2.Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока. Введение в тему урока. | 2-3 | – Послушайте стихотворение и предположите, чему будет посвящен урок? Зима недаром злится – Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит зиму вон... Ф. Тютчев – Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (О переходе зимы к весне, стихотворение было и о зиме, и о весне.) - Ребята, а кто вспомнит и скажет, кто является автором данного стихотворения? (Ф. Тютчев. Вывешиваю портрет на доску.) (Выставка книг.) - Молодцы. Ф. Тютчев много своих стихов посвятил природе. Здесь я собрала несколько книг Ф. Тютчева, вы их сможете посмотреть на перемене. - Посмотрите в учебник и скажите: какой большой раздел мы начинаем изучать? (Мы начинаем изучать раздел «Навстречу весне».) - А тема сегодняшнего урока: Слайд №2: «Весна света» звучит так: «Весна света». Давайте с вами запишем название темы в тетрадь. (Открываем тетради записываем тему). - Сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. Фета (Показываю портрет автора.), который тоже свои произведения посвящал описанию природы и мы вместе определим цель нашего урока. (Стихотворение читает подготовленный ученик.) Снова птицы летят издалёка, К берегам, расторгающим лёд, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. - О чём говорится в этом четверостишие? (О весне.) - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (По описанию, которое даёт нам автор.) - Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце находится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.) - Значит с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке? (Поговорим мы о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.) - Посмотрите на экран и давайте прочитаем цели нашего урока. (Цели зачитываем хором.) Слайд № 3: Цели: - выявить характерные признаки весны в неживой и живой природе; - обобщить наблюдения о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в природе. | Беседа. Наглядный. ИКТ | Коллективная. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока. Обеспечивает мотивацию выполнения заданий. Подводит к формулированию детьми темы и цели урока. | Высказывают свое мнение. Выявляют цели урока. Записывают тему в тетрадь. | Личностные: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -вступать в учебный диалог с учителем; Регулятивные: -соблюдение культуры учебного труда; - оценивать результаты своей деятельности. |
3.Работа над новым материалом. | 18-20 | - Сегодня мы совершим с вами путешествие от зимы к весне. - И чтобы начать путешествие, мы должны с вами вспомнить и повторить то, что мы изучали раньше. (За правильные ответы дети получают жетоны.) - Скажите сколько длится зимняя пора в России? (Около четырёх месяцев.) - Почему вы так считаете? (Начинается у нас зима уже где-то в середине ноября, далее декабрь, январь, и февраль, а ещё может зима и пол марта захватить). - А сколько отводится времени на зиму по календарю? (Три месяца.) - Назовите зимние месяцы. (Декабрь. Январь. Февраль.) – Отгадайте загадку, и определите, откуда начнем наше «путешествие». По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну так что за месяц это? (Февраль.) Слайд № 4: Карта путешествий. - Сегодня во время путешествия мы побываем в феврале – последнем месяце зимы, остановимся на поляне «Приметы весны», и закончим наше путешествие на пригорке «Мартовский денёк». - Скажите, ребята, какой месяц считается последним в зимний период? (Февраль – последний месяц зимы.) Слайд № 5: Февраль – последний месяц зимы. Февраль – последний месяц зимы. - Давайте с вами прочитаем о феврале в учебнике, страница 60, и скажем, какие изменения происходят в феврале в живой и неживой природе. Прежде, чем приступить к чтению, давайте вспомним: Вопросы: - Какие природные явления характерны для февраля месяца? (Метель, вьюга, морозы, бывают оттепели, наст, появляются кучевые облака, сосульки.) - Какие новые слова вы встретили в тексте? (наст, оттепель) - Что такое наст? (Ледяная корка на снегу.) - Что такое оттепель? (Потепление.) Как изменилось положение солнца на небе? (Солнце поднимается всё выше.) Как изменилась продолжительность светового дня? (День становится длиннее.) - Что происходит с животными в это время? (Им трудно добывать корм.) - Что говорят люди о феврале? (Говорят, что зима с весной встречается.) - Давайте посмотрим и объясним пословицы о феврале. Слайд № 6 с пословицами: Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет. Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит. - А ещё в народе считали, что на Сретенье, 15 февраля, зима с весной встретились. И говорили, если на Сретенье установится оттепель – весна будет ранняя и теплая, коли холода завернут – весна будет холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне. -Как вы думаете, что означает слово Сретенье? (Встреча). - Скажите, а какая у нас погода была 15 февраля, на Сретенье? (Дети отвечают.) - Давайте определим, какая же будет весна по народным приметам. - Сейчас мы подведём итог нашему пребыванию на остановке «Февраль – последний месяц зимы». (На столах у учащихся даны карточки с заданием.) Карточка № 1: обведи февральские явления, которые касаются живой природы. Карточка № 2: обведи февральские явления, которые касаются неживой природы. - Метель, вьюга, оттепель, наст, мороз, трудное положение животных, выше поднимается солнце, появляются кучевые облака, появляются сосульки, трудно найти пищу птицам. - Первые шаги весны робки и неуверенные: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Февраль – месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба... Февраль – коварный и даже обманчивый месяц. Он стоит как бы на распутье: часть его обращена в студеную Зиму, а часть живет предчувствием близкой Весны. - Мы покидаем Февраль и продолжаем наше путешествие, и так мы прибыли на поляну «Приметы весны». Приметы весны – Вот мы и вышли на поляну весенних примет. - А что означает слово приметы? (Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого – нибудь или что-нибудь; характерные индивидуальные признаки.) - Кап-кап-кап! Весна настала! - О какой примете весны я сейчас сказала? (О сосульках.) – Как вы думаете, почему сосульки называют вестницами весны? - Что означает слово вестница? (Извещает, сообщает, предсказывает.) – Какими изменениями в природе весна заявляет о своем приходе? (Длиннее и светлее день.) (Работа со слайдами.) - Итак, давайте все признаки весны изобразим на нашей картинке. Начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?' (Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.) ( На