kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка для 1 классе по теме "Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

Задачи.

  • Открыть новый способ алфавитного расположения слов;
  • способствовать прочному запоминанию алфавита,
  • Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
  • Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.
  • Формированию орфографической зоркости первоклассников,
  • Становлению самоконтроля.

Проблемный вопрос урока:

Зачем нужен алфавит?

Оборудование:

  • Карточки со словами: пенал, альбом, портфель, пруд,   собака, ручка.
  • Карточки с фамилиями
  • Учебник (словарь)
  • Презентация
  • Солнышко

Ход урока.

 

  1. Самоопределение к учебной деятельности. 
  • создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;
  • определить содержательные рамки урока.
  • Каллиграфическая минутка.

ал     фа    вит 

 

  • Повышение мотивации к обучению.
  • Готовясь к празднику Букваря, мы с вами строили город. Как он называется? (Алфавитинск).

Приглашаем гостей на экскурсию по городу. У нас есть свои экскурсоводы.

Ученики:

  1. Слайд 3.

      В словаре Ожегова сказано: «Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью». 

«Экскурс – изучение, освещение специального вопроса, связанного с общей темой»

Создавая наш город, мы совершили экскурс в историю создания русской Азбуки. Приглашаем всех вас в путешествие по реке Истории, на которой стоит наш город Алфавитинск.

  1.    Слайд 4.

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.  А учёные Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян. Они составили две азбуки:      Кириллицу и Глаголицу. Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей

  1.     Слайд 5.

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.

  1.  Слайд 6.

 На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. В старину книги писались от руки. На одну книгу уходило 5 – 7 лет. Позже появилось книгопечатание.

  1.      Слайд 7.

 Самый первый букварь был напечатан около 400 лет назад (во Львове, в 1574 г.) Иваном Фёдоровым (основателем книгопечатания на Руси). Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета Америки. А попал он туда из собрания книг Сергея Павловича Дягилева, русского театрального и художественного деятеля.

  1.    Слайд 8.

 Проходят годы – букварь постоянно видоизменяется. Появляются новые буквари.  Но Букварь всегда останется первой ступенькой в огромный мир знаний.

  1.    Слайд 9.

Река Истории разделяет наш город на два района: район гласных и район согласных. Район гласных состоит из двух улиц – улица Твёрдых команд и улица Мягких команд.

Район согласных начинается с площади Парных звуков. От площади идут две улицы: улица Сонорных звуков и улица самых Глухих звуков с двумя переулками: всегда Твердых и всегда Мягких звуков. Есть и тупик беззвучных букв.

                            Буквы строго встали в ряд,

                    Будто на линейке.

                    Каждый знает своё место

                    И уйти не смеет.

 

  • Алина провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит».   Слайд 10.

Алина: Слово «алфавит» - греческое, образовалось оно от названий первых греческих букв: альфа и вита. По-другому можно сказать «азбука».  Раньше в русском языке букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Это слова – синонимы, слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

  • На одном из прошлых уроков мы с вами считали буквы в русском алфавите. Вспомните, сколько там букв?
  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности.
  • способствовать прочному запоминанию алфавита;
  • актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
  • организовать затруднение в деятельности.

Слайд 13.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • Работа в парах.

 (Задание вызывает затруднение – проблемная ситуация)

  1. Выявление причины затруднения,

поиск выхода из затруднения.

  • выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);
  • открыть новый способ действия;
  • зафиксировать новый способ действий во внешней речи.
  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог

(Осознание проблемы)

  • Побуждающий к гипотезам диалог.

Слайд 15. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Обобщение затруднений во внешней речи.

Включение в систему знаний.

Задачи:

  • воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение;
  • проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях;
  •  систематизировать знания об алфавите.

Слайд 16.

  • Обобщение.

V. Рефлексия деятельности.

Задачи:

  • зафиксировать в речи открытый способ действий;
  • оценить собственную деятельность на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 1 классе по теме "Алфавит" »

Тема: Алфавит.



Цель: Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).



Задачи.

  • Открыть новый способ алфавитного расположения слов;

  • способствовать прочному запоминанию алфавита,

  • Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

  • Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

  • Формированию орфографической зоркости первоклассников,

  • Становлению самоконтроля.


Проблемный вопрос урока:


Зачем нужен алфавит?



Оборудование:

  • Карточки со словами: пенал, альбом, портфель, пруд,

собака, ручка.

  • Карточки с фамилиями

  • Учебник (словарь)

  • Презентация

  • Солнышко











Ход урока.


  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Задачи:

  • создать мотивацию к учебной деятельности путем обращения к внутреннему состоянию каждого ребенка;

  • определить содержательные рамки урока.

Слайд 1.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И линейку не забудь:

Отправляемся мы в путь!


Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И вас мы удивим!


  • Ребята, какое у вас настроение? Если у вас настроение хорошее, то нарисуйте солнышко, а если грустное – тучку. У меня хорошее настроение, поэтому я закрепляю на доске солнышко. Желаю всем с хорошим настроением работать весь урок.

Слайд 2.

  • Каллиграфическая минутка.

ал     фа    вит

  • Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.

  • Попробуйте определить тему урока. Кто догадался? (Алфавит).

  • Что же такое алфавит? (Алфавит – это последовательность букв русского языка)

  • Что бы вы хотели узнать об алфавите?

(для чего нужен алфавит? Где применяют алфавит?

Как образовалось слово «алфавит»? Как появился славянский алфавит?)


  • Повышение мотивации к обучению.

  • Готовясь к празднику Букваря, мы с вами строили город. Как он называется? (Алфавитинск).

Приглашаем гостей на экскурсию по городу. У нас есть свои экскурсоводы.

Ученики:

  1. Слайд 3.

В словаре Ожегова сказано: «Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью».

«Экскурс – изучение, освещение специального вопроса, связанного с общей темой»

Создавая наш город, мы совершили экскурс в историю создания русской Азбуки. Приглашаем всех вас в путешествие по реке Истории, на которой стоит наш город Алфавитинск.


  1. Слайд 4.

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы. А учёные Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян. Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу. Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.

  1. Слайд 5.

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.


  1. Слайд 6.

На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. В старину книги писались от руки. На одну книгу уходило 5 – 7 лет. Позже появилось книгопечатание.


  1. Слайд 7.

Самый первый букварь был напечатан около 400 лет назад (во Львове, в 1574 г.) Иваном Фёдоровым (основателем книгопечатания на Руси). Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета Америки. А попал он туда из собрания книг Сергея Павловича Дягилева, русского театрального и художественного деятеля.


  1. Слайд 8.

Проходят годы – букварь постоянно видоизменяется. Появляются новые буквари. Но Букварь всегда останется первой ступенькой в огромный мир знаний.


  1. Слайд 9.

Река Истории разделяет наш город на два района: район гласных и район согласных. Район гласных состоит из двух улиц – улица Твёрдых команд и улица Мягких команд.

Район согласных начинается с площади Парных звуков. От площади идут две улицы: улица Сонорных звуков и улица самых Глухих звуков с двумя переулками: всегда Твердых и всегда Мягких звуков. Есть и тупик беззвучных букв.

Буквы строго встали в ряд,

Будто на линейке.

Каждый знает своё место

И уйти не смеет.


  • Алина провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит». Слайд 10.

Алина: Слово «алфавит» - греческое, образовалось оно от названий первых греческих букв: альфа и вита. По-другому можно сказать «азбука». Раньше в русском языке букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Это слова – синонимы, слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.


  • На одном из прошлых уроков мы с вами считали буквы в русском алфавите. Вспомните, сколько там букв?



  1. Актуализация знаний

и фиксирование затруднения в деятельности.

Задачи:

  • способствовать прочному запоминанию алфавита;

  • актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

  • организовать затруднение в деятельности.

Слайд 11.

  • А что такое буква? (значок для обозначения звука)

  • Чем звук отличается от буквы?

  • Сколько гласных букв в русском алфавите?

  • А звуков? Почему?

  • А что вы можете сказать о количестве согласных букв и звуков?

(букв -21, звуков – 36)

На некоторые вопросы мы уже ответили. Пошли дальше.

  • - Кто может рассказать весь алфавит?

  • Кто попробует с буквы К?

  • кто с буквы Ц? молодцы!


  • А сейчас давайте поиграем. “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.


  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б». Вторая за – буквой “Н”. Третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.


  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”. Вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.


  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”. Вторая – за буквой “Д”. Третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.


  1. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

Слайд 12.

Волк, коса, щель, зубр.

  • На какие группы можно разделить слова?

Одушевлённые и неодушевлённые;

мужского рода и женского рода;

1 слог и 2 слога; ударение.

  • Что общего у этих слов?

Они единственного числа,

нарицательные,

обозначают предмет.

  • В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? Вол, оса, ель, зуб.

  • Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

Вол, ель, зуб, оса.



  • Фонетический разбор слова.

  • Назовите слово, в котором есть необычные буквы. В чем их особенность? Давайте выполним звуко-буквенный разбор слова ЕЛЬ.



  • Продолжение ряда слов.

  • Давайте еще раз посмотрим на этот ряд слов. Давайте вместе составим задание, которое позволит нам продолжить этот ряд.

Записать слово, которое состоит из трёх слогов.

Слайд 13. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



Слайд 14.

  • А зачем человеку нужен алфавит?

Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу,

в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного.


  • Значит, вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.


  • Работа в парах.

  • Прочитайте слова (на доске, на карточках).


пенал, альбом, портфель, пруд, собака, ручка.


  • Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?

  • Какое слово лишнее? Почему?

(собака – три слога, одушевленное; пруд – один слог)

  • Какие орфограммы есть в этих словах? Как проверить?

(Ручка – чк-чн; пруд – парная согласная)

  • Если мы не знаем как пишется слово, что будем делать?

  • Какие бывают словари?

  • Как в словарях расположены слова?

  • Расположите слова по алфавиту.


(Задание вызывает затруднение – проблемная ситуация)

  1. Выявление причины затруднения,

поиск выхода из затруднения.

Задачи:

  • выявить причину затруднения (расположение слов по следующей букве);

  • открыть новый способ действия;

  • зафиксировать новый способ действий во внешней речи.



  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог

  • Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднение?

Два слова начинаются на одну букву, мы не знаем, как их расположить.

  • Давайте попробуем вместе разобраться. Итак, что нужно было сделать?

Расположить слова по алфавиту.

  • Какие знания вы применили?

По первой букве определили место слова.

  • Какое слово записали первым, вторым, третьим?

  • Задание было одно?

  • А как вы его выполнили?

По-разному.

(Осознание проблемы)

  • Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем?

Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой.

  • Побуждающий к гипотезам диалог.

  • Ваши предположения? Гипотезы?

Я думаю, что надо записать пенал, оно короче, чем слово портфель.

А может быть, портфель; ведь в портфеле же носят и пенал, и альбом, и карандаш.

Причем тут то, что носят. Нам же надо просто по алфавиту расставить.

Наверное, надо по ударению их расставить.

А у этих слов ударение на втором слоге.

  • А может быть нам поможет словарь? На зеленых листочках у вас распечатана страничка из орфографического словаря. Найдите слова на букву О. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке?

  • Посмотрим на слова на букву Б. Почему там именно такой порядок слов?

Буква а первая в алфавите. Нужно слова расположить по второй, (третьей, четвертой) букве!

  • Итак, к какому выводу мы пришли?

Если в словах первая буква одинаковая, то слова надо располагать по второй (третьей, четвертой) букве.

  • Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова? Расположить слова на доске. Запишите.

Слайд 15. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Обобщение затруднений во внешней речи.

Включение в систему знаний.

Задачи:

  • воспроизвести во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение;

  • проверить своё умение применять новый способ в типовых условиях;

  • систематизировать знания об алфавите.

Слайд 16.

  • Обобщение.

  • Давайте ещё раз вспомним, в каком месте возникло затруднение.

Расположение слов по алфавиту.

  • Как же надо действовать, чтобы эти затруднения снять? Какой способ вы теперь знаете? Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей букве.



  • Включение в систему знаний.

  • Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации?

  • У меня такая ситуация возникла когда я заполняла наш классный журнал. У нас в классе пять учеников, фамилии которых начинаются на букву С., помогите мне расположить их в алфавитном порядке.

Вызвать детей к доске, раставить их по алфавиту фамилий.

Соловьёв, Соколов, Самсонова, Салахутдинова , Столпникова.

Салахутдинова, Самсонова, Соколов, Соловьёв, Столпникова



  • Спасибо за вашу помощь. У меня для вас есть еще задание. Слайд 17.

Посмотрите на доску. Прочитайте. Что это такое?

Дни недели.

А давайте представим, что дни недели должны располагаться по алфавиту. Какой день тогда будет первым? Вторым? Третьим?

Запишите. Проверка на доске. воскресенье

вторник

понедельник

пятница

среда

суббота

четверг

Слайд 18.

  • Что такое текст? На уроках русского языка мы с вами занимались редактированием текста. Вспомните, что это такое.

Редактирование – это процесс обработки текста для придания ему нужного вида.

Сколько предложений в этом тексте?

Какие правила надо помнить, чтобы правильно записать предложение? Запишите текст, расположив слова в каждом предложении по алфавиту:



Март наступил. Солнышко ласково сияет.

Сугробы потемнели. Ручейки зазвенели.

Март наступил. Ласково сияет солнышко.

Сугробы потемнели. Зазвенели ручейки.

V. Рефлексия деятельности.

Задачи:

  • зафиксировать в речи открытый способ действий;

  • оценить собственную деятельность на уроке.

Слайд 19.

  • Итак, мы сегодня открыли ещё одну тайну нашего языка. Какую?

Располагать слова, начинающиеся с одинаковой первой буквой по второй и т.д.

Слайд 20.

  • У кого возникли затруднения?

  • Кому удалось их преодолеть? Как? Над чем надо поработать?

  • Кого из ребят вы похвалите за работу?

  • С каким настроением вы заканчиваете урок? Молодцы! Я рада за вас.

Слайд 21.







Задание для 1 группы. Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.

Задание для 2 группы. Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы.

Задание для 3 группы. Догадайтесь, в каком порядке стоят в библиотеке эти книги. (Михалков, Барто, Маршак)

Задание для 4 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).

Задание для 5 группы. Герой нашего учебника Антон назвал весенние месяцы: март, апрель, май в алфавитном порядке. Верно ли он это сделал?

(Воспроизведение полученных результатов каждой группой. Проверка по эталону, презентация, слайды № 7-14)



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка для 1 классе по теме "Алфавит"

Автор: Куринова Ирина Анатольевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок русского языка 1 класс. "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь." "
    ["seo_title"] => string(105) "urok-russkogho-iazyka-1-klass-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-na-pis-mie-s-pomoshch-iu-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "234067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443342852"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка во 2 классе "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "128378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415476418"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "121470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981237"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока русского языка по теме "Звуки и буквы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "111523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407583325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства