ТЕМА: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
ЦЕЛЬ: создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [б], [б’] и буквами «Б, б».
Задачи:
Предметные:
- способствовать развитию фонематического слуха; умению находить и выделять эти звуки в словах, давать им характеристику;
- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Коммуникативные:воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе.
Обучение УУД: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с учебником, добывать подтекстовую информацию; объяснять значение слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику, мультимедийный экран, компьютер, карточки с буквой «Б», счётные палочки, конверты со схемами, «квадратик настроения».
Ход урока:
1. Организационный момент:
Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подровнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок.
2. Разминка. Повторение пройденного:
(Класс разделён на три группы по уровню усвоения знаний. У учеников 1-й группы на столах зелёные кружки, у 2-й группы – синие, у 3-й группы - жёлтые)
- Те, у кого лежат зелёные кружки, возьмите карточки (Приложение 1). На них зашифрованы слова, расшифруйте их по слоговой таблице (Приложение 2) и напечатайте. Те, у кого синие кружки, прочитайте слова на карточках (в парах) (Приложение 3), те, у кого жёлтые кружки работают со мной (чтение слогов по слоговой таблице, хоровое чтение, слов, составленных учителем по слоговой таблице).
-Какие слова расшифровала первая группа? (роза, роса, зима, Сима, коса, коза, сосна, заноза)
- Какие слова может добавить вторая группа? (лез, лес). Объясните их значение
- Разбейте эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?
- Какие звуки обозначают буквы З и С? Как называются эти буквы? Почему их называют Парными согласными?
3. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новыми звуками и буквой. Какие цели мы перед собой поставим? Попробуйте их сформулировать (На доске запись: познакомиться…., узнать….., научиться….)
- Верно, нам нужно познакомиться с новыми звуками, узнать, какой буквой они обозначаются и научиться читать слоги и слова с этой буквой.
4. Знакомство со звуками.
- А для знакомства с новыми звуками приглашаю вас на прогулку в парк. Что такое парк? А где можно найти значение слова? Откройте словарики в том месте, где у вас сделана закладка, найдите и прочитайте значение этого слова.
-Итак, начинаем нашу прогулку. Как нужно вести себя во время прогулки? Тогда в путь! (Слайд 1).
-Посмотрите, в каком замечательном парке мы оказались, какие красивые деревья вокруг! Угадайте, о каком дереве идёт речь:
Она весну встречает,
Серёжки надевает,
А платьице в полоску.
Ты узнаёшь…. (берёзку) (Слайд 2)
-Найдите на доске схему к этому слову. Назовите первый звук, дайте его характеристику: согласный или гласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
-Отгадайте ещё одну загадку:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (Слайд 3)
- Найдите на доске схему к этому слову. Назовите последний звук. Дайте его характеристику.
-Какие же новые звуки мы «нашли» в парке? Что о них узнали?
- Кроме деревьев в парке можно увидеть разных животных. В этом парке живут только те, в названии которых есть новые звуки. Рассмотрите иллюстрации животных, определите, кто из них «живёт» в парке. Выделите новые звуки, дайте их характеристику (Слайд 4)
- Кто же из животных не может жить в этом парке? Проверим. (Слайд 5)
Физминутка:
-К нам пришли наши старые друзья: гномики Томик и Тёмик. (Слайд 6)
Первый ряд – друзья Томика, второй ряд – друзья Тёмика. Я называю слово, если в нём твёрдый звук Б, приседают друзья Томика, если мягкий – друзья Тёмика. (Белка, булка, кобра, зебра, обезьяна, банан, воробьи, победа)
-А сейчас перед нами река. (Слайд 7) Предлагаю искупаться:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас,
Одной – другой – это кроль,
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
5. Знакомство с буквой
- Какие же новые звуки мы узнали? Какой буквой они обозначаются? Найдите её в алфавите. После какой буквы она стоит? На что похожа буква Б? (Слайд 8). Напечатаем её. Найдите на странице 97 в «Азбуке».
-Буква Б решила поиграть в прятки. Посчитайте, сколько раз она встречается в тексте на странице 97.
