Тема:Повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Цели:
1)показать духовное обновление человека, обиженного судьбой, путь к осознанию своего предназначения,формирование понятия «счастье»;
2)Развитие умений анализировать и систематизировать информацию;умение говорить;
3) помочь учащимся услышать нравственное звучание повести, ее житейские мудрости; воспитание терпимости, милосердия.
Наглядность: иллюстрации, портрет писателя,таблица «Толстые и тонкие вопросы».
Ход урока:
I. Организационный момент .Психологический настрой учащихся.
Учитель.Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!
ІІ.Побуждение
Учитель спрашивает у восьмиклассников, какие ассоциации возникают со словом «счастье».
Жизнь Здоровье
Любовь Удовлетворенность
Радость Богатство
Далее учитель предлагает написать синквейн на тему « Счастье ».
1. Счастье -
Доброе,долгожданное
Радует, удивляет, сбывается
Счастье - это наша жизнь
Любовь.
4. Счастье
Человеческое, незабываемое
Добиваться, наслаждаться, ждать
Его обретешь в жизни
Радость.
III.Осмысление
Учитель: Вопросам о том, что такое счастье, в чем его смысл, способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году. Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.(Ученики ознакомлены с содержанием повести)
2.Составление учащимися «толстых» и «тонких» вопросов по содержанию текста.
«Тонкие вопросы»
Как звали слепого музыканта?
Какая была связь между Петром и Эвелиной?
Кто помог Анне воспитать слепого сына?
«Толстые вопросы»
Почему мальчик очень трепетно относился к каждому услышанному звуку?
На каком инструменте играла мама мальчика?
Почему жизнь мальчика была так сложна?
3.Ответить на вопрос:
- Почему так подробно Короленко описывает слезы матери, ее душевное состояние?
- Ребенок родился слепым
Учитель: Рождение слепого ребенка - это трагедия, боль и матери,и всей семьи, и, конечно, ребенка.Что с ним будет в этом злом,равнодушном мире?Как сложится жизнь?Многое зависит от людей,которые будут окружать,от их умения принять участие в жизни такого человека.Кто сыграл огромную роль в формировании характера Петруся?Почему именно Максим обратил внимание на мальчика?
4. Составление логических цепочек событий, которые показывают взросление Петруся под влиянием Максима и уже собственного взгляда на жизнь. (Работа в группах).
Музыка Иохима – пианино – Эвелина – первая любовь – звонарь - путь в монастырь – свадьба - рождение ребенка.
- Какое звено в цепочке повернуло всю жизнь нашего героя? (Первая любовь).
Итак, Петрусь понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.Почему ключевой сценой в повести является встреча Петра и Эвелины? (Ответы учеников).Что такое любовь для Петра? Знал ли он о ней? (Обсуждение в группах). Петр проходит трудный жизненный путь, но в итоге обретает смысл жизни, любовь и признание.
Можно ли назвать Петра счастливым человеком? (Да)
Чему учит нас автор своим произведением?( Автор своим произведением учит нас тому, чтобы мы были милосердными к окружающим, человечными, были терпимыми к человеческому страданию, и прожили достойную и полноценную жизнь.)
I?. Рефлексия
Учитель: Ребята, давайте вернемся к вашим рассказам о счастье, которое вы написали в начале урока. Совпало ли ваше мнение о счастье с тем, что вы узнали сегодня?
Напишите эссе - письмо Петру.(Образцы писем зачитываются).
“Здравствуй, дорогой Петрусь! Я очень рад за тебя. Как хорошо, что ты сделал правильный выбор в своей жизни и нашел свое счастье. Я желаю тебе огромной любви, счастья. Я тоже хочу, чтобы у меня жизнь была самой лучшей”.
“Здравствуй Петр! Спасибо тебе за то, что ты есть. Благодаря тебе, я понял, что если на жизненном пути будут препятствия, то не надо останавливаться, нужно преодолевать их. Я тоже буду верить в лучшее, надеюсь, что эта вера мне поможет. Я учусь в 8 классе. Меня зовут Акнур. Я желаю вам с Эвелиной долгой жизни. Приезжайте к нам в гости”.
V.Задание на дом.
1.Сочинение миниатюра: « Чему учит нас повесть?»
2.Составить цитатную характеристику героев