УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Ш.ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Цели:
- научить воспринимать произведение на слух и воспроизводить в собственной речи;
- развивать умения учащихся понимать настроение и общий логический и интонационный рисунок произведения;
- продолжать работу по формированию литературоведческих понятий, как жанр ,тема, автор, заглавие;
- обогащать словарный запас и продолжить работу по развитию устной речи;
- воспитывать нравственные качества;
- совершенствовать психологический климат для укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
- Дидактическая цель: введение младших школьников в мир литературы как искусства слова, обогащение их опыта, содействие становлению эстетического вкуса, формирование специальных читательских умений: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.
Оборудование: портрет Ш.Перро, выставка книг со сказкой Ш.Перро “Красная Шапочка” в разных изданиях, сказочные герои: Золушка, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик, Красная Шапочка, картинки героев сказки: Красная Шапочка, бабушка, волк, дровосеки, обложка книжки- самоделки.
Ход урока.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а урок слушания, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
-Как ваше настроение в начале урока, улыбнитесь друг другу
-Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
-Кто с учёбой дружен,
Нам сегодня нужен?
- С чтением кто дружен,
Нам сегодня нужен?
-Таким ребятам хвала и честь,
-Такие ребята в классе есть?
II. Актуализация знаний.
Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме,
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
видели воочию,
Где огонь в камине
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро
Сегодня наш урок посвящен замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро.
II. Биография Шарля Перро.
Давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…
Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.
Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника.
Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.
Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, станем знатоками его сказок.
III. Творчество Шарля Перро.
Кто из вас знает, какие сказки написал Шарль Перро:
1. Волшебница (Подарки феи).
2. Золушка.
3. Кот в сапогах.
4. Красная шапочка.
5. Мальчик-с-пальчик.
6. Ослиная шкура.
7. Пряничный домик.
8. Синяя борода.
9. Спящая красавица.
10. Хохлик (Рике с хохолком).
Эти сказки написал известный французский писатель Шарль Перро. По сказкам Ш.Перро написаны пьесы, созданы спектакли, которые идут в театрах многих стран мира.
IV. Путешествие по сказкам.
Игра “Узнай героя”
(Учитель показывает карточки героев сказки “Красная Шапочка” )
- Назовите героев. В какой сказке они встречаются?
(Дети называют героя, название сказки)
- Кто автор этих замечательных сказок? (ответы детей)
Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить
Игра “Узнай героя”
- Назовите героев. В какой сказке они встречаются?
(Дети называют героя, название сказки)
- Кто автор этих замечательных сказок? (ответы детей)
- Хотели бы вы послушать эти сказки на уроке?
III. Выход на тему.
IV. Определение темы и целей урока.
Бабушка девочку
Очень любила,
Шапочку красную
Ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
Тёмным лесом шла девчушка
К доброй бабушке – старушке
Башмачки, жилетка, шапка,
А в руках цветов охапка
И корзинка с угощеньем
С пирогами и вареньем. (Красная шапочка)
-Ребята, как вы думаете, какова тема урока? – Сказка Ш.Перро
«Красная шапочка»
А какие задачи мы должны поставить перед собой на уроке? –
1.Узнать о биографии и творчестве Шарля Перро,
2. научиться слушать сказки, развивать свою устную речь и обогащать словарный запас;
3.ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ КНИГ,. воспитывать нравственные качества
4.оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач;
Работа по теме.- Приготовьтесь слушать.
1.Чтение учителем произведения.(АУДИОСКАЗКА)
2.Эмоционально - оценочная беседа.
- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку?
- Докажите, что прослушанное произведение сказка?
-Эта сказка народная или авторская?
Объясните (авторская, литературная, ее придумал писатель, сказочник) - Почему сказка называется “Красная Шапочка?” Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)
Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)
Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)
Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)
Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)
Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)
Физкультминутка
Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”.
4.Словарная работа.
- Вспомните и назовите слова, которые вам особенно запомнились, непонятны для вас.
На доске запись:
деревня
дровосеки
мельница
башмачки
Красная Шапочка
бабушка
волк
Некоторые слова ВАМ непонятны, как вы объясните ИХ?
(учитель предлагает слова для объяснения: дровосеки, мельница, башмачки.)
- А как понимаете выражения, которые встретились в сказке: “Мать любила Красную Шапочку без памяти…”, “Волк побежал, что было духу по самой короткой дороге…”
Моделирование обложки книги.
- У вас на столах лежат листики. Мы на них сейчас будем делать модель обложки к прослушанному произведению. Посмотрите внимательно на доску. Все ли правильно изображено?(на доске модель с ошибкой)
- С чем не согласны? (- Мы прослушали не стихотворение, а сказку, поэтому должен быть на обложке не треугольник, а круг)
- О чем рассказывает обложка? (- Мы познакомились со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»)
Изготовление книжки- самоделки(Учитель собирает листочки, где дети изобразили модель обложки, вкладывает их в обложку, которую изготовил сам и вместе с детьми оформляет книжку - самоделку).
5. Работа с произведением (обсуждение содержания, параллельное пересказывание с опорой на иллюстрации в учебнике, по составленному план - схеме, характеристика героев).
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на страницах 48-50.
Вспомните, с чего все началось
- Что произошло потом?
- Как заканчивается сказка?
- Охарактеризуем героев сказки.
- Какой представляете Красную Шапочку?
- Каким показался Волк?
- Какие дровосеки, бабушка?
(ответы детей)
Дополнение учителя: вывешиваются плакатики - опоры и идет лексическое объяснение некоторых слов.
3. Характеристика поступков героев
-В любой сказке есть сказочные герои, давайте назовем:
-Какие из них положительные, а кто отрицательные?
_Выберете из данных слов, слова для характеристики Красной Шапочки
(1. Доверчивая. 2. Легкомысленная. 3. Умная. 4. Несмышленая. 5. Глупая.
6. Бесстрашная. 7. Беззаботная.)
-Давайте самостоятельно попробуем дать характеристику другим героям сказки.
6. Упражнение в чтении.
- Вспомните разговор Волка и Красной Шапочки в конце сказки. Каким тоном вы бы прочитали вопросы Красной Шапочки?
- А ответы Волка?
- Предлагаю задания на выбор.
1) Прочитать отрывок на стр.50 , постараться передать характер Красной Шапочки и Волка.
2) Прочитать слова и предложения из сказки на странице 51.
3) Кто только учится читать, предлагаю собрать слоги.Проверка чтения.
-РАБОТА В ТПО.Иллюстрирование сказки V. Работа с книжной выставкой.
Рубрика «Книжная полка» стр.52 учебника - Рассматривание обложек представленных книг. Стимулирование читательской деятельности учащихся.
- Рассмотрите книги. КНИГИ КАКОГО АВТОРА ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ?
(ответы детей, в которых они должны назвать жанр, автора).
- На выставке книги, в которых помещена сказка Ш. Перро “Красная Шапочка”, у кого возникнет желание перелистать и прочитать сказку, вы можете взять книги в библиотеке, спросить у друзей.
VI. Итог урока.
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Кому понравился урок и что в нем было интересного?- Над каким произведением мы сегодня работали?- Кто автор этого произведения?- Чему учит нас эта сказка?- Ребята, какой совет вы бы дали Красной Шапочке?- Я вам желаю, чтобы вы были добрыми и заботливыми, как …Красная Шапочка, отзывчивыми и смелыми, как…дровосеки.
КАКОЕ У ВАС НАСТОЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА?ВЫПОЛНИЛИ ЛИ МЫ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СТАВИЛИ ПЕРЕД СОБОЙ В НАЧАЛЕ УРОКА?
КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ?