Конспект урока. Окружающий мир "Лес в жизни человека" 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир "Лес в жизни человека" 4 класс
Тема: « Лес в жизни человека»
Цель:
1. Привлечение внимания учащихся к охране леса.
2. Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.
3.Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.
4. Расширение кругозора, наблюдательности.
Задачи:
Осветить актуальные экологические проблемы лесов.
Повысить уровень знаний о роли каждого человека в защите леса.
Активизировать гражданскую позицию обучающихся по вопросу защиты леса.
Оформление:
1. Презентация.
2. Фотостенд “Заповедники и заказники Тюменской области”.
3.Выставка «Продукция из макулатуры».
4. Выставка «Бумага, сделанная в домашних условиях».
5. Памятки (листовки).
6. Плакаты с цитатами.
7. Макет леса (деревья, животные, растения)
8. Таблички – запрещающие знаки.
9. Музыкальное сопровождение.
10. Реквизиты для сценки.
11. Зелёные галстуки.
12. Презентация.
Участники: ведущая, участники групп, туристы (4 чел.), Баба-Яга, хозяин леса Берендей, лесные звери (заяц, белка, медведь).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Окружающий мир "Лес в жизни человека" 4 класс»
Тема: « Лес и человек»
Цель:
1. Привлечение внимания учащихся к охране леса.
2. Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой. 3.Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.
4. Расширение кругозора, наблюдательности.
Задачи:
Осветить актуальные экологические проблемы лесов.
Повысить уровень знаний о роли каждого человека в защите леса.
Активизировать гражданскую позицию обучающихся по вопросу защиты леса.
Оформление:
1. Презентация .
2. Фотостенд “Заповедники и заказники Тюменской области”.
3.Выставка «Продукция из макулатуры».
4. Выставка «Бумага, сделанная в домашних условиях».
5. Памятки (листовки).
6. Плакаты с цитатами.
7. Макет леса (деревья, животные, растения)
8. Таблички – запрещающие знаки.
9. Музыкальное сопровождение.
10. Реквизиты для сценки.
11. Зелёные галстуки.
12. Презентация.
Участники: ведущая, участники групп, туристы (4 чел.), Баба-Яга, хозяин леса Берендей, лесные звери (заяц, белка, медведь) .
Ход мероприятия
1. Встреча гостей: ребята выстраиваются в виде «аллеи» с деревцами и листовками в руках, приветствуют гостей и вручают им листовки .
2.Под музыку «Чудный лес» входят дети , «сажают» маленькие ёлочки, садятся на места ( в группы).
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Разрешите открыть заседание клуба любителей природы.
Тема дня «Лес и человек» (слайд 1).
Как вы думаете , почему мы затрагиваем эту тему сегодня?
(лес … становится всё меньше и меньше)
Ведущий: Да, ты права! Именно поэтому на обсуждение выносим важный вопрос
« Влияние человека на жизнь леса» (слайд 2)
Ведущий:
- В работе примут участие 3 экспертных группы:
«Ботаники», «Эко – десант», «Юные спасатели».
- Итак , предоставим слово группе «Ботаники»
3. Выступление группы «Ботаники» (слайд 3)
(Группа выходит к доске под музыку)
Командир:
-Наша группа работала над вопросом
«Какое значение имеет лес в жизни человека»
-Мы пришли к важным выводам.
-В ходе выступления у нас должна получиться схема.
-А вы ребята нам будете помогать.
(схема формируется на доске)
ЛЕС
Итак , первое . В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь. Значит, лес – это место отдыха. (листок)
2. В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.Значит, лес – аптека.
3. В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода. Значит, лес- источник чистой воды и пищи.
4. Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу. Значит, лес – это источник топлива.
5. Из древесины делают различные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники. Значит, лес – это источник древесины.
6. В лесу растут разные растения, живут всякие животные.
Значит, лес – этодом для растений, животных, грибов.
7. Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.
Значит, Лес-защитник воздуха, водоемов, почв.
8. А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.
Схема:
Командир:
- Итак, вот такая схема у нас получилась ( «Значение леса в жизни человека»).
Мы видим, какое огромное значение имеет для нас лес.
2. -Мы любим лес и часто классом выезжаем на экскурсии. И каждый раз узнаём о нём что-то новое, интересное. (слайд 4 « Мы в лесу!»)
-Мы подготовили викторину, «А знаете ли вы …»
-Вопросы были в информационном уголке.
Из какого дерева делают спички (осина) , лыжи (берёза),
Сколько лет растёт берёза (150-200)
Из какого дерева в старину делали корабли? (дуб)
Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? (На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли)
Почему у ели всегда острая вершина?
Ответ: потому что ель, пока она жива, всё время непрерывно растёт в высоту. Другие лесные деревья, достигают определённого возраста и перестают расти в высоту, а стволы начинают расти вширь.
Ребята, вы хорошо подготовились к викторине. Молодцы.
«Берегите лес» и он вам откроет свои тайны!
Призыв «Берегите лес» ( вывешивается на доску).
Ведущий :
-Спасибо вам, ботаники, за интересную информацию.
-Слово предоставляется группе «Эко- десант».
-Они изучали экологические проблемы леса.
4. Выступление группы «Эко-десант» (слайд 5)
Выход под музыку «Лесной марш»
1. Командир:
- Отряд! Равняйсь! Смирно! На защиту леса вперёд шагом марш!
(Выходят строем, под марш. Маршируя на месте, говорят название команды и девиз.)
- Наш отряд:
- Эко-десант (хором)
- Наш девиз:
- Нет леса!
- Посади! (хором)
- Мало леса!
- Не руби! (хором)
- Много леса!
- Береги! (хором)
- Стоп! (хором). (Один эколог поднимает этот знак.)
Первый эколог: Прекратить массовую вырубку лесов!
- Наше – да! (хором).
Второй эколог: Перейти на биологические методы борьбы с болезнями и вредителями деревьев!
- Наше – да! (хором).
Третий эколог: Экономно расходовать природные ресурсы!
- Наше – да! (хором).
Четвёртый эколог: Расширять сеть заповедников и национальных парков!
- Наше – да! (хором).
(Уходят.)
Инсценирование
Звучат «Звуки леса»(пение птиц). Появляется Баба-Яга.
- Здравствуйте! Вы меня узнали? Я Баба-Яга. А ещё я - главный эколог леса, помощник хозяина леса Берендея. Что-то в последнее время совсем тяжёлая жизнь в лесу настала.
(Звонит телефон.)
- Опять Берендей звонит. Наверно, горе-туристы в лес пожаловали.
(Берёт трубку.)
- Что? Лечу! Лечу! А ты пока зверюшек лесных по тревоге поднимай!
(Звучит громкая (колонки) музыка. Выходят туристы. Выкладывают пакеты, консервные банки, пластиковые бутылки. Два туриста играют. Один турист ест. Другой турист танцует. (На ушах наушники).Музыка затихает.)
Первый турист:
- Сегодня мы пришли гулять!
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Чипсы, шпроты, лимонад!
Второй турист:
- Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки -
Лес большой - он всё вместит.
Третий турист:
- Здесь в лесу, в тени ветвей
Нам никто не помешает.
Жги и лей! Руби и бей !
Четвёртый турист:
- Урны нет! Кидай в кусты!
Мы с природою на ты!
Первый турист:
В речку скинем все бутылки!
В море пусть плывут посылки!
Второй турист:
- Банки в землю закопаем!
- Мусор птицам разбросаем!
Третий турист:
- Мы- цари! Молчи природа!
Всё здесь наше: лес и воды!
Звучит громкая грозная музыка. Выходят хозяин леса Берендей, Баба-Яга, заяц, белка.
Берендей:
- Что за шум в лесу моём?
Что случилось? Не поймём.
Кто здесь всё переломал?
Разбросал и ободрал?
Третий турист:
- Ничего не случилось. Подумаешь, отдохнули, оторвались немножко. Пустяки-то какие!
Баба-яга: Пустяки!
- Вот примятая травинка!
- Вот пригнутая осинка!
- Разве это пустяки?
Берендей:
- Вот убитая букашка!
- Кем-то сорвана ромашка!
- Разве это пустяки?
Баба-Яга:
- Вот растоптана поганка
- И раскопана полянка!
Вот засорены, забиты
Голубые родники!
Разве это пустяки?
Берендей:
- За такое поведенье
Вас судить
Моё решенье!
Баба-Яга:
- Как метёлкой закручу!
Вас в пеньки всех превращу!
Туристы:
- Что ты! Что Ты! Берендей:
Мы не знали! Пожалей!
Берендей:
- Что ж, наверное, простим,
Но сначала повторим
Наши правила лесные!
Правило №1: Не ломай ветки деревьев!
Не рви цветов! (знаки)
Белка: Зелёные насаждения уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза. А вредных газов и дыма в 2 раза!
Баба-Яга:
Правило №2:
- Без острой необходимости не разводите костёр в лесу! (знак)
Заяц : После кострищ почва заживает только через 15-20 лет!
Белка: От костра может возникнуть пожар в лесу! Больше всего деревьев погибает из-за пожаров.
Берендей :
Правило №3:
- Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники! (знаки)
Баба-яга:
Правило №4:
В лесу запрещается включать громкую музыку, поднимать крик, шум! (знак).
Белка: От этого птицы и звери покидают свои гнёзда и норы. Птенцы и детёныши, не успев вырасти, могут погибнуть!
Берендей:
Правило №5:
Отдыхая в лесу, не оставляйте после себя беспорядок! (знак)
Заяц: помните! Консервная банка разлагается 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков. А осколки банки или бутылки как мины могут «сработать» даже через 1000 лет!
(Звучит музыка. Туристы всё убирают. Уходят. Вместе с ними уходят Берендей и Баба-Яга.)
Командир. Итог. Ребята этой сценкой мы показали, какой вред природе
можем принести , мы - люди.
А сейчас подведём итог: ответим на вопрос:
«Что может случиться с лесом и его обитателями, если человек не поймет свои ошибки?»
( участвуют 6 человек, составляют фразы )
Чем больше леса будет вырубаться , тем меньше будет кислорода!
Исчезнет лес - исчезнут животные.
Если будем загрязнять лес - он превратится в мусорную свалку.
Создают пару, читают выводы.
Командир: Наш класс ежегодно принимает участие в субботнике, который проходит в нашем школьном парке.(слайд 7)
Командир: Чтобы лес не страдал, нужно соблюдать все важные правила!»
На доску вывешиваются призывы
«Правильно ведите себя в лесу!» , «Участвуйте в субботниках!»
Ведущий :
- Спасибо вам ребята за важные советы.
-Слово предоставляется группе «Юные спасатели».
5. Выступление группы «Юные спасатели» (слайд 8)
-Спасибо за предоставленное слово.
-Мы собирали информацию об участии нашей школы, нашего класса в мероприятиях по сохранению леса. Нам помогали родители, Виктория Сергеевна, Ольга Владимировна .
-А также изучили вопрос о том, как взрослые защищают и оберегают леса.
Результаты нашей работы мы представим в презентации
(9 слайд)
Посмотрите на этот знак. Как вы думаете, что она обозначает?
-Этот знак обозначает - вторичная переработка бумаги.(10 слайд)
Вторичная переработка бумаги – это переработка макулатуры.
1 участник.
( показывает соответствующие знаки)
В нашей стране сбор и переработка этого сырья находятся на недостаточном уровне. Бумага, произведенная из вторичного сырья, значительно дешевле, экологически чистая, так как не используются химикаты, ее переработка уменьшает количество отходов, позволяет сэкономить воду и электроэнергию.
2 участник.
Когда мы сдаем макулатуру, следует обратить внимание, что для этого не годятся упаковки от молока и соков, коробки из-под пиццы, поскольку они изготовлены их разных слоев материалов, в числе которых пластик и фольга. Лучше всего подходят газеты, журналы, оберточная бумага, картон. Желательно, чтобы они были чистые, а картонные ящики — в разобранном состоянии.
(Участник подходит к выставке)
Из макулатуры получают разную продукцию ( некоторая представлена на нашей выставке ( картон, коробки для упаковки яиц, техническая бумага для упаковки, туалетная бумага, горшки для рассады и многое другое).
(10,11 слайд)
3 ученик.(12,13 слайд)
Использование макулатуры экономит древесину (1 тонна собранной и переработанной макулатуры заменяет 4 кубических метров древесины или 100 кг макулатуры спасают 1 дерево ), и позволяет существенно уменьшить вырубку лесных массивов, что, в свою очередь, улучшает мировую экологическую обстановку. Сбережённый лес равен человеческой жизни.
Командир:
Мы взяли интервью у Ольги Владимировны и узнали следующую информацию.
Наша школа уже 5 лет участвует в городской акции «Бумажный бум».
Акция проводится 2 раза в год.(13 слайд)
В прошлом году усилиями школьников Тюмени удалось собрать 17 500 кг макулатуры (175деревьев), лидером стала наша школа . (14 слайд)
Мы собрали почти 6 000 кг. (сколько это деревьев мы сберегли, 60)
В этом году акция прошла в октябре. Приняли участие 35 классов.
Наша школа собрала около 5 000 кг (50 д.)(15 слайд)
1 место по школе занял 2 «В» класс – 740 кг( почти 8) (16 слайд)
мы -438 кг (4 д.) – 2 место .В этом ,конечно, помогали нам родители!
3 место - 331 кг.
Всем участникам выражаем благодарность.(17 слайд)
Мы выяснили , что 23 класса не приняли участие. Очень жаль.
Мы разработали листовки для ребят нашей школы , с призывом участвовать в акции «Бумажный бум». (на столах)
Плакат «Участвуйте в акции «Бумажный бум!» ( на доску)
4 ученик.
В интернете нашли интересную информацию о том, как в домашних условиях можно сделать бумагу. Ребята провели эксперимент . Вот, что у нас получилось. ( показ выставки). Из этой бумаги можно сделать красивое панно.
-Кому интересно, можно ознакомиться с инструкцией .
Переходим к следующему вопросу: «Как взрослые могут сохранить лес».
5 ученик.(слайд 18,19)
Оказывается, что наибольшие потери происходят при заготовки древесины. На местах вырубки остаётся много древесины, и хвои, которые могут использоваться для приготовления хвойной муки. Вдальнейшем могут использоваться для приготовления эфирных масел. Часть древесины теряется при лесосплаве.
Ответственные взрослые контролируют эти процессы , тем самым помогают лесу жить!
Плакат «Ведите борьбу с потерями леса!»
6 ученик.(слайд 20)
Существуют лесные фермы. Суть в том, чтобы постоянно выращивать особые виды деревьев, которые быстро растут и дают много качественного материала для промышленности.
7 ученик.
Так же мы выяснили, что в нашей стране ведётся большая работа по охране лесных насаждений. Для этого созданы заповедники, заказники.
На территории Тюменской области также есть заповедники и заказники.
( представлены на стенде)
Мы узнали, что в Тюмени ежегодно проводится акция по посадке лесных культур. -В 2014 года она проводилась 17 мая.(21,22 слайды)
-Для посадки были выбраны саженцы сосны двухлетнего возраста, выращенные в питомниках Тюменской области.
-Многие ребята тоже помогают взрослым высаживать саженцы деревьев на даче, во дворе.
Плакат «Высаживайте саженцы деревьев»
Ведущий: спасибо «Юным спасателям» за важную и интересную информацию.
6. ИТОГ
Ведущий:
Ребята, заседание нашего клуба заканчивается. Мы с вами выяснили, как человек может влиять на лес.
Давайте подведём итог и скажем , как мы с вами можем помочь лесу.
Мы должны равильно вести себя в лесу.
Вместе с родителями высаживать саженцы деревьев во дворе, на даче, в лесу.
Участвовать в акции «Бумажный бум» и других мероприятиях по сохранению и умножению леса и привлекать к этому других.
Участвовать в субботниках.
Изучать информацию о лесе.
Ведущий: Молодцы, я с вами полностью согласна.
Учитель:
- Мне приятно было наблюдать за вашей работой. Я предлагаю вам оценить своё отношение к природе. (самооценка)
- Я верю в то, что вы настоящие любители природы. Вы наше будущее.
7. Учитель: заседание закрыто. Поблагодарим друг друга за сотрудничество.(Круг, прикосновение ладонями, аплодисменты) .
8. Учащиеся выходят из кабинета и выстраиваются в «аллею». Гости уходят по «аллее».