Карточки со словами: пенал, альбом, портфель, пруд, собака, ручка.
Карточки с фамилиями
Учебник (словарь)
Презентация
Солнышко
Ход урока.
Самоопределение к учебной деятельности.
создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;
определить содержательные рамки урока.
Каллиграфическая минутка.
ал фа вит
Повышение мотивации к обучению.
Готовясь к празднику Букваря, мы с вами строили город. Как он называется? (Алфавитинск).
Приглашаем гостей на экскурсию по городу. У нас есть свои экскурсоводы.
Ученики:
Слайд 3.
В словаре Ожегова сказано: «Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью».
«Экскурс – изучение, освещение специального вопроса, связанного с общей темой»
Создавая наш город, мы совершили экскурс в историю создания русской Азбуки. Приглашаем всех вас в путешествие по реке Истории, на которой стоит наш город Алфавитинск.
Слайд 4.
Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы. А учёные Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян. Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу. Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей
Слайд 5.
Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.
Слайд 6.
На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. В старину книги писались от руки. На одну книгу уходило 5 – 7 лет. Позже появилось книгопечатание.
Слайд 7.
Самый первый букварь был напечатан около 400 лет назад (во Львове, в 1574 г.) Иваном Фёдоровым (основателем книгопечатания на Руси). Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета Америки. А попал он туда из собрания книг Сергея Павловича Дягилева, русского театрального и художественного деятеля.
Слайд 8.
Проходят годы – букварь постоянно видоизменяется. Появляются новые буквари. Но Букварь всегда останется первой ступенькой в огромный мир знаний.
Слайд 9.
Река Истории разделяет наш город на два района: район гласных и район согласных. Район гласных состоит из двух улиц – улица Твёрдых команд и улица Мягких команд.
Район согласных начинается с площади Парных звуков. От площади идут две улицы: улица Сонорных звуков и улица самых Глухих звуков с двумя переулками: всегда Твердых и всегда Мягких звуков. Есть и тупик беззвучных букв.
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Алина провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит». Слайд 10.
Алина: Слово «алфавит» - греческое, образовалось оно от названий первых греческих букв: альфа и вита. По-другому можно сказать «азбука». Раньше в русском языке букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Это слова – синонимы, слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
На одном из прошлых уроков мы с вами считали буквы в русском алфавите. Вспомните, сколько там букв?
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.
Карточки со словами: пенал, альбом, портфель, пруд,
собака, ручка.
Карточки с фамилиями
Учебник (словарь)
Презентация
Солнышко
Ход урока.
Самоопределение к учебной деятельности.
Задачи:
создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;
определить содержательные рамки урока.
Слайд 1.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книга, ручка и тетрадки,
И линейку не забудь:
Отправляемся мы в путь!
Гулять сегодня некогда:
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам
И вас мы удивим!
Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение хорошее, то нарисуйте солнышко, а если грустное – тучку. У меня хорошее настроение, поэтому я закрепляю на доске солнышко. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.
Слайд 2.
Каллиграфическая минутка.
ал фа вит
Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.
Попробуйте определить тему урока. Кто догадался? (Алфавит).
Что же такое алфавит? (Алфавит – это последовательность букв русского языка)
Что бы вы хотели узнать об алфавите?
(для чего нужен алфавит? Где применяют алфавит?
Как образовалось слово «алфавит»? Как появился славянский алфавит?)
Повышение мотивации к обучению.
Готовясь к празднику Букваря, мы с вами строили город. Как он называется? (Алфавитинск).
Приглашаем гостей на экскурсию по городу. У нас есть свои экскурсоводы.
Ученики:
Слайд 3.
В словаре Ожегова сказано: «Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью».
«Экскурс – изучение, освещение специального вопроса, связанного с общей темой»
Создавая наш город, мы совершили экскурс в историю создания русской Азбуки. Приглашаем всех вас в путешествие по реке Истории, на которой стоит наш город Алфавитинск.
Слайд 4.
Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы. А учёные Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян. Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу. Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.
Слайд 5.
Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.
Слайд 6.
На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. В старину книги писались от руки. На одну книгу уходило 5 – 7 лет. Позже появилось книгопечатание.
Слайд 7.
Самый первый букварь был напечатан около 400 лет назад (во Львове, в 1574 г.) Иваном Фёдоровым (основателем книгопечатания на Руси).Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета Америки. А попал он туда из собрания книг Сергея Павловича Дягилева, русского театрального и художественного деятеля.
Слайд 8.
Проходят годы – букварь постоянно видоизменяется.Появляются новые буквари. Но Букварь всегда останется первой ступенькой в огромный мир знаний.
