «Читаем со взрослым». Ты хочешь, чтобы я тебе почитала?
6. Обучение основам чтения-рассматривания книг.
Учитель заранее готовит выставку детских книг, иллюстрации и текстовые отрывки из которых представлены в «Азбуке»:
«Айболит» К. Чуковского, «Мохнатаяазбука» Б. Заходера, сборник потешек, например, «Детямна потеху».
Работа по вопросам «Азбуки» выстраивается в руслеметодики чтения-рассматривания: ученик рассматривает иллюстрации, прочитывает соответствующие текстовые
отрывки к ним, определяет название произведения и автора (если книга знакома), находит соответствующую книгу на выставке и подтверждает правильность своего ответа,
рассматривая обложку, постраничные иллюстрации.
(Если произведение К. Чуковского большинство учащихся знают и без труда находят эту книгу на выставке, тодля выбора книги Б. Заходера требуется помощь учителя).
— Это стихотворение сочинил писатель Борис Заходер. Почему он дал своему герою такое необычное имя?(Непонятно, кто это: забавный человечек или зверюшка.
В русском языке не нашлось для него подходящего слова,поэтому автор и назвал его Ктототам.)
После чтения слов Петрушки учитель даёт ребёнку подсказку, из какой книжки он мог появиться.
— Петрушка любит забавлять, потешать детей.
Читается одна из потешек, например:
Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста.
Сел он задом наперёд и поехал в огород.
7. Самостоятельное чтение-рассматривание книг учеником.
Вся последующая работа проводится уже на материале детских книг. Рассматриваются отдельные страницы,читаются и заучиваются текстовые отрывки. Но перед этим формулируется правило по культуре общения с книгой: обращаться бережно, аккуратно,не мять, не рвать и т. п.
8. Работа на с. 9.
Работа носит аналогичный характер и направлена назакрепление полученных учеником представлений о содержании общения с книгой и одновременно на побуждение
к такому общению.
Акцент при ответе на вопрос: «Как можно подружитьсяс книгой?» делается на том, что её можно брать в руки,рассматривать, пробовать читать вместе со взрослыми или
самим. При ответе на вопрос: «Для чего мы читаем книги?» нужно раскрыть разные аспекты значимости чтения:чтобы узнавать много интересного и полезного, получать
удовольствие от слушания и чтения, находить себе друзей
среди литературных героев.
Чтение-рассматривание книги С. Михалкова «ДядяСтёпа» используется для ответа на вопрос по восприятиюстихотворного отрывка: «За что любили дядю Стёпу милиционера ребята со всех дворов?»
Знакомство с содержанием русской народной сказки«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» может бытьосуществлено через пересказ её основных эпизодов, еслираньше читал эту сказку, и дополнить элементами инсценирования.
9. Подведение итогов. Установка на дальнейшее чтение-рассматривание книг.
— На уроке у нас не так много времени для общенияс книгой. Но это можно сделать в свободное время.
Общаться с книгой лучше всего дома. Постарайся найти время для общения с интересной книгой из вашейдомашней библиотеки. Самую любимую книгу можешь
принести в класс, чтобы мы тоже познакомились с ней.