слайде № 6 появляется солнце.) - Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.) ( На слайде № 6 появляется небо.) - Какие осадки выпадают весной? (Снег и дождь.) ( На слайде № 6 появляется снег и дождь.) - Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. (На слайде №7 появляется почва.) - Что происходит со снегом весной? (Поскольку становится все теплее, снег тает.) ( На слайде № 7 появляется снег с проталинами.) - Что происходит весной с водоемами? ( Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.) (На слайде № 7 появляется лёд с трещинами.) - Давайте вспомним как нужно вести себя на льду в весенний период. (Следует напомнить детям о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.) - Что означает слово ледоход? (Это когда лёд ломается и начинает двигаться по реке.) - Пришло время поговорить о том, какие весенние приметы происходят в живой природе с приходом весны. - Что происходит с деревьями и кустарниками весной? ( На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои . ) (Слайд № 8 Деревья и кустарники с набухшими почками. Хвойные деревья.) - Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы.) ( На слайде № 8 появляются птицы.) - Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи.) ( На слайде № 8 появляются животные.) - Итогом нашего пребывания на поляне «Приметы весны» будет работа в группах. | Беседа. Демонстрация. Словесный. Работа с книгой.ИКТ | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах. Груп - повая | Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока. Выдвигает проблему. Предлагает индивидуальные задания. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует:взаимопроверку; коллективную проверку | Записываем в тетрадь первую остановку урока: Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы. Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника. Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение. Работают с карточками парами. Делают взаимопроверку. Ставят оценку товарищу. Проверяют по слайду.
Записываем в тетрадь второй этап урока.
Работают в группах. | Личностные: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -вступать в учебный диалог с учителем; Регулятивные: - формулирование познавательной цели; -планирование своих действий; -выдвижение гипотезы. Познавательные: -добывать новые знания. |
5.Продолжение изучения новой темы | 9-10 | Работа в группах. 1-я группа. – В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны в неживой природе. Расскажите об весенних изменениях в неживой природе по плану. План: 1. Солнце. 2. Долгота дня. 3. Температура воздуха. 4. Осадки. 5. Почва. 6. Водоемы. Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна. 2-я группа. – В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны в живой природе. Расскажите об весенних изменениях в живой природе по плану. План: 1. Лиственные деревья. 2. Хвойные деревья. 3. Животные. 4. Птицы. 5. Люди. – Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне: Грач на горе – весна на дворе. Весна – пора пробуждения природы. - Отгадайте загадку: Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.) –У нас ещё одна остановка – пригорок «Мартовский денек». Пригорок «Мартовский денёк. Когда начинается весна по календарю? (По календарю весна начинается 1 марта.) - А по Солнцу весна начинается с 21 марта. Природа встречает весну первыми проталинами и ручьями, набуханием почек, прилетом птиц. -Послушайте стихотворение, которое написал М. Сухороков. Слушаем внимательно и примечаем, какие признаки наступления весны подметил поэт? Когда я буду читать признаки весны, вы должны хлопнуть в ладоши. Март у матери-зимы шубу снял, И проталинками он засиял, И капелью заплясал в тишине. Петушок нам прокричал о весне. И в свете дней, во тьме ночей Вдруг пашня задышала. На оперение грачей Похожей пашня стала. Гляжу, ликуя, в синеву И в гости к нам грачей зову. – Какие признаки наступления весны подметил поэт? (Проталинки, капель, светлее дни, пашня, синева, грачи.) - О первом месяце весны нам подготовил сообщение …. Давайте послушаем. (Заслушиваем сообщение.) - В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово – наст. - На Руси март нарекли капельником. Ведь в марте всюду звенит капель. В марте тает снег, появляются проталинки. Вот и зовут март протальником. А еще этот прекрасный весенний месяц называют утром года! Ведь с мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Начинается сокодвижение. Вся природа просыпается. - Что такое сокодвижение? (Растения – деревья, кустарники – запасают осенью в стволе и в почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуется сок, который разносится по всему растению.) - Вот мы закончили наше путешествие. Теперь нам надо закрепить то, о чём мы говорили на уроке. | Беседа. Демонстрация. Словесный. Работа с книгой.ИКТ | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах. Груп - повая | Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока. Выдвигает проблему. Предлагает индивидуальные задания. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует:взаимопроверку; коллективную проверку | Записываем в тетрадь первую остановку урока: Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы. Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника. Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение. Работают с карточками группой. Записываем в тетрадь третий этап урока.
| |
6.Закрепление изученного материала. | 4-5 | – С какими сезонами встречается весна? От какого сезона она принимает эстафету и какому сезону передает? – Чем особенен день 21 марта? (21 марта – день весеннего равноденствия, – день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь.) - В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот... - Все то, о чём мы сегодня говорили на уроке мы с вами можем записать в таблицу, которая у вас есть в тетрадях. Весенние изменения в природе | Беседа Конспектирование. ИКТ | Фронтальная. Индивидуальная. | Создает эмоциональный настрой на работу. Формулирует задание по теме. Таблицу рисует заранее и вклеивает в тетрадь. Дети её заполняют. | Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор ответов. Таблицу заполняют со слайда. | Познавательные: -анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; -определение связи между новой и знакомой информацией. Регулятивные: -формирование умение ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: -Обучение высказыванию своего мнения и аргументированию своей точки зрения. |