Слайд 9.
Река Истории разделяет наш город на два района: район гласных и район согласных. Район гласных состоит из двух улиц – улица Твёрдых команд и улица Мягких команд.
Район согласных начинается с площади Парных звуков. От площади идут две улицы: улица Сонорных звуков и улица самых Глухих звуков с двумя переулками: всегда Твердых и всегда Мягких звуков. Есть и тупик беззвучных букв.
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Алина провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит». Слайд 10.
Алина: Слово «алфавит» - греческое, образовалось оно от названий первых греческих букв: альфа и вита. По-другому можно сказать «азбука». Раньше в русском языке букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Это слова – синонимы, слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
На одном из прошлых уроков мы с вами считали буквы в русском алфавите. Вспомните, сколько там букв?
А что вы можете сказать о количестве согласных букв и звуков?
(букв -21, звуков – 36)
На некоторые вопросы мы уже ответили. Пошли дальше.
- Кто может рассказать весь алфавит?
Кто попробует с буквы К?
кто с буквы Ц? молодцы!
А сейчас давайте поиграем. “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.
Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б». Вторая за – буквой “Н”. Третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”. Вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”. Вторая – за буквой “Д”. Третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.
Слайд 12.
Волк, коса, щель, зубр.
На какие группы можно разделить слова?
Одушевлённые и неодушевлённые;
мужского рода и женского рода;
1 слог и 2 слога; ударение.
Что общего у этих слов?
Они единственного числа,
нарицательные,
обозначают предмет.
В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? Вол, оса, ель, зуб.
Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.
Вол, ель, зуб, оса.
Фонетический разбор слова.
Назовите слово, в котором есть необычные буквы. В чем их особенность? Давайте выполним звуко-буквенный разбор слова ЕЛЬ.
Продолжение ряда слов.
Давайте еще раз посмотрим на этот ряд слов. Давайте вместе составим задание, которое позволит нам продолжить этот ряд.
Записать слово, которое состоит из трёх слогов.
Слайд 13. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд 14.
А зачем человеку нужен алфавит?
Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу,
в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного.
Значит, вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.
Работа в парах.
Прочитайте слова (на доске, на карточках).
пенал, альбом, портфель, пруд, собака, ручка.
Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?
Какое слово лишнее? Почему?
(собака – три слога, одушевленное; пруд – один слог)
Какие орфограммы есть в этих словах? Как проверить?
(Ручка – чк-чн; пруд – парная согласная)
Если мы не знаем как пишется слово, что будем делать?
Какие бывают словари?
Как в словарях расположены слова?
Расположите слова по алфавиту.
(Задание вызывает затруднение – проблемная ситуация)
Выявление причины затруднения,
поиск выхода из затруднения.
Задачи:
выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);
открыть новый способ действия;
зафиксировать новый способ действий во внешней речи.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?
Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.
Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?
Расположить слова по алфавиту.
Какие знания вы применили?
По первой букве определили место слова.
Какое слово записали первым, вторым, третьим?
Задание было одно?
А как вы его выполнили?
По-разному.
(Осознание проблемы)
Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?
Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой.
Побуждающий к гипотезам диалог.
Ваши предположения? Гипотезы?
Я думаю, что надо записать пенал, оно короче, чем слово портфель.
А может быть, портфель; ведь в портфеле же носят и пенал, и альбом, и карандаш.
Причем тут то, что носят. Нам же надо просто по алфавиту расставить.
Наверное, надо по ударению их расставить.
А у этих слов ударение на втором слоге.
А может быть нам поможет словарь? На зеленых листочках у вас распечатана страничка из орфографического словаря. Найдите слова на букву О. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке?
Посмотрим на слова на букву Б. Почему там именно такой порядок слов?
Буква а первая в алфавите. Нужно слова расположить по второй, (третьей, четвертой) букве!
Итак, к какому выводу мы пришли?
Если в словах первая буква одинаковая, то слова надо располагать по второй (третьей, четвертой) букве.
Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова? Расположить слова на доске. Запишите.
Слайд 15. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Обобщение затруднений во внешней речи.
Включение в систему знаний.
Задачи:
воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение;
проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях;
систематизировать знания об алфавите.
Слайд 16.
Обобщение.
Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.
Расположение слов по алфавиту.
Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете? Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве.
Включение в систему знаний.
Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации?
У меня такая ситуация возникла когда я заполняла наш классный журнал. У нас в классе пять учеников, фамилии которых начинаются на букву С., помогите мне расположить их в алфавитном порядке.
Вызвать детей к доске, раставить их по алфавиту фамилий.