План-конспект урока литературного чтения на тему
"Звуки [б], [б']. Буквы Б,б ". 1-й класс
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с парными ( по твердости-мягкости) согласными звуками[б], [б'] и буквами Б.б обозначающими эти звуки на письме.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: читать слова; восстанавливать слова и придумывать с ними предложения( с опорой на иллюстрации в букваре), составлять слово из первых букв названий предметов.
Личностные: выстраивают добрые отношения в учебном коллективе во время учебной деятельности
Универсальные учебные действия ( метапредметные):
Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Познавательные: общеучебные- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические-осуществляют анализ пословицы, дают характеристику звуку.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме ( на уровне предложения или небольшого текста)
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
2
3
4
5
6
Организационный момент
Постановка учебной задачи
Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью учебника.
Работа в тетради по чтению
Работа с вариативной частью учебника
Итог урока. Рефлексия.
Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе
-Прозвенел уже звонок, Начинается урок. В путешествие пойдем, В страну сказок попадем Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте, Сказку в душу пропускайте.
Просмотр фрагмента мультфильма « Азбука-малышка. Уроки тетушки совы » про букву Б; путешествие по «маршрутному листу» (с.22-23)
- Какие слова на букву Б вы запомнили?
-Послушайте текст и отгадайте, кто придет к нам сегодня на урок.
Чтение отрывка из сказки А.Толстого «.Золотой ключик, или Приключения Буратино»
«Давным- давно в городке на берегу моря жил старый столяр Джузеппе по прозванию Сизый нос. Однажды ему попалось под руку полено для топки очага в зимнее время.
- Неплохая вещь,- сказалсам себе Джузеппе,-можно смастерить из него что-нибудь вроде ножки для стола.Джузеппе надел очки, повертел в руке поленои начал его тесать топором. Но только он начал тесать, чей-то очень тоненький голосок пропищал:
-Ой-ой-ой! Потише, пожалуйста!
Джузеппе сдвинул очки на кончик носа, стал оглядывать мастерскую- никого…
-Неужели мне почудилось?- подумал Джузеппе, - Кто бы это мог пищать?.»
-Знаете ли вы ответ на этот вопрос?
-С какого звука начинается имя героя сказки?
-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
-Сегодня на уроке мы будем говорить о звуках [б], [б'] и букве, которая их обозначает, читать слова и предложения
Работа с иллюстрацией к сказке:
-Главного героя зовут Буратино. Его имя начинается со звука[б],
-Какая буква : большая или маленькая –нужна Буратино?
-У каких героев этой сказки имена начинаются с этого звука?
-Есть ли у звука [б] парный мягкий звук? Докажите.
Знакомство с графическим образом буквы Б
-Обратите внимание на особенности графики печатных и письменных букв Б,б.
-Буквой Б обозначаются твердый и мягкий согласные звуки [б], [б'].
-Посмотрите на эти буквы. А на что похожа буква?
-Буква Б напоминает перевернутый ключик.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Ба-ба-ба,
На избе была труба.
Бу-бу-бу,
Побелили мы трубу.
Бе-бе-бе,
Белый лебедь на трубе.
Бы-бы-бы,
Голубь улетел с трубы.
-Назовите слова, где буква Б в начале слова, в середине, в конце слова.
-Осталось заселить букву в ленту букв. Какой домик выберем для неё?
-Почему? Давайте еще раз произнесем эти звуки.
- Мы совсем забыли про нашего гостя. Он пришел не с пустыми руками-у него письмо. Что же в нем написано? ( Выполните, пожалуйста, физминутку про меня)
Физминутка
Регулятивные УУД: осуществляется пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два –нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Чтение слов в столбиках.
-Б- название буквы в алфавите.
- Чем различаются на письме слова второго столбика?
-Назовите в словах второго столбика общие буквы.
-Назовите общий звук.
-Наблюдаем в третьем столбике за изменением слов
- Продолжите ряд…
-Придумайте предложения с этими словами.
-А близки ли по смыслу слова последнего столбика?
Словарная работа
-Бар-отделение в стенке или шкафу, а также небольшое кафе.
-Баран- дикое или домашнее животное.
-Барабан- ударный инструмент.
Работа с текстом
- Можно ли считать текст скороговоркой? Докажите.
-Последнее предложение можно озвучить, не используя речь. Для этого необходимо вместо слов ритмично простучать по парте: один удар-два удара, один -два, один-два.
Выполните задания на стр.24.
1.-Найдите и обведите маленькую печатную букву б.
-Какие еще буквы встретились в этой записи?
2.-Назовите слова, записанные схемами.
-Удалите указанные звуки и запишите полученные слова.
Физминутка
Словообразование с использованием рисунков
- Рассмотрите рисунки. Расшифруйте слова. Придумайте предложения с этими словами.
-Забил…
-Прибил…
-Разбил…
Интеллектуальный марафон
-Назовите первые буквы в словах, обозначающих нарисованные предметы. Составьте из этих букв имя сказочного героя.
Работа с пословицей
-На какую букву начинается пословица?
-Сколько таких букв в пословице?
-Как вы понимаете смысл пословицы?
- Молодцы! Хорошо поработали на уроке!
- Что нового узнали?
-Какие звуки обозначает буква Б ?
- Чем запомнился урок?
- Что вызвало затруднения?
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность рабочего места
Посматривают видеофрагмент и определяют тему урока, отвечают на вопросы, формулируют цели урока.
Испытывают затруднения
Отвечают на вопросы, вспоминают правила написания большой буквы в именах. Высказывают свои предположения, заселяют букву в ленту букв, наблюдают за изменением слов, придумывают предложения.
Простукивают ритм.
Выполняют задания, записывают получившиеся слова.
Составляют предложения.
Называют буквы и составляют имя Буратино.
Высказывают свое мнение.
Ответы детей.