kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Весна света"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира предназначен для учащихся 3 - их классов, занимающихся по учебно - методическому комплекту "Школа России". Урок представлен в виде путешествия от зимы к весне. На уроке поставлены цели: познакомить учащихся с изменениями в живой и неживой природе с приходом весны. Используются разнообразные формы работы, это и индивидуальная, и фронтальная, и работа в группах, и работа в парах. Урок насыщен новыми понятиями. Дети узнают много интересного и нового. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока окружающего мира "Весна света" »


Название УМК: Гармония. Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 «б»

Тема урока: «Весна света»

Место и роль урока в изучаемой теме: новая тема.

Тип урока: урок путешествие (комбинированный)

Цель урока: познакомиться с характерными признаками весны в живой и неживой природе.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Обобщить наблюдения о зимнем сезоне;

2. Формировать знания о весенних явлениях в природе.

Развивающие:

1. Развивать внимание, логическое мышление.

2. Развивать эстетические чувства.

3. Развивать умение находить в художественном тексте основные признаки природных явлений.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к друг к другу.

2. Воспитывать умение учиться и способность к организации своей деятельности.

3. Воспитывать умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФУУД

1.Орг. момент.

1-2

Вот книжки на столе,

А вот — тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть

На корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

- Давайте сразу вспомним правила дружной работы на уроке

Слайд 1

Наглядный.


ИКТ

Фронтальная

Проверяет готовность обучающихся к уроку.


Повторяют правила дружной работы на уроке.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания;

- ответственно относится к своей учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний. Объявление темы и целей урока. Введение в тему урока.

2-3

– Послушайте стихотворение и предположите, чему будет посвящен урок?

Зима недаром злится –

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон...

Ф. Тютчев

– Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (О переходе зимы к весне, стихотворение было и о зиме, и о весне.)

- Ребята, а кто вспомнит и скажет, кто является автором данного стихотворения? (Ф. Тютчев. Вывешиваю портрет на доску.) (Выставка книг.)

- Молодцы. Ф. Тютчев много своих стихов посвятил природе. Здесь я собрала несколько книг Ф. Тютчева, вы их сможете посмотреть на перемене.

- Посмотрите в учебник и скажите: какой большой раздел мы начинаем изучать? (Мы начинаем изучать раздел «Навстречу весне».)

- А тема сегодняшнего урока:

Слайд №2: «Весна света» звучит так: «Весна света». Давайте с вами запишем название темы в тетрадь. (Открываем тетради записываем тему).

- Сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. Фета (Показываю портрет автора.), который тоже свои произведения посвящал описанию природы и мы вместе определим цель нашего урока. (Стихотворение читает подготовленный ученик.)

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

- О чём говорится в этом четверостишие? (О весне.)

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (По описанию, которое даёт нам автор.)

- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворе­нии? (Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце на­ходится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.)

- Значит с чем мы будем знакомиться сегодня на уроке? (Поговорим мы о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.)

- Посмотрите на экран и давайте прочитаем цели нашего урока. (Цели зачитываем хором.)

Слайд № 3:

Цели: - выявить характерные при­знаки весны в неживой и живой природе;

- обобщить наблюдения о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в природе.


Беседа.



Наглядный.


ИКТ

Коллективная.

Побуждает к высказыванию своего мнения.


Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.


Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.


Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.


Высказывают свое мнение.



Выявляют цели урока.


Записывают тему в тетрадь.

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

-соблюдение культуры учебного труда;

- оценивать результаты своей деятельности.

3.Работа над новым материалом.

18-20

- Сегодня мы совершим с вами путешествие от зимы к весне.

- И чтобы начать путешествие, мы должны с вами вспомнить и повторить то, что мы изучали раньше. (За правильные ответы дети получают жетоны.)

- Скажите сколько длится зимняя пора в России? (Около четырёх месяцев.)

- Почему вы так считаете? (Начинается у нас зима уже где-то в середине ноября, далее декабрь, январь, и февраль, а ещё может зима и пол марта захватить).

- А сколько отводится времени на зиму по календарю? (Три месяца.)