6. Чтение слогов и слов
-Наша прогулка продолжается. Посмотрите, белочка собирает грибы на зиму. (На доске иллюстрация белки, две корзины: с зелёным и синим квадратиком, грибы, на которых написаны слоги). Давайте поможем ей. Прочитаем слоги на грибах (хором, цепочкой). Как вы думаете, почему у белочки две корзинки: с зелёным и синим квадратиком? Помогите ей разложить грибы в нужные корзины: с мягким звуком в корзину с зелёным квадратиком, с твёрдым звуком – с синим.
-Наша прогулка подходит к концу. Куда мы ходили? Что видели? С кем встречались? Давайте об этом попробуем прочитать. Те, у кого зелёные кружки, читают текст, придумывают название и вопросы. Те, у кого синие кружки, читают текст, придумывают название. У кого жёлтые кружки читают столбики слов (коллективно).
-Читаем текст (2-я группа по предложениям, 3-я группа следит и проговаривает шёпотом, 1-я группа задаёт вопросы).
-Какое название придумали? Почему?
7. Итог
-Какие цели мы ставили на уроке? Достигли ли мы их? С какими звуками познакомились? Расскажите о них. Какой буквой они обозначаются? Давайте поселим её в наш город Букв. (помещается буква на планшет г. Букв). В каком районе она «живёт»? (районе согласных)
-На какой улице? (улице звонких). Где расположен её домик? (над буквой П) А вот почему, узнаете на следующем уроке.
- Понравилась ли вам наша «прогулка»? Что особенно запомнилось? Было ли трудно, если да, то что? Оцените свои успехи на уроке с помощью солнышка (на партах рисунки солнышко улыбается, серьёзно, плачет). Объясните свой выбор.
-Вы были очень активны и внимательны. Спасибо за урок.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по теме Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.»
ТЕМА: Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
ЦЕЛЬ: создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [б], [б’] и буквами «Б, б».
Задачи:
Предметные:
- способствовать развитию фонематического слуха; умению находить и выделять эти звуки в словах, давать им характеристику;
- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Коммуникативные:воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе.
Обучение УУД: владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с учебником, добывать подтекстовую информацию; объяснять значение слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику, мультимедийный экран, компьютер, карточки с буквой «Б», счётные палочки, конверты со схемами, «квадратик настроения».
Ход урока:
1. Организационный момент:
Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подровнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок.
2. Разминка. Повторение пройденного:
(Класс разделён на три группы по уровню усвоения знаний. У учеников 1-й группы на столах зелёные кружки, у 2-й группы – синие, у 3-й группы - жёлтые)
- Те, у кого лежат зелёные кружки, возьмите карточки (Приложение 1). На них зашифрованы слова, расшифруйте их по слоговой таблице (Приложение 2) и напечатайте. Те, у кого синие кружки, прочитайте слова на карточках (в парах) (Приложение 3), те, у кого жёлтые кружки работают со мной (чтение слогов по слоговой таблице, хоровое чтение, слов, составленных учителем по слоговой таблице).
-Какие слова расшифровала первая группа? (роза, роса, зима, Сима, коса, коза, сосна, заноза)
- Какие слова может добавить вторая группа? (лез, лес). Объясните их значение
- Разбейте эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?
- Какие звуки обозначают буквы З и С? Как называются эти буквы? Почему их называют Парными согласными?
3. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новыми звуками и буквой. Какие цели мы перед собой поставим? Попробуйте их сформулировать (На доске запись: познакомиться…., узнать….., научиться….)
- Верно, нам нужно познакомиться с новыми звуками, узнать, какой буквой они обозначаются и научиться читать слоги и слова с этой буквой.
4. Знакомство со звуками.
- А для знакомства с новыми звуками приглашаю вас на прогулку в парк. Что такое парк? А где можно найти значение слова? Откройте словарики в том месте, где у вас сделана закладка, найдите и прочитайте значение этого слова.
-Итак, начинаем нашу прогулку. Как нужно вести себя во время прогулки? Тогда в путь! (Слайд 1).
