2.Постановка темы и целей урока | - Ребята, на летних каникулах мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы в походе нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться. -Какие знания и умения нам понадобятся в походе? -Как вы думаете, а что будет самым главным, чему мы должны научиться? - Какова же цель нашего урока? - Назовите тему нашего урока. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию. |
3.Работа по новой теме | (Слайд №2) - Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется? - А задумывались ли вы над тем, какую форму имеет планета Земля? (Слайд №3) - Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. - Как вы думаете, правы ли были мудрецы? - Какую же форму имеет Земля? (Слайд №4) (Слайд №5) - В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. - Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю? (Слайд №6) - Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. - Как вы думаете, почему так происходило? (Слайд №7) (Слайд №8) - Прошло много лет с тех пор, как отважный капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие. - Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. - Что доказало это путешествие? - Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия? - Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара. (Слайд №9) - Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом. - Откройте учебник на странице 70 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте. - Прочитайте определение, которое даётся в учебнике. -Что же называют горизонтом? - А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй? (Слайд № 10) - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? - Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта? - Послушайте загадку, о чём она? (Слайд №11) - Он и летом и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди- Он всё будет впереди. (горизонт) - Как догадались, что загадка о горизонте? - По каким словам? -Проведём опыт. Какую форму имеет планета Земля? - Для опыта возьмём мяч, который имеет почти такую же форму. - Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас. - Вы увидите новые поверхности, но никогда не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно. |
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
5.Работа по новой теме 6.Работа в рабочих тетрадях | - Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути? (Слайд №13) -Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной. -Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит? - Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. -Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта. -Посмотрите на схему. -Как обозначаются название сторон горизонта на русском языке? - На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. -Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее? -Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование сказки) Ведущий: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее. Север: - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу! Юг: - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю. Восток : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я! Запад: - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я! Ведущий: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Солнце: - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? -Какие стороны горизонта вы знаете? -Зачем нужно их знать? В рабочих тетрадях с.43 №2 | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: Добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке
|
12.Итог урока Домашнее задание | - Вот и подошёл к концу наш урок. - С какими новыми словами познакомились на уроке? - О каких знаниях и умениях, которые понадобятся в походе, говорили на уроке? -Что каждый из вас узнал сегодня на уроке? - Я думаю, что на летних каникулах мы можем смело отправляться в поход. Ведь у нас в классе много ребят, которые показали на уроке, что они внимательные, наблюдательные, знают и умеют определять стороны горизонта, прокладывать маршрут движения. - А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом: - Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? Как вы будете ориентироваться? - Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Вы можете спросить дома у родителей, почитать энциклопедическую литературу по этому вопросу. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле? - Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73). | Личностные: Развитие осознания необходимости в изучении данной темы |