- Назовите зимние месяцы. (Декабрь. Январь. Февраль.)

– Отгадайте загадку, и определите, откуда начнем наше «путешествие».

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

(Февраль.)

Слайд № 4: Карта путешествий.

- Сегодня во время путешествия мы побываем в феврале – последнем месяце зимы, остановимся на поляне «Приметы весны», и закончим наше путешествие на пригорке «Мартовский денёк».

- Скажите, ребята, какой месяц считается последним в зимний период? (Февраль – последний месяц зимы.)

Слайд № 5: Февраль – последний месяц зимы.

Февраль – последний месяц зимы.

- Давайте с вами прочитаем о феврале в учебнике, страница 60, и скажем, какие изменения происходят в феврале в живой и неживой природе.

Прежде, чем приступить к чтению, давайте вспомним:

  • Что такое живая природа?

  • Что такое неживая природа?

Вопросы:

- Какие природные явления характерны для февраля месяца? (Метель, вьюга, морозы, бывают оттепели, наст, появляются кучевые облака, сосульки.)

- Какие новые слова вы встретили в тексте? (наст, оттепель)

- Что такое наст? (Ледяная корка на снегу.)

- Что такое оттепель? (Потепление.)

Как изменилось положение солнца на небе? (Солнце поднимается всё выше.)

Как изменилась продолжительность светового дня? (День становится длиннее.)

- Что происходит с животными в это время? (Им трудно добывать корм.)

- Что говорят люди о феврале? (Говорят, что зима с весной встречается.)

- Давайте посмотрим и объясним пословицы о феврале.

Слайд № 6 с пословицами:

 Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

 Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

- А ещё в народе считали, что на Сретенье, 15 февраля, зима с весной встретились. И говорили, если на Сретенье установится оттепель – весна будет ранняя и теплая, коли холода завернут – весна будет холодная; выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне.

-Как вы думаете, что означает слово Сретенье? (Встреча).

- Скажите, а какая у нас погода была 15 февраля, на Сретенье? (Дети отвечают.)

- Давайте определим, какая же будет весна по народным приметам.

- Сейчас мы подведём итог нашему пребыванию на остановке «Февраль – последний месяц зимы».

(На столах у учащихся даны карточки с заданием.)

Карточка № 1: обведи февральские явления, которые касаются живой природы.

Карточка № 2: обведи февральские явления, которые касаются неживой природы.

- Метель, вьюга, оттепель, наст, мороз, трудное положение животных, выше поднимается солнце, появляются кучевые облака, появляются сосульки, трудно найти пищу птицам.


- Первые шаги весны робки и неуверенные: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.

Февраль – месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба... Февраль – коварный и даже обманчивый месяц. Он стоит как бы на распутье: часть его обращена в студеную Зиму, а часть живет предчувствием близкой Весны.

- Мы покидаем Февраль и продолжаем наше путешествие, и так мы прибыли на поляну «Приметы весны».

Приметы весны

– Вот мы и вышли на поляну весенних примет.

- А что означает слово приметы? (Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого – нибудь или что-нибудь; характерные индивидуальные признаки.)

- Кап-кап-кап! Весна настала!

- О какой примете весны я сейчас сказала? (О сосульках.)

– Как вы думаете, почему сосульки называют вестницами весны?

- Что означает слово вестница? (Извещает, сообщает, предсказывает.)

– Какими изменениями в природе весна заявляет о своем приходе? (Длиннее и светлее день.)

(Работа со слайдами.)

- Итак, давайте все признаки весны изобразим на нашей картинке. Начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?'

(Светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее.)

( На слайде № 6 появляется солнце.)

- Теперь нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высо­кое, по нему плывут белые легкие облака.) ( На слайде № 6 появляется небо.)

- Какие осадки выпадают весной? (Снег и дождь.) ( На слайде № 6 появляется снег и дождь.)

- Теперь изобразим почву. Что происходит с ней весной? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. (На слайде №7 появляется почва.)

- Что происходит со снегом весной? (Поскольку становится все теплее, снег тает.) ( На слайде № 7 появляется снег с проталинами.)