-Посмотрите, в каком замечательном парке мы оказались, какие красивые деревья вокруг! Угадайте, о каком дереве идёт речь:
Она весну встречает,
Серёжки надевает,
А платьице в полоску.
Ты узнаёшь…. (берёзку) (Слайд 2)
-Найдите на доске схему к этому слову. Назовите первый звук, дайте его характеристику: согласный или гласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
-Отгадайте ещё одну загадку:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб) (Слайд 3)
- Найдите на доске схему к этому слову. Назовите последний звук. Дайте его характеристику.
-Какие же новые звуки мы «нашли» в парке? Что о них узнали?
- Кроме деревьев в парке можно увидеть разных животных. В этом парке живут только те, в названии которых есть новые звуки. Рассмотрите иллюстрации животных, определите, кто из них «живёт» в парке. Выделите новые звуки, дайте их характеристику (Слайд 4)
- Кто же из животных не может жить в этом парке? Проверим. (Слайд 5)
Физминутка:
-К нам пришли наши старые друзья: гномики Томик и Тёмик. (Слайд 6)
Первый ряд – друзья Томика, второй ряд – друзья Тёмика. Я называю слово, если в нём твёрдый звук Б, приседают друзья Томика, если мягкий – друзья Тёмика. (Белка, булка, кобра, зебра, обезьяна, банан, воробьи, победа)
-А сейчас перед нами река. (Слайд 7) Предлагаю искупаться:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас,
Одной – другой – это кроль,
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
5. Знакомство с буквой
- Какие же новые звуки мы узнали? Какой буквой они обозначаются? Найдите её в алфавите. После какой буквы она стоит? На что похожа буква Б? (Слайд 8). Напечатаем её. Найдите на странице 97 в «Азбуке».
-Буква Б решила поиграть в прятки. Посчитайте, сколько раз она встречается в тексте на странице 97.
6. Чтение слогов и слов
-Наша прогулка продолжается. Посмотрите, белочка собирает грибы на зиму. (На доске иллюстрация белки, две корзины: с зелёным и синим квадратиком, грибы, на которых написаны слоги). Давайте поможем ей. Прочитаем слоги на грибах (хором, цепочкой). Как вы думаете, почему у белочки две корзинки: с зелёным и синим квадратиком? Помогите ей разложить грибы в нужные корзины: с мягким звуком в корзину с зелёным квадратиком, с твёрдым звуком – с синим.
-Наша прогулка подходит к концу. Куда мы ходили? Что видели? С кем встречались? Давайте об этом попробуем прочитать. Те, у кого зелёные кружки, читают текст, придумывают название и вопросы. Те, у кого синие кружки, читают текст, придумывают название. У кого жёлтые кружки читают столбики слов (коллективно).
-Читаем текст (2-я группа по предложениям, 3-я группа следит и проговаривает шёпотом, 1-я группа задаёт вопросы).
-Какое название придумали? Почему?
7. Итог
-Какие цели мы ставили на уроке? Достигли ли мы их? С какими звуками познакомились? Расскажите о них. Какой буквой они обозначаются? Давайте поселим её в наш город Букв. (помещается буква на планшет г. Букв). В каком районе она «живёт»? (районе согласных)
-На какой улице? (улице звонких). Где расположен её домик? (над буквой П) А вот почему, узнаете на следующем уроке.
- Понравилась ли вам наша «прогулка»? Что особенно запомнилось? Было ли трудно, если да, то что? Оцените свои успехи на уроке с помощью солнышка (на партах рисунки солнышко улыбается, серьёзно, плачет). Объясните свой выбор.
-Вы были очень активны и внимательны. Спасибо за урок.
Приложение 1.
Расшифруй слова с помощью слоговой таблицы:
180 | 101 |
180 | 41 |
105 | 145 |
45 | 145 |
32 | 41 |
32 | 101 |
42 | 40 | 11 |
101 | 12 | 101 |
Приложение 2.
Слоговая таблица
Приложение 3.
Прочитайте слова, работая в паре, разбейте их на две группы:
РОЗА КОЗА
РОСА СОСНА
ЗИМА ЗАНОЗА
СИМА ЛЕЗ
КОСА ЛЕС