Конспект урока окружающего мира в 3 классе: "Чтобы путь был счастливым".
Конспект урока окружающего мира в 3 классе: "Чтобы путь был счастливым".
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Проект урока окружающего мира
в 3 классе
с использованием современных
образовательных технологий
Тема: «Чтобы путь был счастливым»
УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.
Работу выполнила:
Никанорова Екатерина Николаевна,
учитель начальных классов
II квалификационной категории,
стаж работы – 8 лет, образование высшее
2014-2015 учебный год ТЕМА УРОКА: «ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ»
Цели:
Образовательные:
научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах;
формировать представления учащихся о разнообразии видов общественного транспорта, о правилах пользования общественным транспортом;
учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.
Развивающие:
развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе: "Чтобы путь был счастливым". »
11
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Проект урока окружающего мира
в 3 классе
с использованием современных
образовательных технологий
Тема: «Чтобы путь был счастливым»
УМК «Школа России»
Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.
Работу выполнила:
Никанорова Екатерина Николаевна,
учитель начальных классов
II квалификационной категории,
стаж работы – 8 лет, образование высшее
2014-2015 учебный год
ТЕМА УРОКА: «ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ»
Цели:
Образовательные:
научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах;
формировать представления учащихся о разнообразии видов общественного транспорта, о правилах пользования общественным транспортом;
учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.
Развивающие:
развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;
Учитель: А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения? Найдите утверждения, в которых допущены ошибки:
СЛАЙД 5: Дети читают утверждения и исправляют ошибки объясняя (ответы по поднятой руке).
• Ходить разрешается по проезжей части.
• Переходить только на желтый сигнал светофора.
• Можно кататься там, где ездят автомобили.
• Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.
• Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
Вводная беседа (сообщение).
Учитель:Вам интересно узнать о мире на улицах и дорогах?
Дети:Да.
Учитель: Я желаю вам быть внимательными, старательными и послушать сообщение о мире на улицах и дорогах.
Текст сообщения наизусть читает заранее подготовленный ученик.
СЛАЙД 6.
Ученик: Сообщение по теме: «Мир на улицах и дорогах».
По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства.
Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения. Сейчас на улицах городов и сёл появились новые более быстроходные российские автомобили и иномарки.
Растут наши города и посёлки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы «пик»: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители особенно внимательны и осторожны.
Для удобства и безопасности движения машин и пешеходов в городах, посёлках и на главных дорогах устанавливают светящиеся или светоотражающиедорожные знаки и указатели.
Одно из основных условий безопасности движения: должны знать и чётко выполнять правила дорожного движения – закона улиц и дорог.
Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.
Учитель: Какой вывод из сообщения можно сделать?
Дети: Правила дорожного движения обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.
Введение сказочного героя.
Учитель: Ребята, к нам пожаловал сегодня гость. Кто же это, узнайте? (На доске появляется рисунок Незнайки).
Дети: Незнайка!
Учитель: Попав в большой и шумный город,
Он потерялся и пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути…
Признаться честно – и не знал он,
Где ему дорогу перейти.
Учитель: Ребята, поможем Незнайке изучить правила дорожного движения?
Дети: Да!
Учитель: Незнайка попал к нам из сказки. Но ведь транспорт тоже бывает сказочный. Давайте поиграем в игру «Виды транспорта». Я буду задавать вопросы, а вы по поднятой руке отвечать на них.
Вопросы учителя:
1) На чём Емеля ехал к царю во дворец? (на печке).
2) Любимый вид транспорта кота Леопольда?(двухколёсный велосипед).
3) Чем смазывал свой моторчик Карлсон, живущий на крыше? (вареньем).
4) Какой подарок сделали родители Дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед).
5) Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (в карету).
6) На чём летал Старик–Хоттабыч? (на ковре-самолёте).
7) Личный транспорт Бабы-Яги? (ступа).
8)На чём катался Кай из сказки «Снежная королева»? (на санках).
9) Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд, а за ним комарики… (на воздушном шарике).
Учитель: Ребята, а давайте предложим Незнайке остаться у нас на уроке и узнать много нового и интересного.
Дети оставляют Незнайку у себя на уроке.
Новый материал.
Учитель: Многие люди погибают на дорогах. Мы живем в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Одна секунда – это много или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителей секунда – вещь серьезная. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу, не понимая, что водитель не успеет вовремя остановить машину. Автомобиль движется даже тогда, когда нажаты тормоза.
Учитель: Как называется человек, совершающий движение по улице?
Дети: Пешеход. СЛАЙД 7.
Учитель: Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов?
Дети: тротуар. СЛАЙД 8.
Учитель: Где, в каком месте можно переходить проезжую часть дороги?
Дети: Проезжую часть дороги можно переходить только по пешеходному переходу.
Учитель: Все должны соблюдать это правило. А как же найти пешеходный переход? СЛАЙД 9.
Твердо знайте вы, ребята:
Где дорога полосата,
Там по ней идет народ,
Потому что – переход.
Учитель: Как называют дорожную разметку, где белые полосы на асфальте?
Дети: Зебра.
Учитель:СЛАЙД 10. «Зебра» обозначает место пешеходного перехода.
Учитель: Также дорогу переходят по знаку светофора и по подземному переходу. СЛАЙД 11.
Учитель: Эти случаи применимы в городе. А как вы будете переходить дорогу у нас, в деревне?
Дети:Просто нужно посмотреть налево, а затем направо и только потом переходить дорогу.
Учитель: СЛАЙД 12. Это основное правило. Идти нужно быстро, но бежать нельзя. Ведь можно споткнуться и упасть прямо на проезжей части. Идти нужно спокойно.