- Что происходит весной с водоемами? ( Лед на водоемах темне­ет, покрывается трещинами, тает.) (На слайде № 7 появляется лёд с трещинами.)

- Давайте вспомним как нужно вести себя на льду в весенний период. (Следует напомнить детям о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.)

- Что означает слово ледоход? (Это когда лёд ломается и начинает двигаться по реке.)

- Пришло время поговорить о том, какие весенние приметы проис­ходят в живой природе с приходом весны.

- Что происходит с деревьями и кустарниками весной? ( На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои . )

(Слайд № 8 Деревья и кустарники с набухшими почками. Хвойные деревья.)

- Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняет­ся жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы.)

( На слайде № 8 появляются птицы.)

- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи.) ( На слайде № 8 появляются животные.)

- Итогом нашего пребывания на поляне «Приметы весны» будет работа в группах.

Беседа.


Демонстрация.


Словесный.


Работа с книгой.ИКТ

Фронтальная


Индивидуальная


Работа в парах.


Груп -

повая

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.



Выдвигает проблему.



Предлагает индивидуальные задания.



Побуждает к высказыванию своего мнения.



Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.




Предлагает индивидуальные задания.



Проводит параллель с ранее изученным материалом.



Организует:взаимопроверку; коллективную проверку

































Записываем в тетрадь первую остановку урока:




Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.




Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.








Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.




Работают с карточками парами.






Делают взаимопроверку. Ставят оценку товарищу. Проверяют по слайду.













Записываем в тетрадь второй этап урока.

























































Работают в группах.

Личностные:

-проявлять внимание, удивление, желание больше узнавать.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-вступать в учебный диалог с учителем;

Регулятивные:

- формулирование познавательной цели;

-планирование своих действий;

-выдвижение гипотезы.

Познавательные:

-добывать новые знания.

4.Физминутка

2 – 3

Проводим рефлексию.

Демонстрация

Коллективная

Создаёт эмоциональный настрой на выполнение физ. упр.

Выполняют физические упражнения


5.Продолжение изучения новой темы

9-10

Работа в группах.

1-я группа.

– В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны в неживой природе. Расскажите об весенних изменениях в неживой природе по плану.

План:

1. Солнце.

2. Долгота дня.

3. Температура воздуха.

4. Осадки.

5. Почва.

6. Водоемы.

Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна.

2-я группа.

– В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны в живой природе. Расскажите об весенних изменениях в живой природе по плану.

План:

1. Лиственные деревья.

2. Хвойные деревья.

3. Животные.

4. Птицы.

5. Люди.

– Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне:

 Грач на горе – весна на дворе.

 Весна – пора пробуждения природы.

- Отгадайте загадку:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

–У нас ещё одна остановка – пригорок «Мартовский денек».

Пригорок «Мартовский денёк.

Когда начинается весна по календарю? (По календарю весна начинается 1 марта.)

- А по Солнцу весна начинается с 21 марта. Природа встречает весну первыми проталинами и ручьями, набуханием почек, прилетом птиц.

-Послушайте стихотворение, которое написал М. Сухороков. Слушаем внимательно и примечаем, какие признаки наступления весны подметил поэт? Когда я буду читать признаки весны, вы должны хлопнуть в ладоши.

Март у матери-зимы шубу снял,

И проталинками он засиял,

И капелью заплясал в тишине.

Петушок нам прокричал о весне.

И в свете дней, во тьме ночей

Вдруг пашня задышала.

На оперение грачей

Похожей пашня стала.

Гляжу, ликуя, в синеву

И в гости к нам грачей зову.

– Какие признаки наступления весны подметил поэт? (Проталинки, капель, светлее дни, пашня, синева, грачи.)

- О первом месяце весны нам подготовил сообщение …. Давайте послушаем. (Заслушиваем сообщение.)

- В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово – наст.

- На Руси март нарекли капельником. Ведь в марте всюду звенит капель.

В марте тает снег, появляются проталинки. Вот и зовут март протальником.

А еще этот прекрасный весенний месяц называют утром года! Ведь с мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Начинается сокодвижение. Вся природа просыпается.

- Что такое сокодвижение? (Растения – деревья, кустарники – запасают осенью в стволе и в почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуется сок, который разносится по всему растению.)

- Вот мы закончили наше путешествие. Теперь нам надо закрепить то, о чём мы говорили на уроке.


Беседа.


Демонстрация.


Словесный.


Работа с книгой.ИКТ

Фронтальная


Индивидуальная


Работа в парах.


Груп -

повая

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.



Выдвигает проблему.



Предлагает индивидуальные задания.



Побуждает к высказыванию своего мнения.



Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.




Предлагает индивидуальные задания.



Проводит параллель с ранее изученным материалом.



Организует:взаимопроверку; коллективную проверку


Записываем в тетрадь первую остановку урока:




Читаем текст в учебнике по абзацам, отвечаем на вопросы.


Отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника.








Учащиеся читают пословицы вслух и дают к ним пояснение.



Работают с карточками группой.


Записываем в тетрадь третий этап урока.





6.Закрепление изученного материала.


4-5

– С какими сезонами встречается весна? От какого сезона она принимает эстафету и какому сезону передает?

– Чем особенен день 21 марта?

(21 марта – день весеннего равноденствия, – день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь.)

- В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот...

- Все то, о чём мы сегодня говорили на уроке мы с вами можем записать в таблицу, которая у вас есть в тетрадях.

Весенние изменения в природе


Беседа


Конспектирование.


ИКТ

Фронтальная.


Индивидуальная.





Создает эмоциональный настрой на работу.

Формулирует задание по теме.




Таблицу рисует заранее и вклеивает в тетрадь. Дети её заполняют.

Отвечают на вопросы, обосновывают свой выбор ответов.

Таблицу заполняют со слайда.

Познавательные:

-анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение;

-определение связи между новой и знакомой информацией.

Регулятивные:

-формирование умение ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

-Обучение высказыванию своего мнения и аргументированию своей точки зрения.

7.Итог урока.


2-3

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят,

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем парке на аллеях

Уж проталины видны.

В. Алферов

- Скажите, как вы думаете: почему тему нашего урока назвали «Весна света»?

1. Я узнал …

  1. Я учился …

  2. Мне понравилось …

  3. Я бы хотел …

  4. Новые знания мне пригодятся …

- Оценивание учащихся.


Словесная

Фронтальная.



Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Регулятивные:

-осознание того, что усвоено на уроке:

-Личностные:

смыслообразование, т.е. что дал урок?

8.Домашнее задание.

2-3 мин.

Задание на дом

Учебник 2 ч., с. 60 – 63, разгадать кросворд

Кроссворд «Какого цвета весна»

1. Что за весенняя черная птица любит за плугом ходить и кор­миться?

2. При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление назы­вается ...

3. Образовавшиеся во время оттепели сосульки начинают капать под лучами весеннего солнца. Это явление называется ...

4. Текущие по склонам небольшие потоки воды.

5. У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение? (Подсказка: стоит в белой одежке, свесив сережки.)

6. Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта и земли. Эти темные пятна называются ...

7. Весной на ветках деревьев и кустарниках распускаются молодые зеленые ...


Ответы:

1. Грач. 2. Оттепель. 3. Капель. 4. Ручейки. 5. Береза. 6. Протали­ны. 7. Листья.

Ключевое слово: ГОЛУБАЯ.


Словесная

Фронтальная

Формулирует задание

Записывают задание
















Степанова Альбина Александровна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4» г. Гая Оренбургской области



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока окружающего мира "Весна света"

Автор: Степанова Альбина Александровна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока Окружающий мир "Что я знаю о весне?" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-chto-ia-znaiu-o-viesnie"
    ["file_id"] => string(6) "148016"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419541142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока "Окружающий мир" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137988"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417455966"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока окружающего мира, презентация для урока по теме "Водоёмы" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-vodoiomy"
    ["file_id"] => string(6) "166039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422895799"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Осенние листья" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-osienniie-list-ia"
    ["file_id"] => string(6) "186061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426268796"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока окружающий мир: "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "230133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441993519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства