Конспект урока, окружающий мир, " Зима" Планета знаний
Конспект урока, окружающий мир, " Зима" Планета знаний
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по УМК " Планета знаний" с использованием ИКТ. Тема урока " Зима".
Техническое обеспечение - смарт - доска, мультимедиапроектор, компьютер.
В конспекте урока представлено изучение нового материала с использованием ИКТ. Работа учеников организована по группам. Использованы фото и водео материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Смарт-доска, мультимедийный проектор, компьютер;
Презентация к уроку ( в смарт - программе)
Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 2 кл.- М.: АСТ- Астрель. 2011
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие гостей.
Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?(Зимой)
(Слайд 1) - Я вас приглашаю в гости к зиме.
( Слайд 2) Ребята, нам пришло письмо от мальчика Серёжи, который всегда и во всём сомневается. ( при прикосновении на письмо, оно исчезает и появляется текст письма)
«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…» ( видеоролик)
- Что ответить мальчику?
- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?
- Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?
(Высказывания детей)
- Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить
- Что для этого надо сделать?
- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы.
Прежде, чем отправиться в экспедицию, узнаем сводку погоды.
Изучение нового материала.
Группа « Синоптики» подготовят сообщение о погоде. Какой метод исследования будете использовать? ( наблюдение)
Ученики подходят к окну и записывают температуру за окном, состояние неба, осадки, и т.д.)
( Слайд 3)
Остальные ребята работают по группам ( работа с учебником). Назвать зимние месяцы,( при прикосновении исчезает синий прямоугольник, появляется название месяца)выбрать месяц. ( руководители групп выбирают зимний месяц, с которым будет работать группа)
Повторить устав группы.
1.Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Задание: Выбрать изменения в неживой природе из предложенного материала.(конверты)
1 группа « Декабрь»: признаки начала зимы.
2 группа «Январь»: середина зимы.
3 группа « Февраль»: конец зимы.
(Слайд 4 ) сводка погоды. Заполнение таблицы путём перемещения объектов в таблицу
( Слайд 5,6,7) Сообщения детей. Проверка по слайду. ( слайд « Признаки зимы» )
( Слайд 8)- Какие правила безопасности нужно соблюдать зимой? ( ответы детей)
( Слайд 9) Проверка понимания. Игра « Хлопки». Хлопнуть, если услышите зимние явления природы.
-( Слайд 10) А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.
- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)
-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)
Работа с учебником.
- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?
(Слайд 11)
- Как зимуют хвойные растения?
- Как зимуют травянистые растения?
-Какую роль играет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
Физкультминутка. ( Слайд 11)
Привал «Секреты животного мира».
( Слайд 12) –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые. Представители каждой группы появляются при прикосновении к снежинке по порядку)
Работа в группах (учебник с. 71- 72)
- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, рыбами и птицами зимой. Будем работать в группах.
Как проводят зиму насекомые .
а ) Первая группа готовит рассказ о насекомых.
Выступления детей « Попрыгунья стрекоза»
О том, как проводят зиму насекомые, прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
1. Мы прочитали о ______________________
2. Нам удалось выяснить, что _______________________
3. Оказывается, что пчёлы __________________________
4. Мы сделали заключение, что _____________________
( Слайд 13) Что вы узнали о зимовке насекомых?
Как проводят зиму рыбы ?
б ) Вторая группа готовит рассказ о рыбах. О том как проводят зиму рыбы прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
Дополнительно: как зимуют другие водные животные?
(Слайд14)
в )Как проводят зиму птицы? Третья группа готовит рассказ о птицах. О том, как проводят зиму птицы прочитайте в учебнике и составьте ответ по плану, который лежит в конверте №1
Выступление с работой на смарт-доске. Отделить зимующих птиц.
-Какие птицы прячутся в снегу?
(Слайд15)
- Каких птиц вы видели около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
(Стихотворение) Е. Благинина «Морозы»
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода!
- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время? (кормушки на слайде)
г) четвёртая группа готовит сообщение о зимовке животных.
4. Инсценировка (пресс – конференция для животных)
- Чтобы узнать, как зимуют некоторые звери, я предлагаю на опушке леса устроить пресс-конференцию для диких животных. А мы с вами будем журналистами и корреспондентами. Вы зададите им вопросы, которые вас интересуют. Угадайте, кто придет к нам на пресс-конференцию?
- Отгадайте загадки ( ответы на слайде появляются при прикосновении)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
- Правильно, ребята. К нам на пресс-конференцию пришли белка, медведь и заяц. Первое слово предоставляется белке.
(Слайд 16)
Белка. Гнездо у меня в дупле, прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище застилаю мхом, лишайником, сухими веточками, листьями и шерстью. В моем гнезде обычно 2 выхода, в сильные морозы я затыкаю их
лишайником или хвостом. Иногда у меня бывает до тридцати гнезд в разных местах.)
- Вопрос журналистов
-Белка, чем ты питаешься зимой?
Белка. На зиму я заготавливаю до 600 граммов сухих грибов. А ещё прячу в кладовые орехи, желуди, зерна, сухие ягоды
- Спасибо белка.
- Ребята, а какие еще животные делают запасы на зиму? (Хомяки, суслики, мыши, полевки, барсуки, ежи)
( Слайд 17)- Теперь слово предоставляется зайцу
Заяц. Я большой мастер запутывать следы, чтобы сбить с толку своего врага. И бегун я отменный. Во время погони могу пробежать за 1 час 70 километров.
- Вопрос журналистов
- Заяц, чем ты питаешься зимой?
Заяц. Ем веточки осины, берёзы, клена. С веток более толстых деревьев обгрызаю кору. Не откажусь и от сена, морковки или капусты.
- Как спасаешься от мороза?
Заяц. Весь день провожу в укромных местах – под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы рою в снегу глубокие норы, сплю не закрывая глаз.
- Спасибо, заяц
- Ребята, а какие ещё животные зимой ищут корм в природе? (Волки, рыси, лоси, кабаны)
-(Слайд 18) И, наконец, слово предоставляется медведю.
Медведь. Зимой я сплю. Осенью и летом жира нагуляю и отдыхаю в тёплой берлоге, которую устраиваю в сухом месте, в углублении, под вывернутым с корнем пнем.
- Вопрос журналистов
- Может ли медведь зимой проснуться?
Медведь. Иногда это случается. От сильного холода, голода или стрельбы. Если проснусь, то до конца зимы не засыпаю, а брожу по лесу. И уж лучше со мной, голодным и злым не встречаться. Просмотр видеоролика.
- Спасибо, медведь.
- Ребята, а какие животные, как и медведь тоже впадают в спячку? (Хомяки, барсуки, летучие мыши)
( Слайд 19)- Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена, раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.
VI Закрепление .
Расселить животных по домикам
Проверить по слайду 20
Игра «Да- Нет»
сигнальные карточки
Выберите правильный ответ
- зимой часто идут дожди.
- солнце зимой ниже над горизонтом.
- пчёлы зимой прячутся в коре деревьев.
- все рыбы зимой закапываются в ил.
- птицы зимой улетают на юг.
- белка зимой питается своими запасами.
- суслик зимой ищет корм.
- если медведь зимой проснётся, то с ним можно поиграть.
Итог урока. Рефлексия
- Сегодня мы побывали в гостях у зимы.
- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы? (Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться)
- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику Серёже?
Чем вам нравится зима. Зимние забавы.
- Какие секреты растительного и животного мира вы узнали?
- Оцените свою работу на уроке. ( зелёный, синий, красный)