Предмет
самопознание
Класс 3 русский
Тема урока
«Путь любви и добра»
Ссылки
Учебник по самопознанию 3 класса.
Цели урока
Расширить представление учащихся о таких ценностях,как любовь и доброта.Развить стремление к лидерским качествам через принятие на себя ответственности в групповой работе.
Результаты обучения для учащихся
Ученики будут понимать ценностное отношение к себе, к людям и окружающему миру, приобретут эстетические навыки и навыки распределения обязанностей в групповой работе.
Основные идеи, отработанные по теме урока
знать о ценности любовь и доброта;
понимать смысл выражения «сопереживать и понимать другого человека»;
уметь видеть и понимать сочувствие и переживание.
Основная мысль урока
любовь ко всем, любовь в семье, любовь к животным, не быть эгоистом, уметь делиться, дружба, помощь другим и т.д.
Задания
Рефлексия настроения
Время
3 мин.
Действия учителя:
Задание 1
Учитель приглашает учеников встать в круг, подняв над собой обруч с лентами.
- Возьмите каждый по одной ленточке. Что у нас получилось?
Наш круг очень похож на юрту. А над вами купол юрты, он называется шанырак. Шанырак – это символ казахского дома. Каждый человек, большой и маленький, любит свой дом, потому что в нем живет его семья. Иметь семью – это большое счастье. Наш класс – это тоже большая семья. … Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.
Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
- Посмотрите на цвет ленточки в ваших руках и сядьте за парту, где стоит карточка с вашим цветом. (ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ)
Действия учеников:
Учащиеся становятся в круг и выбирают ленточки
Учащиеся по цветам ленточек делятся на группы и садятся за столы.
Наблюдение
Наблюдение за учащимися a, b, c
Позитивный настрой
3мин
Каждое утро солнышко встаёт, чтобы дарить людям своё тепло и ласку. Давайте и мы настроимся на урок доброты.
- Сядьте удобно, откиньтесь, закройте глаза.
- Медленно поднимите руки вверх. Представьте, что достали ими до нашего классного солнышка. Бережно "перенесите" солнечные лучики в своё сердце. В сердце появилась "звёздочка". - Сказали: "Любовь", звёздочка увеличилась. - "Здоровье" - стала ещё больше. "Добро" - стала, как солнышко большое. -Оно несёт тепло всем, кто рядом. Поделитесь друг с другом солнышком. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне.
- Поделитесь своими ощущениями.
- Что вы чувствовали?
Ученики высказывают свои ощущения.
Проверка домашнегозадания (защита сочинения «Что такое доброта»).
3 мин
Авторский стул
Учитель просит учеников в группе рассмотреть свои сочинения и выбрать, по их мнению, лучший для защиты.
Рефлексия Вопросы ученикам:
* По каким критериям вы оценивали сочинение? Почему?
*Почему вы определили этих лидеров для защиты своих работ?
* Получилось ли у них представить мнение группы? Почему?
Ученики, обсуждая в группе все подготовленные сочинения выбирают и представляют один самое хорошее сочинение «Что такое доброта» от группы, определив лидера для защиты.
Ученики анализируя отвечают на вопросы учителя и оценивают группы 4-х и 5-ти конечными звёздами.
5 мин
Приглашаю Вас в необычное путешествие»
- Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Его название состоит из этих букв: т, о, д, р, б, а, о (на доске таблички с буквами).
• Как называется наше море? (Доброта). Вы, наверное,догадались о чем пойдет речь на нашем уроке? (О доброте)
- Что такое доброта?
Доброта- отзывчивость, стремление делать добро, душевное расположение к людям. (Ожегов)
Это не что иное, как умножать счастье- и своё, и ближних. Накормил ли ты голодного, помог ли больному или просто вымыл посуду после ужина, когда все в доме устали, и ты в том числе, - всё это твои маленькие добрые дела и вместе с тем маленькие шаги к навыку доброго поведения. Делание добра- это «рассеивание по миру радости», это делать счастливыми и себя, и своих ближних- тех, кому ты это добро делаешь.
-У вас на листочках написаны разные слова. Выберите те, которым вы хотели бы назвать наш корабль на которых ваша команда поплывет по морю Доброты.
- Как идти в жизни по пути любви и добра?
- Всегда ли человек следует этому пути? Почему?
- Каким вы представляете себе доброго человека?
Сердце доброго человека отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремится помогать другим не только словом, но и делом.
Ученики выбирают название кораблю и объясняют свой выбор, например: «Я выбрала название «Помощь», потому что добрый человек всегда поможет другому». «Я выбрал «Вежливость», потому что добрый человек никогда не говорит грубых, злых слов, и он всегда вежлив с людьми»., «Радость», потому что дарить радость людям, это добрый поступок. «Любовь»,это главное чувство, у кого в сердце есть любовь, он не сделает зла.
Позитивное высказывание
8 мин
«Доброта – это солнце,которое согревает душу человека» (Михаил Пришвин)
- Ребята, прочитайте слова, которые написаны на доске.
«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека».
— Как вы понимаете слова известного русского писателя Михаила Пришвина?
— Злой человек может стать добрым?
-Опишите, как выглядит недобрый человек.
—Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит?
Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. - Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
-Как быть добрее?
Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя.
Психологическая разминка
2 мин
Учитель предлагает детям похлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о плохом деле. Учитель каждый раз проговаривает слова «хорошо или плохо…»
*Покормить зимой птиц?
*Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?
*Сломать ветку на дереве?
*Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
*Изрисовать стену школы краской из баллончика?
*Помочь библиотекарю подклеить старые книги?
*Принять участие в субботнике по уборке территории школы?
*Уступить место в автобусе пожилому человеку?
Просмотр видеоматериала «Просто так»
10 мин.
Задание 2
-Почему мультфильм назвали «Просто так»?
- Отчего менялось настроение у героев мультфильма?
- Какое у героев мультфильма было настроение, после того, как они получали букет цветов просто так?
- Как можно дарить радость и доброту другим?
-Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится радостно?
Учащиеся высказывают главную мысль увиденного.
Рассказывание истории (беседа).
Задание 3
- Послушайте сказку "Добро без ума".
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.
- Согласны ли вы с мудрецом?
- На что нужно опираться, совершая что-нибудь? (на разум)
Учащиеся отвечают на вопросы, после прочтения
Групповая работа
4 мин.
Задание 4
Учитель предлагает работу в группах Разбор ситуации
1 группа
*Вам навстречу идет соседка, которая несет из магазина тяжелые сумки. Вы торопитесь в школу.
2 группа
*Когда старушка – соседка попросила Колю сходить в магазин за хлебом, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его
Ученики анализируя оценивают группы 4-х и 5-ти конечными звёздами.
Групповая работа
10 мин.
Задание 4
Учитель предлагает работу в группах по созданию коллажа на тему «Планета доброты» На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.
- Сейчас мы будем творить. Перед вами наша планета Земля.
- Что нужно сделать, чтобы она всегда оставалась прекрасной? (населить ее)
- Давайте попробуем. Выберете у меня на столе рисунки и украшаете Землю.
- Как мы назовем нашу аппликацию? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло!»
- Какое чувство вы испытывали, делая прекрасное дело?
-Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Ведь делать добро – это здорово.
Ученики анализируя оценивают стратегией «феерверк».
Источники, оснащение и оборудование:
Спокойная музыка
Видеоролик о доброте
Песня о доброте
Стенд- голубой фон моря
Белая бумага
Последующие задания и чтение
Домашнее задание: Напишите свое заветное желание, которое принесет высшее благо всем людям, живущим на Земле
Групповое пение.
Будьте добры,
Заключительная минута тишины
. (звучит тихая, спокойная музыка) –
Вот и подошел к концу наш с вами разговор. Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили? Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя?
Я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека.
Рефлексия
наклеить смайлики –Если урок понравился на кораблик
- если не понравился смаилик наклеить на суше