Учитель: А почему нужно сначала посмотреть налево, а потом направо?
Дети: В нашей стране - правостороннее движение.
Учитель: А теперь внимание на экран. СЛАЙД 13. Давайте рассмотрим картинку и попробуем ответить, ребенок под каким номером не соблюдает правила и почему?
Дети: Дети выбирают и объясняют свой выбор. (1, 2, 4, 7)
Физкультминутка. СЛАЙД 14.
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
Учитель: А кто знает, как нужно идти по загородной дороге?
Дети: По загородной дороге нужно идти по обочине навстречу двигающемуся транспорту. СЛАЙД 15.
Учитель: Где можно кататься на велосипеде?
Дети: Ответы детей. СЛАЙД 16.
Учитель: СЛАЙД 17. Прочитайте стихотворение и запомните его.
Один ученик читает вслух.
Есть у меня велосипед,
Но нет четырнадцати лет.
Пока катаюсь во дворе,
Где безопасно детворе.
И даже в дом соседний к деду
Я через улицу не еду.
А на зелёный свет иду,
Велосипед за руль веду.
Учитель: СЛАЙД 18. Запомните, для велосипедиста существуют специальные правила:
Ездить на велосипеде можно с 14-летнего возраста.
Кататься можно во дворах, парках, стадионах.
Запрещается ездить, держась за руль одной рукой или «без рук».
Учитель: А знаете ли вы, когда и где появился первый светофор?
Дети: Нет.
Учитель:СЛАЙД 20. Появился первый светофор в 1868 г. в Лондоне. Знаете ли вы, что означает слово «светофор». Слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Значит, светофор – это носитель света (несущий свет).
Учитель: Он несет свет трех цветов. Каких цветов?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
Учитель: Что означают эти сигналы?
Дети: Стойте, внимание, идите.
Учитель: Прочитайте стихотворение про цвета светофора. СЛАЙД 21.
Дети: Дети сначала читают про себя, а потом все вместе.
Вот зажегся красный свет –
Всем известно – хода нет.
С вами так условимся:
Желтый – приготовимся,
А зеленый говорит:
Путь открыт! Совсем открыт!»
Учитель: Знаете ли вы, что эти цвета светофора выбрали не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.
Красный цвет – тревожный. Увидев ярко-красную машину, люди останавливаются, расступаются. Что это за машины? (аварийная машина, пожарная)
Желтый цвет – предупредительный. Он словно говорит: «Будь внимательным!» машины, которые работают прямо на дорогах, - желтого цвета. Что это за машины? (краны, бульдозеры, катки). Водители издалека видят желтый цвет и сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И ты не спеши переходить дорогу. Подожди. СЛАЙД 22.
Зеленый цвет – спокойный, приятный, это цвет травы, листьев. Путь свободен для пешехода.
Учитель: Ребята, давайте подведём итог. Что же такое светофор?
Дети:Светофор – это устройство, которое своими световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов.
Учитель: Люди делят светофоры на два вида: транспортные и переходные. СЛАЙД 23.
Учитель: А вы действительно умеете правильно переходить дорогу?
Сейчас проверю! Представьте, что я – Светофор, а вы должны быть внимательны:
если загорится красный, сиди тихо – путь опасный;
жёлтый если загорится, надо хлопать, не лениться;
свет зелёный говорит: «Можно топать – путь открыт!».
Итак, кому не понятно задание? Тогда начинаем!
Игра “Будь внимателен!” Учитель показывает поочерёдно круги 3 разных цветов, дети выполняют движения в соответствии с заданием.
Учитель: Очень ошибаются те ребята, которые думают примерно так: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофер».
Дело в том, что и от пассажиров зависит безопасность на дорогах. Есть особые правила пользования общественным транспортом, которые мы должны выполнять, будучи пассажирами. В Правилах дорожного движения для них специально выделен раздел – «Обязанности пассажиров».
Все мы: и взрослые, и дети, являемся и пешеходами, и пассажирами.
Прочитайте внимательно правила для пассажиров: СЛАЙД 24.
Дети читают правила по цепочке.
1. При поездке на транспорте, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими;
2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;
3. Запрещается отвлекать водителя во время движения;
4. Нельзя открывать двери машины во время движения;
5. Запрещается высовывать в окно руку и голову;
6. Нельзя прислоняться к дверям.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Учитель:Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы запомнили правила дорожного движения. Я предлагаю вам тест. Если вы правильно ответите на все вопросы, то отгадаете слово. СЛАЙД 25.
Дети отвечают по поднятой руке.
Вопросы теста:
1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?
С) левой;
З) правой.
2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует он …
Н) пассажир;
М) водитель.
3. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется …
А) тротуар;
О) шоссе.
4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:
Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;
Д) красный треугольник с изображением человека.
5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть …
А) направо;
О) налево.
6. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?
Г) с 10 лет;
К) с 14 лет.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Учитель: Молодцы, теперь я вижу, что вы настоящие ЗНАТОКИ правил дорожного движения.
Ребята, сегодня вы получили новые знания о правилах дорожного движения. Я надеюсь, что они будут вам помогать в жизни. Помните о них всегда.
Я надеюсь, что Незнайке очень помогут все знания, которые он получил сегодня у нас на уроке. И он больше никогда не попадёт в такую неприятную ситуацию, как в начале урока.
Ещё раз вспомним, для чего надо знать правила дорожного движения, прочитав стихотворение. СЛАЙД 26.
1 ученик читает вслух стихотворение:
Детям знать положено
Правила дорожные!
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим.
7. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
СЛАЙД 27.
- Прочитать текст «Чтобы путь был счастливым» (учебник стр. 8 – 12);